Когда мы находимся в позиции жертвы, важно понять почему мы в ней находимся. Потому что мы выбираем определенное поведение в конфликтных ситуациях. Это поведение, конечно же связано с прошлым детским опытом, когда вы были ребенком. Например, когда ребенку гворят, чтот он поступил плохо, он может начать "дуться". Во взрослой жизни такой человек обидится и не будет решать вопрос, а начнет избегать или терпеть, приспосабливаться.
Итак, есть несколько стратегий поведения в конфликте.
Очень часто жертвы используют такой тип поведения, как избегающий. Это когда человек избегает конфликтов, любыми способами. Например: женщина приходит с работы домой, а там находится ревнивый муж начинает на нее кричать. Она уходит в другую комнату, избегает конфликт и замалчивает ситуацию.
Другой тип поведения, приспосабливающийся. Это когда человек приспосабливается к той или иной ситуации. Он похож на избегающий, но есть небольшие различия. Одно из различий - человек всегда подстраивается под других. Например: женщина хочет, чтобы ей купили машину, а муж хочет мотоцикл. И жена в этой ситуации приспосабливается и уступает мужу.
Следующая стратегия - конкуренция. Когда вы находитесь друг с другом в конфронтации и никто никому не уступает. Постоянное соперничество. Например: вы совместном просмотре телевизора вы хотите смотреть разные каналы. Соперничаете за телевизор. Тем самым ситуация заходит в тупик. Такую стратегию часто используют тираны или преследователи (треугольник Карпмана).
Самым экологичным выходом из конфликта будет другой тип стратегии - сотрудничество. Когда обе стороны идут навстречу друг другу. В этой стратегии учитываются интересы обеих сторон. Для этого нужно слышать потребности каждого. Например: например, жена пришла с работы уставшая и не хочет мыть посуду. Мужчина это видит и начинает конфликтовать. Он хочет видеть посуду чистой. Тогда они принимают обоюдное решение, что они будут по очереди мыть эту самую посуду. Это будет считаться стратегией компромисса, когда люди уступают друг другу в ущерб своих интересов.
Либо они пойдут в стратегию сотрудничества и решат купить посудомоечную машину, чтобы никто эту посуду не мыл).
Автор: Гладышева Олеся Юрьевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru