Найти в Дзене
Две империи

Хасимото Гахо - один из создателей Нихонга

Дракон и Тигр. Фрагмент. Хасимото Гахо
Дракон и Тигр. Фрагмент. Хасимото Гахо

В 1868 году на японский престол взошёл император Муцухито, и страна открыла новую страницу своей истории, началась эпоха Мейдзи, что переводиться как «Светлое правление». Япония отказалась от самоизоляции, открывшись всему миру, и как следствие страну накрыло «помешательство» западной культурой. В общем то, чего так опасались предыдущие правители, случилось)).

Как это обычно и бывает новые веяния показались для художников глотком свежего воздуха, они массово стали отказываться от традиционного художественного творчества и начали использовать новые техники, стили, композиции, темы и материалы.

Но оставались и такие, которые были обеспокоены утратой национальных традиций. Таким и был художник Хасимото Гахо (1835-1908), представитель школы Кано - одна из самых известных художественных школ в японской живописи, история, которой насчитывает около четырехсот лет.

Хасимото Гахо (橋本雅邦, 1835-1908) — японский художник, один из последних представителей школы Кано. Является одним из создателей художественного стиля нихонга.
Хасимото Гахо (橋本雅邦, 1835-1908) — японский художник, один из последних представителей школы Кано. Является одним из создателей художественного стиля нихонга.

В какой-то период Гахо изучал западное искусство и даже освоил масляную живопись, но это скорей от безысходности, так как с наступлением эпохи Мейдзи в Японии падает интерес к традиционному искусству, картины художника перестали продаваться, стало трудно сводить концы с концами. К тому же в доме, где проживала семья Хасимото случился пожар. Сгорело всё имущество и жить стало решительно не на что. Да ещё и жена художника, не выдержав испытаний теряет рассудок. В общем всё один к одному. Пришлось даже какое-то время поработать в Военно-морской академии, составляя морские карты.

Попадание торпеды. Хасимото Гахо. Картина маслом. Похоже, что в создании сюжета художник использовал свой опыт работы в Военно-морской академии.
Попадание торпеды. Хасимото Гахо. Картина маслом. Похоже, что в создании сюжета художник использовал свой опыт работы в Военно-морской академии.

Но всё же наступает долгожданная белая полоса, в Японии вновь входит в моду стиль Кано, и художник получает призы за свои работы на выставках от министерства индустрии и торговли, тем самым заработав известность в творческих кругах.

Гахо знакомится с такими же энтузиастами, как и он сам, которые были озабочены сохранением традиционной живописи, путем создания более современного японского стиля. Так появился новый художественный стиль Нихонга 日本画, что буквально означает «японская живопись». Этот стиль хоть и включает новые для японской живописи положения, такие как отображение перспективы и игру светотени, всё же основывается на традиционных японских художественных традициях, техниках и материалах.

Сам же термин «Нихонга» был придуман как противовес западной живописи Ёга 洋画, что буквально означает «заморская живопись».

Ну, и в заключение, несколько работ Хасимото Гахо:

Дракон против тигра. Хасимото Гахо
Дракон против тигра. Хасимото Гахо
Мальчик и буйвол на берегу речки. Хасимото Гахо
Мальчик и буйвол на берегу речки. Хасимото Гахо
Пейзаж. Хасимото Гахо
Пейзаж. Хасимото Гахо
Горный пейзаж, залитый лунным светом. Хасимото Гахо
Горный пейзаж, залитый лунным светом. Хасимото Гахо
Горные склоны. Хасимото Гахо
Горные склоны. Хасимото Гахо
Складная ширма с драконом и тигром. Левая сторона. Хасимото Гахо
Складная ширма с драконом и тигром. Левая сторона. Хасимото Гахо
Складная ширма с драконом и тигром. Правая сторона. Хасимото Гахо
Складная ширма с драконом и тигром. Правая сторона. Хасимото Гахо
Пейзаж. Хасимото Гахо
Пейзаж. Хасимото Гахо
-12