Две красавицы вышли солировать в русском танце, зрелище было просто восхитительное. Княгиня Зинаида Юсупова задумала всех удивить и ей это удалось.
На балу в Зимнем дворце две княгини соревновались за звание лучшей. Великая княгиня Елизавета Федоровна - сестра Императрицы и княгиня Зинаида Юсупова.
В памятном альбоме княгиня Юсупова предстает перед нами в образе боярыни в сарафане, кокошнике и русской меховой безрукавке. Форма такого кокошника характерна для губерний центральной части Российской империи.
Платье в форме сарафана было приталено и выгодно подчеркивало изящную фигуру княгини Юсуповой. Кокошник украшал драгоценными камнями известный ювелир Картье.
Сарафан Зинаиды Николаевны имел длинные рукава очень густо собранные у плеча и узкие к запястью. Весь секрет был в том, что рукава не были пришиты.
Под сарафаном у княгини скрывались нижние платья с роскошно декорированными рукавами, которые она меняла.
На следующий день бала Зинаида Юсупова изменила образ, удивив гостей своим перевоплощением. На этот раз на ней красовался девичий головной убор под названием Чёлка или Венец.
Все гости наперебой обсуждали наряд и танец Зинаиды Николаевны. Великий князь Александр Михайлович оставил свои воспоминания об этом
На балу шло соревнование за первенство между Великой Княгиней Елизаветой Федоровной (Эллой) и княгиней Зинаидой Юсуповой. Сердце мое, ныло при виде этих двух «безумных увлечений» моей ранней молодости. Я танцевал все танцы с княгиней Юсуповой до тех пор, пока очередь не дошла до «русской». Княгиня танцевала этот танец лучше любой заправской балерины, на мою же долю выпали аплодисменты и молчаливое восхищение.
Успех Зинаиды Юсуповой был обусловлен ее природной красотой и потрясающим магнетизмом, которым она обладала. На балу 1903 года 42-х летняя княгиня нарушила все возможные каноны и традиции, облачившись в приталенное платье и девичий головной убор.
В колоде «Русский стиль» образ Зинаиды Юсуповой легко узнается на карте «Пиковая дама».
Особенное сходство с картой все же дает портрет княгини в русском костюме кисти художника К.Е. Маковского.
Сын Зинаиды Николаевны, Феликс Юсупов, вспоминает про бал и танцы так в своих мемуарах
Матушка от природы имела способности к танцу и драме и танцевала и играла не хуже актрис. Во дворце на балу, где гости были одеты в боярский костюм XVII века, Государь просил ее сплясать русскую. Она пошла, заранее не готовясь, но плясала так прекрасно, что музыканты без труда подыграли ей. Её вызывали пять раз.
Феликс-младший, единственный наследник огромного состояния Юсуповых, был очень похож на мать. С лицом ангела, всегда модно одетый, с хорошими манерами и своевольным характером он был неподражаем. В 1910 году его боярский костюм произвел фурор в Лондоне. Из мемуаров Юсупова Ф.
По возвращении в Англию получил я приглашение на костюмированный бал в Альберт Холл. Я заказал в Петербурге русский костюм из золотой с красными цветами парчи XVI века. Вышло великолепно. Кафтан и шапка расшиты были брильянтами, оторочены соболями. В тот вечер со мной перезнакомился весь Лондон, а назавтра фотографию мою напечатали все лондонские газеты.
Обладая несметными богатствами, княгиня Зинаида Юсупова сохранила в душе доброту и милосердие. При дворе ее называли "Сиянием", от нее как-будто исходил свет.
Очень многие художники любили рисовать княгиню, видно было в ней что-то завораживающее. Зинаида Николаевна обладала природной красотой, никогда не румянилась и не пудрилась.
Валентин Серов, который не любил писать портреты богатых и чванливых людей, был покорен этой великосветской дамой. Не сдержавшись, он сказал ей такие слова
Если бы все богатые люди, княгиня, были похожи на вас, то не осталось бы места несправедливости.
Продолжение следует…
Начало истории
Продолжение истории
Всем удачи и спасибо за лайки !