Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Как мы пользуемся своим "ложным Я"?

Идея о ложном и настоящем я, сформулированная в свое время педиатром и психоаналитиком Дональдом Винникоттом, актуальна по сей день и активно используется для рефлексии и внутренних изменений.

Помимо прочего, суть идеи состояла в том, что в процессе воспитания ребенок неизбежно приобретает ложное я, состоящее из ограничений его спонтанности, идентификаций со значимыми другими и различных защитных приемов. Ребенок, так или иначе, учится подчиняться и в определённой мере «не быть собой». В дальнейшем, ложное и истинное я в определенной пропорции доступны своему «обладателю», а также находятся в разных взаимоотношениях друг с другом. Это взаимоотношение, во многом, зависит от той функции, которое выполняет ложное я.

-2

Возможные функции

  • Социальная адаптация. Вероятно, наиболее комфортный вариант, при котором «ложное я» присутствует в достаточной мере для того, чтобы усваивать и соблюдать социальные нормы и ожидания. При этом контакт с истинным я не утрачивается. Напротив, «ложное я» не только занимается адаптацией, но и ищет безопасные возможности для реализации «истинного я» (в отношениях, творчестве, работе). Кроме того, сами компоненты «ложного я» могут быть в достаточной мере «освоены» и ощущаться как довольно аутентичные, а не как мертвая социальная маска. Комплименты в адрес «ложного я» приятны и укрепляют ощущение адаптивности.
  • Избегание ощущения использования и эксплуатации. В этих случаях «ложное я», скорее, вытесняет истинное, в результате чего «истинное я» не всегда остается доступным для осознания и переживания. Это срабатывает как защитная функция, поскольку, если «Я настоящий» не присутствую в контакте, меня невозможно использовать, мои уязвимости не для кого не доступны (включая меня). Это приводит к невозможности устанавливать близкие и теплые взаимоотношения, а также к усилению собственной тенденции эксплуатировать других. Комплименты «ложному я» переживаются как желанные и, в то же время, всегда недостаточные, так как не достигают настоящей зоны уязвимости, которая нуждается в поддержке. Использование социальной маски может быть настолько привычным, что нередко нахождение в режиме «ложного я» в моменте очень сложно отрефлексировать.
  • Сохранение «настоящего Я» в безопасности. Часто мотивацией такой функции выступает желание избежать повторной травматизации в отношениях. В отличие от предыдущего варианта, в этом случае сохраняется контакт с «истинным я», ощущением собственной уязвимости и потребности в других людях. Само использование «ложного я» переживается как обременяющий процесс ношения социальной маски (часто демонстрирующей оптимизм, спокойствие и уверенность, которых нет на самом деле). Разница между собой настоящим и маской чувствуется очень остро. Поэтому, если окружающие делают комплименты чему-то из репертуара «ложного я» это переживается не как подтверждение собственной адаптивности и хороших социальных навыков, а скорее, вызывает усиление отвращения к себе и отчаяния (если бы они видели меня настоящим, то резко разочаровались бы).

Сохранение «настоящего Я» может включать в себя довольно разные состояния: от довольно адаптивного, но внутреннее неприятного и ресурсозатратного разыгрывания социальных ролей или маскировки настоящих состояний и переживаний до крайних вариантов отказа от себя (например, ради включения в группу или коллектив любой ценой), удовлетворения своих потребностей и самореализации.

-3

На практике, каждый из нас может сталкиваться с тем, что его ложное я попеременно выполняет ту или иную функцию. Зная, что не иметь ложного я невозможно и жить совсем без него было бы крайне затруднительно, важно осознавать, в каком режиме оно сейчас работает и какую функцию выполняет.

Для этого можно задавать себе такие вопросы:

Ощущаю ли я себя сейчас «в маске» или не совсем «собой»?

Насколько велика разница между мной настоящим и моим поведением «для других»? Как она переживается?

Ради какой цели я веду себя так? Что случилось бы, если бы мое поведение было более естественным (меня бы использовали? Травмировали? Пренебрегали?)

Каково качество среды, для которой я использую «ложное я»? Насколько здесь безопасно? Позволяет ли уровень безопасности быть более спонтанным или же напротив, даже ценой отказа от себя не получается достичь этого ощущения (если не получается, то могу ли избежать нахождения в такой среде)?

Могу ли использовать какие-то компоненты «ложного я», которые ближе ко мне настоящему?

Опираясь на такую рефлексию можно делать свое «ложное я» более адаптивным и согласованным с «истинным я», а также сохранять контакт со спонтанностью и уязвимостью.

Спасибо за внимание!

Подписывайтесь на мой телеграм-канал https://t.me/psychology_of_aliveness

Запись на консультацию @pershikova_psychoanalyst

Автор: Першикова Лариса Евгеньевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru