В 1868 году на японский престол взошёл император Муцухито, и страна открыла новую страницу своей истории, началась эпоха Мейдзи, что переводиться как «Светлое правление». Япония отказалась от самоизоляции, открывшись всему миру, и как следствие страну накрыло «помешательство» западной культурой. В общем то, чего так опасались предыдущие правители, случилось)).
Как это обычно и бывает новые веяния показались для художников глотком свежего воздуха, они массово стали отказываться от традиционного художественного творчества и начали использовать новые техники, стили, композиции, темы и материалы.
Но оставались и такие, которые были обеспокоены утратой национальных традиций. Таким и был художник Хасимото Гахо (1835-1908), представитель школы Кано - одна из самых известных художественных школ в японской живописи, история, которой насчитывает около четырехсот лет.
В какой-то период Гахо изучал западное искусство и даже освоил масляную живопись, но это скорей от безысходности, так как с наступлением эпохи Мейдзи в Японии падает интерес к традиционному искусству, картины художника перестали продаваться, стало трудно сводить концы с концами. К тому же в доме, где проживала семья Хасимото случился пожар. Сгорело всё имущество и жить стало решительно не на что. Да ещё и жена художника, не выдержав испытаний теряет рассудок. В общем всё один к одному. Пришлось даже какое-то время поработать в Военно-морской академии, составляя морские карты.
Но всё же наступает долгожданная белая полоса, в Японии вновь входит в моду стиль Кано, и художник получает призы за свои работы на выставках от министерства индустрии и торговли, тем самым заработав известность в творческих кругах.
Гахо знакомится с такими же энтузиастами, как и он сам, которые были озабочены сохранением традиционной живописи, путем создания более современного японского стиля. Так появился новый художественный стиль Нихонга 日本画, что буквально означает «японская живопись». Этот стиль хоть и включает новые для японской живописи положения, такие как отображение перспективы и игру светотени, всё же основывается на традиционных японских художественных традициях, техниках и материалах.
Сам же термин «Нихонга» был придуман как противовес западной живописи Ёга 洋画, что буквально означает «заморская живопись».
Ну, и в заключение, несколько работ Хасимото Гахо: