Пишем сонеты с Достоевским
В посте с названием "Философствующий герой Достоевского - Парадоксалист" есть восемь небольших глав. Восемь по числу триграмм в "Книге перемен", их там тоже восемь. У каждой триграммы есть название и символ, все восемь триграмм наглядно показывают связь между собой, когда их зарисовывают принадлежащими к восьми вершинам Куба. 8-мь вершин, 8-мь триграмм - соответствие жесткое, как на приведенном рисунке.
В линейной последовательности порядок следования триграмм, одна за другой, тоже строго определен. В этой строгой последовательности я присвоил главам моего поста номера от 1 до 8 и соответственно каждой главе близкую по смыслу триграмму. Моя статья преобрела кристаллическую кубическую структуру. Можно видеть, что на длинных диагоналях Куба расположены прямо противоположные триграммы (противоположность определяем по символам Инь и Ян).
Эти противоположные символы говорят о том, что главы приписанные к каждому из них, тоже находятся в связи по противоположным признакам: смысловым, понятийным, энергетическим и т.д. Нужно прочитать эти противостоящие главы и понять в чем их противоположность. Когда противоположность начнет раскрывать свой смысл нужно до конца раскрыть его и описать в стихотворении. Это творческая работа по примирению дихотономий и есть цель поэтического творчества. Особенность такой формы написания стиха в которой заложены смысловые блоки: тезис - антитезис - синтез, форма эта называется сонетом. То есть сонет - дихотомию преображает, посредством синтеза, в одно целое. Процесс преображения завораживает человека, он ощущает себя Творцом.
Если стих приятно звучит, имеет смысл, заключает оригинальные словесные обороты и рифмы, то значит, что он поэтически прекрасен. Человек сотворивший прекрасное в помышлении, уподобляется тому, кто Все сотворил Словом и было это Хорошо! И есть это Хорошо и будет Хорошо! Таким должен быть человек, в творчестве заключено его Счастье!
Итак запишу сначала главы в линейной последовательности:
1. Символ книги Перемен:Творчество (небо)
Главка: От прежних униженных людей к бастующему парадоксалисту
2. С.к.П.: Разрешение(металл) Главка: Противоположности в форме философских допущений
3. С.к.П.: цепление (огонь)
Главка: Каторга - испытание несвободой
4. С.к.П. :Возбуждение (дерево) Главка: Мужчины и женщины - всегда крайняя дихотономия Достоевского
5. С.к.П.: Уточнение (ветер)
Главка: Парадоксалист о разумности и строгой логике
6. С.к.П.: Погружение (вода)
Главка: 1861 год - время творить Россию
7. С.к.П.: Пребывание (гора)
Главка: Новая элита без народности и национальной принадлежности
8.С.к.П.: Исполнение (почва)
Главка: Екатерина 2-я родоначальница смены элит
Теперь напрягу творческие способности и преобразую дихотономию 1-й и 8-й глав, при помощи синтеза (а по-человечески: желая их примирить) в какое-то гармоничное единство... Получаю следующий сонет:
И гений парадоксов друг,
Еще романом о любви,
Богами не включЕн в свой круг,
Лови то дуновенье не лови.
Остались только ветры за стеной.
Их призывает, то дает отбой
Душа, что робко стать собой
Пытается, как будто в буре есть покой.
Бесчестья замок в Партените,
Тысячелетие ребяческий разврат,
Творили добросовестно к обиде,
Потомкам предки. Кислый виноград
Оставил след и хромосомный ряд.
Такой, что язвы до сих пор горят.
(Всего, как вы понимаете, сонета должно быть четыре. Для этого нужно выбрать правильное время и подманить Вдохновение. Пока ждём-с...)
Второй сонет появляется на свет при поиске противоположностей и жгучем желании их примирить дихотомий обозначенных цифрами 2 и 7:
Такой, что язвы до сих пор горят
Раздумье о причинах, о раздорах
Проход теней, которые молчат
И шепот бродит тихо в хорах.
Вот-вот проявится основа,
Из точек, резов, рун и черт,
В туманном нечто прежде слова,
Забрезжит тихий, ровный свет.
Эфиром шито платье короля,
Как тонко оцифрована парча,
И шелк, и бархат, тра ля ля:
Под звуки лиры два пажа,
Несут вуаль под ней сновИден
Прекрасный образ дамы Инь Гуан.
Третий сонет (сонет, конечно условно, ведь я не Петрарка и не Макс Волошин - только учусь), построен на эпюре напряжений диагонали между вершинами 3 - 6 :
Прекрасный образ дамы Дао-дан
Душой и сердцем к ней приник,
Затрепетал, как птичка талисман:
Роса зари и слов родник.
Из топей зыбких и болот,
Русальих чар и леших хмарей,
Тропа ведёт к себе и от
Пожаров, пУстыней и гарей.
Час обновленья чает грядый,
Один ничто - со всех сторон
Святые источают взгляды,
Их лики новый небосклон.
Он знает, что петра оксюморон
Встает замковым камнем правды.
И вот каков вышел последний сонет, соединении-пересечении взгляда из точки 4 на точку (и заложенную идею) в точке номер 5:
Падет замковым камнем правды,
Откуда ни возьмись - возьмёт,
Луну и Солнце, и гирлянды,
Лучами их согретыми планет.
Из тьмы аспектов тринов, гладей,
И квадратур, секстильных прядей
Взаимоотражений вот - плывет,
Царевна Лебедь - звёзд парадЕй,
Да, параденье - это чудо куба,
Из ребер порождение двух,
Не дважды два твои от дуба,
Не диссонанс, что режет слух.
Взаимным квантованием подруга
Для борозденья мужу родилась со-ха!