"22 июня 1941 года". Именно эта надпись сделана наскоро на небольшом этюде "Шиповник цветет" Аркадием Пластовым. В то утро он рано ушел из дома на пленэр, а вернулся только с этим вечерним пейзажем. Переступив порог, услышал страшное известие: война началась.
Летом 1941 года Пластов создает свою первую картину, которая открыла целую серию полотен, посвященных Великой Отечественной войне - "Подсолнухи" ("Немцы идут"). Как тонко он передает ощущение моментального разрушения привычного мира. Поначалу сюжет кажется теплым, летним, веселым - пока не приглядишься к людям и не всмотришься в дальний план композиции:
Сам художник так вспоминал об этой своей работе:
"Писал я ее очень волнуясь. Я представлял себе эту трагедию очень ясно, как будто все это совершается перед моими глазами. Было тогда чудесное лето, все было такое свежее, рослое – подсолнухи в сажень высоты. И вот я представил себе, как все это горит, трагически нелепо ломается, цветущая земля засыпается пеплом, ясный воздух застилает гарь. Я сделал много этюдов - все хотелось написать так, чтобы было солнце, свежая зелень, гарь и пожарище и среди всего этого родные люди, смелые и непреклонные".
В первую военную зиму Пластов пишет картины "Пленных ведут" и "Один против танка":
Первая выставка картин, посвященных героической борьбе против немецко-фашистских захватчиков, была организована осенью 1942 года в Третьяковской галерее. На ней было представлено сразу три работы Пластова: "Немец пролетел" (сейчас она известна под названием "Фашист пролетел"), "К партизанам" и "Защита родного очага".
О картине "Немец пролетел", написанной специально для этой выставки всего за 5 осенних дней, можно прочитать здесь:
Вот как вспоминает об осени 1942 года сам Пластов:
«Осень тогда у нас стояла тихая, златотканая, удивительно душевная, теплая. Я люблю осень, всегда испытываю в это время страшно приятное особое состояние творческого возбуждения. И вот шло что-то непомерно свирепое, невыразимое по жестокости, что трудно было даже толком осмыслить и понять даже при большом усилии мысли и сердца, и что неотвратимо надвигалось на всю эту тихую, прекрасную безгрешную жизнь, ни в чем не повинную жизнь, чтобы все это безвозвратно с лица земли смести без тени милосердия вычеркнуть из жизни навек. Надо было сопротивляться, не помышляя ни о чем другом, надо было кричать во весь голос…
Надо было облик этого чудовища показать во всем его вопиющем беспощадной мести обличье. Под влиянием примерно таких мыслей и чувств, общих тогда всем нам, русским, стали у меня зарождаться один за другим эскизы на данную тему…»
Зимой 1943 года на Сталинградский фронт прибывает группа из пяти художников: Гапоненко, Финогенов, Савицкий, Ефанов и Пластов. Здесь было создано огромное количество набросков, этюдов, эскизов, которые впоследствии использовались при работе над большими полотнами.
«Это было, - писал Пластов, - время поистине героического усилия народа в тылу, где оставались в основном женщины, старики, да дети. Они-то и несли главную тяготу труда».
О картине "Жатва" художник рассказывал так:
"Как-то в тусклый, холодноватый августовский день, я, бродя по ржаному полю, набрел на ту приблизительно сценку, какая у меня изображена на картине. В тот же день вечером я сделал эскиз в ладонь, на другой день по нему начал рисунки, подкрашенные акварелью, и дней через пять начал картину... Мотив очень соответствовал моему взгляду на некоторые вещи. Передо мной возникла та упрямая, несгибаемая Русь, которая в любом положении находит выход и обязательно решает поставленную историей любую задачу. Очень приятной вдобавок была и самая скромность сюжета. Минимум всего: красок, жестов, действия... к тому же все это было мне бесконечно известно..."
Гимном Победе стала картина "Сенокос", составившая пару "Жатве". Оба этих полотна Пластов написал в родном селе Прислониха, неподалеку от Нижнего Новгорода:
Знаете, в чем главный секрет, скрытое авторское послание этой картины?
Людей художник писал с натуры, это его односельчане, представители разных поколений, выстоявшие и победившие. Это читается легко.
А теперь присмотритесь к цветам: на одной поляне - целая ботаническая энциклопедия. Желтые купавки в правом углу оказываются рядом с золотарником (в середине на переднем плане), нежный клевер перемежается мятликом. Эти растения цветут в разные периоды лета. Никогда и нигде не встретишь их рядом, одномоментно.
Цветущая поляна - своеобразный букет, составленный автором из многочисленных набросков, сделанных победной весной 45-го. Он собрал их все вместе как подарок победителям, как символ вечного цветения, соединения невозможного, красоты необыкновенной. Это аллегория лета и торжества жизни на земле.
За 2 недели до капитуляции Германии Пластов написал в письме жене:
"Главное - это сообщение по радио о том, что наши дерутся на улицах Берлина… Вы подумайте только - на улицах Берлина!!! Весь мир, небось, затаил дыхание, и у всех на устах преславное, священное имя русское. Нет слов на языке человеческом достойно именовать это племя и его деяния. Господи Боже, какой ты славой и сиянием венчаешь сей избранный народ! И мы ведь в этом числе, и наши усилия, и наша вера, и наши страдания, и труд, и вдохновение в общем, безмерно тяжком и священном подвиге для счастья человечества. Какое блаженство знать это, какое счастье и честь, невместимая в груди человеческой!"
Читая воспоминания и письма Аркадия Пластова, удивляешь, как красочен и точен его язык - ничуть не хуже живописного таланта. Его цитаты хочется приводить в сочинениях по его картинам. Но не знаю, разрешено ли это нынешним школьникам...