Найти тему

Парадоксалист (часть 3) Пишем сонеты с Достоевским

Пишем сонеты с Достоевским

В посте с названием "Философствующий герой Достоевского - Парадоксалист" есть восемь небольших глав. Восемь по числу триграмм в "Книге перемен", их там тоже восемь. У каждой триграммы есть название и символ, все восемь триграмм наглядно показывают связь между собой, когда их зарисовывают принадлежащими к восьми вершинам Куба. 8-мь вершин, 8-мь триграмм - соответствие жесткое, как на приведенном рисунке.

В линейной последовательности порядок следования триграмм, одна за другой, тоже строго определен. В этой строгой последовательности я присвоил главам моего поста номера от 1 до 8 и соответственно каждой главе близкую по смыслу триграмму. Моя статья преобрела кристаллическую кубическую структуру. Можно видеть, что на длинных диагоналях Куба расположены прямо противоположные триграммы (противоположность определяем по символам Инь и Ян).

Эти противоположные символы говорят о том, что главы приписанные к каждому из них, тоже находятся в связи по противоположным признакам: смысловым, понятийным, энергетическим и т.д. Нужно прочитать эти противостоящие главы и понять в чем их противоположность. Когда противоположность начнет раскрывать свой смысл нужно до конца раскрыть его и описать в стихотворении. Это творческая работа по примирению дихотономий и есть цель поэтического творчества. Особенность такой формы написания стиха в которой заложены смысловые блоки: тезис - антитезис - синтез, форма эта называется сонетом. То есть сонет - дихотомию преображает, посредством синтеза, в одно целое. Процесс преображения завораживает человека, он ощущает себя Творцом.

Если стих приятно звучит, имеет смысл, заключает оригинальные словесные обороты и рифмы, то значит, что он поэтически прекрасен. Человек сотворивший прекрасное в помышлении, уподобляется тому, кто Все сотворил Словом и было это Хорошо! И есть это Хорошо и будет Хорошо! Таким должен быть человек, в творчестве заключено его Счастье!

Итак запишу сначала главы в линейной последовательности:

1. Символ книги Перемен:Творчество (небо)

Главка: От прежних униженных людей к бастующему парадоксалисту

2. С.к.П.: Разрешение(металл) Главка: Противоположности в форме философских допущений

3. С.к.П.: цепление (огонь)

Главка: Каторга - испытание несвободой

4. С.к.П. :Возбуждение (дерево) Главка: Мужчины и женщины - всегда крайняя дихотономия Достоевского

5. С.к.П.: Уточнение (ветер)

Главка: Парадоксалист о разумности и строгой логике

6. С.к.П.: Погружение (вода)

Главка: 1861 год - время творить Россию

7. С.к.П.: Пребывание (гора)

Главка: Новая элита без народности и национальной принадлежности

8.С.к.П.: Исполнение (почва)

Главка: Екатерина 2-я родоначальница смены элит

Теперь напрягу творческие способности и преобразую дихотономию 1-й и 8-й глав, при помощи синтеза (а по-человечески: желая их примирить) в какое-то гармоничное единство... Получаю следующий сонет:

И гений парадоксов друг,

Еще романом о любви,

Богами не включЕн в свой круг,

Лови то дуновенье не лови.

Остались только ветры за стеной.

Их призывает, то дает отбой

Душа, что робко стать собой

Пытается, как будто в буре есть покой.

Бесчестья замок в Партените,

Тысячелетие ребяческий разврат,

Творили добросовестно к обиде,

Потомкам предки. Кислый виноград

Оставил след и хромосомный ряд.

Такой, что язвы до сих пор горят.

(Всего, как вы понимаете, сонета должно быть четыре. Для этого нужно выбрать правильное время и подманить Вдохновение. Пока ждём-с...)

Второй сонет появляется на свет при поиске противоположностей и жгучем желании их примирить дихотомий обозначенных цифрами 2 и 7:

Такой, что язвы до сих пор горят

Раздумье о причинах, о раздорах

Проход теней, которые молчат

И шепот бродит тихо в хорах.

Вот-вот проявится основа,

Из точек, резов, рун и черт,

В туманном нечто прежде слова,

Забрезжит тихий, ровный свет.

Эфиром шито платье короля,

Как тонко оцифрована парча,

И шелк, и бархат, тра ля ля:

Под звуки лиры два пажа,

Несут вуаль под ней сновИден

Прекрасный образ дамы Инь Гуан.

Третий сонет (сонет, конечно условно, ведь я не Петрарка и не Макс Волошин - только учусь), построен на эпюре напряжений диагонали между вершинами 3 - 6 :

Прекрасный образ дамы Дао-дан

Душой и сердцем к ней приник,

Затрепетал, как птичка талисман:

Роса зари и слов родник.

Из топей зыбких и болот,

Русальих чар и леших хмарей,

Тропа ведёт к себе и от

Пожаров, пУстыней и гарей.

Час обновленья чает грядый,

Один ничто - со всех сторон

Святые источают взгляды,

Их лики новый небосклон.

Он знает, что петра оксюморон

Встает замковым камнем правды.

И вот каков вышел последний сонет, соединении-пересечении взгляда из точки 4 на точку (и заложенную идею) в точке номер 5:

Падет замковым камнем правды,

Откуда ни возьмись - возьмёт,

Луну и Солнце, и гирлянды,

Лучами их согретыми планет.

Из тьмы аспектов тринов, гладей,

И квадратур, секстильных прядей

Взаимоотражений вот - плывет,

Царевна Лебедь - звёзд парадЕй,

Да, параденье - это чудо куба,

Из ребер порождение двух,

Не дважды два твои от дуба,

Не диссонанс, что режет слух.

Взаимным квантованием подруга

Для борозденья мужу родилась со-ха!