Найти в Дзене
Мир глазами историка

"Я на Вачу ехал плача, возвращался хохоча": ностальгическое

20 июня 1980 года. Калининград, Дворец спорта "Юность". Автор фото - Владимир Степанович Кравец. Фото со страницы "Высоцкий Владимир Семёнович" в соцсети "ВКонтакте"
20 июня 1980 года. Калининград, Дворец спорта "Юность". Автор фото - Владимир Степанович Кравец. Фото со страницы "Высоцкий Владимир Семёнович" в соцсети "ВКонтакте"

Поддавшиеся всем сердцем ностальгии по советскому прошлому, наверное, должно быть знакомо словечко из дворового жаргон тех времён "бич". Правда, в их концепцию о всеобщем процветании оно не вписывается, потому и старательно забывается. Но знаменитый актёр и автор-исполнитель Владимир Высоцкий им, думается, знаком. Он и после своей смерти в 1980 году был чрезвычайно популярен. Вспомнилась одна его песня, в которой то самое словечко повторяется несколько раз. Это "Песня про Вачу и попутчицу Валю". Сам Владимир Высоцкий вот так на одном из концертов прокомментировал и название песни, и смысл слова "бич":

"Речка Вача — в Сибири, это река, где старательские артели моют золото. И еще — для справки: «бич», слово, которое часто употребляется в этой песне, это «пляж», «берег» — по-английски, — значит, «береговой моряк». В общем, у нас называют так людей, которые как-то отстали от корабля, запили, потом начали вот так мигрировать — то к геологам, то к старателям прибьются. И они все время стараются оттуда выбраться — вырваться из этого положения. Их довольно много, этих людей, которые так вот как-то, без дому…"

Бичами в СССР называли бродяг, позднее, в перестроечные времена благодаря СМИ и лозунгу" гласность" на смену пришло слово-аббревиатура" бомж". Кстати, в 1980-х "Комсомольская правда" посвятила целую серию статей одному провинциальному молодому художнику, который во что бы то ни стало решил поселиться в Москве, что и сделал, оборудовав под своё новое жилище колодец теплоснабжения.

На фото слева направо: Константин Ведерников, Сергей Геннадьевич Зимин — главный инженер "Артель старателей "Лена", Вадим Иванович Туманов — председатель артели "Лена", А. Шемяков — пилот вертолёта и Владимир Высоцкий. Фото Леонида Васильевича Мончинского. Фото взято из соцсети "Одноклассники"
На фото слева направо: Константин Ведерников, Сергей Геннадьевич Зимин — главный инженер "Артель старателей "Лена", Вадим Иванович Туманов — председатель артели "Лена", А. Шемяков — пилот вертолёта и Владимир Высоцкий. Фото Леонида Васильевича Мончинского. Фото взято из соцсети "Одноклассники"

Сама же песня Владимира Семёновича по свидетельствам очевидцев — это стихотворный пересказ одной истории о тёзке знаменитого барда бульдозеристе золотодобывающей артели "Лена" Владимира Мокрогузова, положенный на гитарные аккорды. Историю эту Высоцкий услышал в 1976 году, когда побывал в гостях у старателей той самой артели под руководством его друга Вадима Туманова в г. Бодайбо Иркутской области. Припев песни родился из фразы, брошенной в шутку одним из старателей: "Я на Вачу еду — плачу, с Вачи еду — хохочу".

Под собою ног не чую
И качается земля...
Третий месяц я бичую,
Так как списан подчистую
С китобоя-корабля.
Ну а так как я бичую,
Беспартийный, нееврей,
Я на лестницах ночую,
Где тепло от батарей.
Это жизнь! Живи и грейся —
Хрен вам пуля и петля!
Пью, бывает, хоть залейся:
Кореша приходят с рейса
И гуляют "от рубля"!
Рупь не деньги, рупь — бумажка,
Экономить — тяжкий грех.
Ах, душа моя тельняшка —
Cорок полос, семь прорех!
Но послал Господь удачу,
Заработал свечку он!
Увидав, как горько плачу,
Он сказал: "Валяй на Вачу!
Торопись, пока сезон!"
Что такое эта Вача
Разузнал я у бича:
Он на Вачу ехал плача —
Возвращался хохоча.
Вача — это речка с мелью
Во глубине сибирских руд,
Вача — это дом с постелью,
Там стараются артелью,
Много золота берут!
Как вербованный ишачу,
Не ханыжу, не "торчу"...
Взял билет — лечу на Вачу,
Прилечу — похохочу!
Нету золота богаче
Люди знают, им видней!
В общем, так или иначе,
Заработал я на Ваче
Сто семнадцать трудодней.
Подсчитали, отобрали
За еду, туда-сюда,
Но четыре тыщи дали
Под расчёт — вот это да!
Рассовал я их в карманы,
Где и рупь не ночевал,
И уехал в жарки страны,
Где кафе да рестораны,
Позабыть, как бичевал.
Выпью — там такая чача! —
За советчика бича:
Я на Вачу ехал плача —
Возвращаюсь хохоча!
Проводник в преддверье пьянки
Извертелся на пупе,
То же и официантки,
А на первом полустанке
Села женщина в купе.
Может, вам она — как кляча,
Мне — так просто в самый раз!
Я на Вачу ехал плача —
Возвращаюсь веселясь!
То да сё да трали-вали...
Как узнала про рубли...
Слово по слову у Вали,
Деньги по столу шныряли —
С Валей вместе и сошли.
С нею вышла незадача —
Я и это залечу!
Я на Вачу ехал плача,
Возвращаюсь — хохочу!..
Суток шесть как просквозило,
Море — вот оно, стоит.
У меня что было — сплыло,
Проводник воротит рыло
И за водкой не бежит.
Рупь последний в Сочи трачу —
Телеграмму накатал:
Шлите денег — отбатрачу,
Я их все прохохотал.
Где вы, где вы, россыпные, —
Хоть ругайся, хоть кричи!
Снова ваш я, дорогие,
Магаданские, родные,
Незабвенные бичи!
Мимо носа носят чачу,
Мимо рота — алычу...
Я на Вачу еду, плачу,
Над собою хохочу!

По воспоминаниям Туманова В., текст тоже возник почти сразу:

Мне показалось, что Володя не придал значение этой фразе. Но во время перелета на вертолете с Барчика на Хомолхо он что-то начал записывать в тетрадку. Оказалось, что это и были будущие стихи "Про речку Вачу и попутчицу Валю".

Расказано про незадачливого старателя Высоцким В. С. без всякой социальной подоплёки, но история публике полюбилась, потому как таких незадачливых любителей приключений не так уж и мало. А житейская мудрость и жизненный опыт приходят часто тем быстрее, чем быстрее заканчиваются кровно заработанные. Иначе не было бы в российской истории ни МММ, ни телефонных мошенников, ни искренней веры в коммунизм.

Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.