Максим Кульгин, Денис Кретов, Александр Маркович и Илья Гусинский создали веб-сервис, защищающий контекстную рекламу от скликивания ботами и недобросовестными конкурентами. Их программное решение, в центре которого находится нейронная сеть, экономит клиентам до 30% рекламного бюджета, но это сильно не нравится Яндексу.
"Кровавая" битва за трафик в Яндекс.Директ при недоступности рекламных площадок Instagram, Facebook и GoogleAds, уверенно приближает среднюю ставку за клик к 100 рублям. Этим пользуются ушлые рекламодатели, использующие компьютерные программы (роботы кликботы), которые кликают по рекламным объявлениям конкурентов до полного опустошения баланса аккаунта в Яндекс.Директ или достижения лимита по расходам. После этого реклама жертвы исчезает из поисковой выдачи и рекламной сети, а мошенник может показывать свои объявления без конкуренции, получая весь объем трафика по сниженной стоимости.
Скликиванием грешат и сами владельцы сайтов, которые размещают рекламные блоки Яндекса: больше кликов - больше доход сайта.
Данный вид мошенничества получил название кликфрод - от англ. click fraud, дословно «мошенничество с кликами». Согласно последним данным CHEQ AI Technologies, около 20% рекламного трафика приходится на ботов и фрод, при этом мошенничество с кликами затронуло 9 из 10 рекламных кампаний PPC.
IT компании активно учатся определять некачественный трафик и некоторые делают это настолько успешно, что буквально стали костью в горле для главного бенефициара скликивания - компании «Яндекс». «Крупные игроки рынка — поисковые системы и операторы контекстной рекламы — будут препятствовать развитию технологий защиты от фрода и скликивания, потому что это их бизнес, они на этих кликах зарабатывают», — говорит один из основателей стартапа по защите от рекламного мошенничества. Ему, впрочем, не удалось трансформировать технологию в успешный бизнес. Зато это оказалось под силу выпускникам Санкт-Петербургского Электротехнического Университета — их сервис clickfraud.ru, научившийся блокировать мошеннический рекламный трафик и балансирующий на едва уловимой грани между хакерством и обработкой больших данных, сэкономил в прошлом году своим клиентам более 100 млн. рублей рекламных бюджетов.
***
Как выбрать защиту от скликивания для своего проекта? Скачай таблицу: "ТОП 10 лучших сервисов защиты от скликивания и фрода: сравнение по 12 параметрам."
***
Из проектного бизнеса в продуктовый
Компания Clickfraud выросла другого бизнеса основателей – проекта Notissimus, который задумывался как конструктор мобильных приложений для интернет-магазинов.
Осенью 2012 года Максим Кульгин с командой (давними партнерами с предыдущего места работы компании «Альтернатива Синицы», где они занимались оптово-розничной торговлей электроникой) задумали создать конструктор нативных мобильных приложений для интернет-магазинов. К весне 2013 года был найден инвестор из Санкт-Петербурга, зарегистрировано ООО, снят офис рядом с метро с видом на Иссакиевский собор. Партнеры надеялись привлекать по 7 новых клиентов каждый месяц и взимать плату за поддержку каждого приложения, но допустили ошибку в планировании: оказалось, что интернет-магазины не были готовы использовать шаблонные приложения, напротив, каждая компания имела свои уникальные требования к дизайну и функциональности приложения.
И все же клиентов долго ждать не пришлось. Первым стала служба доставки еды «2-Берега», которая нуждалась в приложении, специально разработанном для ее потребностей. В Notissimus быстро поняли, что идея конструктора мобильных приложений не подходит и нужно менять подход.
Проанализировав запросы рынка, в августе 2013 года разработчики предложили новую концепцию - бесплатную разработку мобильных приложений для розничных компаний с базовым функционалом и дизайном, но с платой за техническую поддержку в размере 15 000 ₽ в месяц. Появились крупные клиенты из розничного сектора - Oodji, LOVE REPUBLIC, Befree, футбольный клуб «Зенит», хоккейный клуб «СКА». Вдохновленная таким успехом, команда расширила сферу деятельности - стали предлагать разработку веб-сайтов, парсинг данных и другие услуги.
Переломный момент наступил в 2020 году, когда в компанию обратился давний клиент с ежемесячным бюджетом в размере 6 млн. рублей. Его проблема заключалась в том, что треть этой суммы - а это 2 миллиона в месяц!- скликивают боты. Отчаявшись, он попросил “что-нибудь придумать”. Разработчики оценили свои возможности, взяли с клиента небольшую предоплату, зарегистрировали доменное имя clickfraud.ru и погрузились в решение проблемы.
Бизнес на скликивании
В последние годы проводилось множество исследований, посвященных качеству трафика и масштабам клик-фрода. Результаты ужасают! Аналитическая компания Juniper Research провела анализ рекламного трафика в мировой сети, в результате которого было выявлено, что кликфрод наносит ущерб в размере 42 миллиардов долларов ежегодно. Согласно отчету компании White Ops Inc., занимающейся кибербезопасностью, каждый пятый клик по контекстной рекламе является мошенническим.
Недавно облачная платформа Imperva Incapsula опубликовала отчет о бот-трафике, в котором утверждается, что только 48,2% переходов по рекламе приходится на реальных пользователей, а 51,8% - на ботов (из которых 22,9% - легитимные роботы). Почему рекламодатели должны платить за такие показы?
«Любой бизнес может заказать скликивание конкурентов с помощью ботнетов или наемных исполнителей, которые будут сознательно кликать по объявлениям. Мы обнаружили большое количество таких практик, особенно на биржах, где за сумму менее 100 долларов в день конкуренты могут быть исключены из аукциона, - говорит Нейл Эндрю, основатель сервиса PPC Protect, - Google совершенно не реагирует на такую активность и не блокирует ее. Для нас ситуация была ясна, и мы ожидали, что споры по трафику будут решены в нашу пользу, однако поддержка Google оставила нас разочарованными, говоря только одно: "Возможно, вы неправильно настраиваете таргетинг", хотя наш анализ и статистика указывали на обратное».
На сегодня существует несколько методов противодействия скликиванию. Наиболее распространенный - блокирование IP-адресов, с которых исходит подозрительный трафик. До недавнего времени это был единственный более-менее эффективный способ борьбы с рекламным мошенничеством. Однако злоумышленники постоянно адаптируются и совершенствуют свои боты. Они начали использовать прокси-серверы для быстрой смены IP-адресов, продолжая беспощадные атаки на рекламу и бюджеты рекламодателей. В последнее время появились боты, которые с помощью машинного обучения имитируют поведение реальных людей: они посещают веб-сайты, накапливают историю и файлы cookie, а затем атакуют целевой сайт.
Проникнувшись болью рекламодателей, разработчики Clickfraud создали собственную технологию для борьбы со скликиванием, основанную на уникальных отпечатках браузеров - browser fingerprint. Эта технология принципиально отличается от того, что уже представлено на рынке антифрод платформ.
Защита от скликивания по следам браузера
Отпечаток браузера представляет собой уникальную последовательность символов и чисел, полученную из различных параметров устройства и браузера, с которого происходит посещение сайта. Эти параметры включают информацию об операционной системе, объеме оперативной памяти, разрешении экрана, параметрах шрифтов и многом другом. С помощью этих данных система Clickfraud может с точностью до 94% идентифицировать ботов и отслеживать их поведение в сети. Дело в том, что уникальность отпечатка браузера очень высока. Если говорить о статистике, то только раз на ~300 000 случаев случается полное совпадение отпечатков браузеров двух разных пользователей.
Однако, Clickfraud не полагается только на отпечаток браузера. Система также анализирует и другие параметры сессий для выявления нежелательной активности: обнаружение средств автоматизации, режима инкогнито, виртуальных серверов, черные списки IP-адресов, поведенческие характеристики сессий и данные Google reCAPTCHA.
Благодаря использованию fingerprint, система Clickfraud способна мгновенно блокировать нежелательную активность. Когда бот обнаруживается, система сравнивает полученный отпечаток браузера с сохраненными данными в базе и моментально блокирует дальнейшее показывание рекламных объявлений для всех новых связанных с ним IP-адресов и идентификаторов YaClientID. Это позволяет предотвратить повторное появление бота и защитить рекламные кампании от нежелательных кликов. Все собранные данные и результаты анализа сессий регулярно передаются в системы Яндекс.Метрика и Яндекс.Директ для автоматического блокирования нежелательных кликов.
По словам создателей, сервис позволяет экономить до 30% рекламного бюджета. Ежедневно анализируются сотни тысяч визитов на сайтах клиентов Clickfraud.
В данный момент в базе уже более 9 млн. уникальных отпечатков браузеров ботов. «Наша задача не показывать рекламу ботам» – говорит коммерческий директор Clickfraud Максим Кульгин.
***
Как узнать: нужен ли тебе Clickfraud? Воспользуйся калькулятором расчета экономии рекламных бюджетов. Мы проанализировали данные наших клиентов и определили какую долю от рекламного трафика занимают боты и фрод и создали калькулятор, который рассчитывает выгоду от внедрения защиты от скликивания. Скачивай прямо сейчас и узнай сколько денег крадут у тебя боты!
***
Яндекс не справляется
В Яндекс.Директ используется собственная антифрод система, которая обеспечивает защиту от фрода и распознает скликивание по более чем 200 метрикам. Процесс борьбы с фродом в Яндекс.Директе осуществляется в три этапа:
- На первом этапе антифрод-программа идентифицирует клики и показы рекламы, осуществленные роботами, то есть программами, имитирующими действия пользователей.
- На втором этапе анализируется каждый переход по рекламе и показ объявления. Для этого был создан список из 250 характеристик фрод-активности, таких как время, сезонность, география, предшествующие события и другие. Подозрительные клики и показы автоматически отсеиваются антифрод-программой.
- На последнем этапе, происходит анализ поведения пользователей. Ежедневно программа анализирует около 4 миллиардов событий, чтобы выявить и устранить сложные случаи фрода.
Но такой подход практически не приносит пользы рекламодателям. Дело в том, что, по статистике, Яндекс признает только 7% кликов недействительными. Однако, в среднем, боты скликивают 25% рекламных бюджетов, а это означает, что около 18% суммы уходит в пользу Яндекса. Таким образом, если компания тратит 1 млн. рублей в месяц на контекстную рекламу, 180 тыс. рублей идут не на показы рекламы целевой аудитории, а остаются у мошенников и оператора рекламы.
«Следует понимать, что Яндекс трактует неоднозначность в свою пользу и возвращает деньги, только если на 100% уверен, что это бот, – отмечает Максим Кульгин, – Яндекс возвращает деньги, но сколько он не возвращает - не знает никто».
Искусственный интеллект для защиты от скликивания
На сегодняшний день клиентами Сlickfraud стали уже более двух сотен компаний. Ежемесячная выручка сервиса стремительно растет, приближаясь к 700 тыс. рублей в месяц.
Стоимость услуг по защите от скликивания варьируется в пределах от 2900 рублей для сайтов с посещаемостью до 10 тыс. визитов в месяц до 23 000 рублей для сайтов с посещаемостью до 500 тыс. визитов ежемесячно. Пользователи получают защиту от скликивания в Яндекс.Директ и GoogleAds, еженедельные сводки по блокировкам и оперативные уведомления при атаках.
В России более 400 000 рекламодателей активно используют контекстную рекламу. Цель компании на ближайшие 2 года - занять 1% этого рынка и привлечь 4000 постоянных клиентов. Команда постоянно работает над улучшением своей технологии. В 2022 году Фонд Содействия Инновациям выделил компании грант в размере 4 миллионов рублей для научно-исследовательской работы по созданию модели идентификации ботов на основе движения мыши с использованием нейронных сетей.
P.S. 26 июня Максим Кульгин в своем Telegram-канале анонсировал новую услугу Clickfraud: возврат средств от Яндекс.Директ за рекламу, которую скликали боты.
***
Регистрируйтесь в Clickfraud и получите 1000₽ на баланс, а также 7 дней бесплатного использования!
>>> ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ СЕЙЧАС <<<
Полезные инструменты:
Таблица сравнения ТОП 10 сервисов защиты от скликивания по 12 параметрам >>> СКАЧАТЬ <<<
Калькулятор расчета экономии рекламных бюджетов при использовании защиты Clickfraud >>> СКАЧАТЬ <<<