«Всякая школа славна не числом, а славою своих учеников», — так однажды сказал выдающийся хирург Пирогов. Руководитель офиса Vysotsky Estate в Ростове-на-Дону Анна Гаврикова добавляет: слава о школе идёт впереди неё и определяется не официальными рейтингами, а реальными отзывами родителей. Сегодня рейтинги школ формируется иначе, чем несколько лет назад, но споры вокруг них не утихают. Кто-то видит в этом инструмент «школьной мотивации», другие полагают, что это на самом деле иллюзия, которая, скорее, сбивает с толку родителей. Как бы то ни было, Анна решила не полагаться на известные рейтинги и нашла свой подход к поиску и выбору лучших. Результаты этих выборов — в нашем новом материале.
Как было?
Впервые рейтинг ростовских школ появился лет десять назад. Тогда школы подразделялись на «сильные», «нормальные» и «так себе». Уже были лицеи, гимназии и спецшколы, куда поступали самые способные. Но чаще встречались обычные общеобразовательные школы, которые принимали всех детей «с района». То есть тогда работал принцип «школа выбирает учеников». Кто бы мог сомневаться, что в топе оказывались привилегированные учебные заведения: лицеи, гимназии и спецшколы.
Затем наступила реорганизация системы: уже не школа выбирала ученика, а ученик школу. По идее, рейтинг должен обеспечивать конкурентную среду, где школы будут усиленно работать над качеством образования.
Вообще, если делать рейтинги «по уму», то в список критериев должны входить профилактика правонарушений, обучение детей с особенностями развития, социокультурная деятельность, эффективность работы дошкольного отделения и т.д.
Как сейчас?
Но у нас все критерии сводятся к одному: данные по среднему баллу по ЕГЭ, что можно соотнести с уровнем качества образования. При этом страдает справедливость, ведь частенько к результатам по ЕГЭ прикладывают руку репетиторы, а славу забирают себе школы. Плюс сюда добавляются отзывы, но насколько они объективны, никто не знает.
Рейтинг лучших школ Ворошиловского района сформирован по среднему баллу по ЕГЭ за 2021 год. Согласно ему в ТОП-7 попали (в порядке убывания):
🖌️ Лицей №56.
🖌️ Школа №30.
🖌️ Лицей №102.
🖌️ Гимназия №76.
🖌️ Школа №100.
🖌️ Гимназия №118.
🖌️ Школа №99.
При этом, если взять за самую высокую цифру по отзывам «4», то до неё дотягивают только школа №30 (4,3 балла) и гимназия №118 (4 балла). В тройку лидеров попала и школа №3, у которой нет данных по ЕГЭ, зато по отзывам – 4,2 балла.
Как сделали мы?
Я провела собственное анкетирование и собрала отзывы родителей учеников 28 школ Ворошиловского района.
Для составления рейтинга я вывела несколько критериев:
🔍 состояние школы;
🔍 количество мест и наполняемость школы;
🔍 количество смен;
🔍 количество детей в классах;
🔍 наличие «продлёнки»;
🔍 наличие дополнительных занятий;
🔍 выдача всех учебников;
🔍 качество образования;
🔍 близость к дому;
🔍 частота проведения мероприятий для детей.
Кто лучше?
Получились прелюбопытные результаты соцопроса.
В отличном состоянии школы №: 75, 76, 99. Лицей № 102 отремонтировали снаружи, а некоторые классы не видели ремонта с 90-х годов. К хорошему состоянию родители отнесли школы №: 27, 100, 115, 118 и гимназия «Развитие». На «троечку» вытянули школы №: 6, 65, 104 (но находится в стадии ремонта), 107.
Интересно, что в одном сошлись все участники опроса: все школы переполнены, и в некоторых учебный процесс протекает в две смены, а в №75 и 107 даже в три. Наполняемость в классах от 30 до 37 человек. Так что говорить об индивидуальном подходе к ученикам не приходится.
Удивительно, как заботятся о работающих родителях и об их потребностях: «продлёнки» нет почти в половине школ. Она отсутствует в школах №: 6, 26, 57, 65, 75, 100, 102 и 118. Зато дополнительные занятия имеются практически везде, за исключением № 56, 65 и 104 (не для всех классов).
Радует, что хотя бы учебниками школы обеспечивают своих учеников: их не выдают в зависимости от класса в школах №76 и 102, гимназии «Развитие».
Интересно было узнать, насколько часто в школах проводят мероприятия для детей. Казалось бы, времена пандемии закончились и запретов на массовые мероприятия нет, однако в некоторых школах, вероятно, забыли, как это делается: №27, 56, 65, 75, 99, 100, 102, 104, 118.
Пешая доступность школ всегда ценилась, как родителями, так и учениками. Выяснилось, что по шкале от 1 до 10 ни одна не набрала больше 5 баллов, а большинство — только 1 балл.
И, наконец, самое интересное — качество образования. Родители учеников только двух школ оценивают уровень образования по шкале от 1 до 10 баллов в наивысший балл: №56 и №76, а №104 не дотягивает до него 1 балл. По 8 баллов отдали школам №75, 99, 102, 104, 107, 118 и гимназии. Правда в оценках по этому критерию родители не пришли к единодушному мнению: за 102 школу голосовали родители с разными мнениями: 7, 1, 4, 8, 5. А от школы №106 принимали участие в голосовании мамы, которые также считают, что школа заслуживает, как 4, так и 6, а может и все 10 баллов. Осмелюсь предположить, что это зависит от личных отношений с конкретными учителями в школе. Наименьшей оценки в 4 балла удостоилась школа №65.
Какие выводы?
Подведём итоги.
Согласно официальному рейтингу, лицей №56 стоит на первой строчке, однако родители недовольны им по всем показателям, кроме уровня образования.
Лицей №102 — на третьей строчке. Однако как и ремонт, это, скорее, внешняя оценка. Изнутри же видно, что с детьми сверх уроков ничем не занимаются, не выдают учебники и даже уровень образования некоторые родители оценивают в 1 или 4 балла из 10.
С официальной точкой зрения относительно школы №76 согласны и родители: школа в хорошем состоянии, качество обучения на наивысшем уровне, не выдают только учебники и учёба в две смены.
Школа №100 на пятой позиции оценивается родителями как здание в хорошем состоянии, но с отсутствием «продлёнки» и мероприятий, близостью к дому в 1 балл, зато качество образования дотягивает до 7 баллов.
Гимназия №118 в рейтинге на 6 месте, получает 4 балла по отзывам родителей на сайте и, согласно опросу, также заслуживает высокой оценки: здание в хорошем состоянии, «продлёнки» и мероприятий нет, зато качество обучения оценили в 8 баллов.
Замыкает статистику школа №99, которая может похвастать отличным состоянием помещений. И пусть мероприятия в ней проводят не часто и от дома она не близко, зато учат в ней на 8 баллов.
В заключение можно сказать, что оценки школ хоть и субъективные, но к ним стоит прислушаться. Есть «плюсы» и «минусы», и каждый родитель сам решает, что может перевесить на чаше весов.
Кто-то полагает, что разные ростовские школы нельзя считать равноценными игроками в борьбе за место в рейтинге. Ведь есть учебные заведения, которые за счёт своей привилегированности надёжно «оккупировали» места в топе.
Место школ в рейтинге может изменяться в зависимости от того, грамотно ли они сформировали кадровый состав. Некоторым это удалось, ведь они обеспечили учебный процесс «качественными» учителями, квалифицированными, способными предлагать что-то новое и способствовать развитию своей школы.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые статьи!
Нравится статья? Ставьте лайк!