Найти тему
Вещь

Где снимали фильм «100 дней после детства»

Мы наверняка все в детстве и юности смотрели этот фильм. Ведь он про подростковую любовь. Про взросление, первые сильные чувства.

Все события происходят в летнем пионерском лагере, который по сценарию размещается в старинной усадьбе. И вместо смотров песни и строя пионеры и комсомольцы ставят театральную постановку по Лермонтову. Все это должно было выглядеть невероятно лирично и романтично. Для этого съемочной группе надо было найти старую дворянскую усадьбу, которую по советскому обыкновению переделывали в приюты, санатории, или вот размещали пионерские лагеря. Казалось бы, проще простого, в Центральной России полным полно старинных усадеб в разной степени сохранности.

Но неожиданно режиссер Сергей Соловьев и художник Александр Борисов оказались перед сложной задачей: развалин полно, но они совсем не подходили. Это были не романтичные руины, а останки, разрушенные с жестокостью вандалов.

В статье журнала "Искусство кино" Сергей Соловьев так описывает свои мытарства по поиску натуры:

Было лето, вокруг цвела благоуханная, гениальная наша природа, от одной усадьбы мы ехали к другой, от одного человеческого могильника к другому. Я просто заболел от этого зрелища. Очень скоро мы с очевидностью поняли: того, что ищем, не найдем никогда.
Саша (главный художник фильма Александр Борисов - прим. автора) сказал:
— Все нужно строить… Всё. От начала и до конца. Будем строить. И ворота в поле…
— Ну усадебных ворот-то, Саша, разбитых навалом…
— Они не так разбиты… Они разбиты свински, омерзительно. Пусть будут ворота в поле, какие у тебя написаны. Ничего, построим. Танцверанды тоже, конечно, есть, но и в них какая-то гадость… И танцверанду построим. Купальню…
— Зачем?
— Чтобы было так, как в сценарии. Там все правильно написано. Ты сам перечитай. Все объекты нужно ставить так, как в России ставили храмы: сначала найти идеальный пейзаж, а потом аккуратно вставлять в него то, что необходимо по сценарию. Иначе никак не получится. Все до такой степени испохаблено, что справиться с этим уже нельзя. Будем искать пейзажи — это все, что нам осталось…

Из статьи Сергея Соловьева

И они действительно, принялись искать пейзажи. Подходящие нашли в Калужской области. Вопреки предположениям все было построено с величайшей точностью. Даже доски не состаривали, а брали выветренные с сараев и "ничьих" изб в соседних деревнях.

Построили все - даже купальню. Единственно, что в самом начале фильма стоит один кадр усадьбы Виноградова в Подмосковье.

Усадьба Виноградова.
Усадьба Виноградова.

Именно из-за этого кадра многие считали, что съемки проходили именно в этой усадьбе. Но на самом деле декорации строили в Калужской области. Причем, съемочная группа жила в Калуге, и каждый день они на автобусах и автомобилях приезжали за 40 километров на место съемок в районе поселка Андреевского.

Практически все, что присутствует в кадре, было построено специально: и ворота, и танцплощадка, и купальня. Все это находится в окружении невероятной природы. Плакучие ивы создают удивительно лиричное настроение.

В картине про пионерский лагерь начинала возникать некая главная, но как бы параллельная вполне бытовому рассказу вторая реальность, которая и есть, наверное, искусство.
Из статьи Сергея Соловьева

В этой местности протекает река Ока, но судя по всему декорации были построены где-то на старице, потому что течение довольно слабое и вообще все это напоминает пруд.

Интересно, что в фильме присутствует персонаж смотрительницы усадьбы Ефросиньи Кузьминичны, которая как будто рассказывает о каком-то итальянском художнике, который нарисовал задник на сцене усадебного театра. Выходит, что этот пейзаж - заслуга кого-то из декораторов. А может и сам Александр Борисов сделал эту декорацию

Очень живописно и к месту выглядят небольшие предметы антиквариата: венские стулья, зеркало в резной раме, стол. И хотя стол присутствует в нескольких сценах, как будто за экономией реквизита его использовали в разных местах, тем не менее все это выглядит очень гармонично.

-5

Мы можем не помнить сюжета, но явно узнаем эти фрагменты из фильма, настолько картинка получилась запоминающейся.

- Помнишь, Сережа нам рассказывал про Джоконду?
- Помню.
- Ведь никому от нее ничего не надо. Верно?
- Верно.
- Помнишь, Сережа сказал, что надо смотреть на нее долго. Запомнить ее всю. И потом носить ее с собой целую жизнь. И тогда все будет хорошо.
- Что будет хорошо?
- Все.
- И нам ведь друг от друга ничего не надо. Давай мы просто запомним это лето. Просто запомним и все.

За этот фильм съемочная группа в том числе Александр Борисов получили Государственную премию. На счету этого художника еще много известных и красивых советских фильмов: "Гараж", "Служебный роман", "Анна Каренина", "Вокзал для двоих", "Ирония судьбы", "Станционный смотритель" и другие.

Смотрите фильм «100 дней после детства» в кинотеатре ОKKО. По этой ссылке можно получить промокод на 2 месяца просмотра всего за 39 рублей в месяц.