Автор: Ирина С.
В рамках марафона по чтению современной художественной литературы я прочла роман Марии Авериной «Контур человека: мир под столом». Этот роман написан от имени девочки Маши, которой довелось родиться в сложный период перед распадом СССР и взрослеть в лихие 90-е.
Почему я выбрала для марафона этот роман?
Когда я открыла книгу, то сразу бросились в глаза волшебные добрые иллюстрации. Посмотрите на Машу, загляните ей в глаза.
Роман этот не пустое чтение – он рождает много размышлений.
Хоть и написан от имени ребенка, но видно, что рассуждает уже взрослый человек, который уносится памятью на три десятка лет назад. Хотя образ Маши, как написано в комментариях, является собирательным, но он очень реальный. Читая роман, мы вместе с автором погружаемся в те времена, в которых мы и мое поколение оказались в 90-х. Автор описывает события той жизни вроде как с юмором, но чувствуется, что юмор нужен для того, чтобы не чувствовать боль. В своей книге писательница пытается осмыслить и зафиксировать прошлое, чтобы жить дальше и понимать, что делать с настоящим.
Современное поколение, даже те, кто родился в начале 90-х, имеют весьма схематичное представление о том времени. Мало кто сейчас воспримет контекст – МММ, заряженная Чумаком вода, Кашпировский, танки в городе, ножки Буша.. Да и то же «Лебединое озеро» сейчас не вызывает оторопь. Хотя сейчас это все кажется чем-то далеким и нереальным, как под слоем полиэтилена, размыто и нечетко.
Книга захватила меня именно тем, что позволила вернуться на три десятилетия назад и ощутить себя в прошлом веке, расшевелить подзабытое. Все из того, что написано, очень близко, все было. Это как бы возврат к себе, мы проходим этот путь проживания и переживания заново того, что прошло, но обязательно должно остаться в памяти
Вторая линия размышлений – это сама судьба Маши и ее близких.
Судьба Маши оказалась непростой с самого рождения – уход папы в «иконописцы» еще до рождения Маши, болезнь мамы, которая оказывается в больнице на долгое время, да и сама Маша по прогнозам врачей не должна была выжить. Но получается, что чудесным образом выжила.
Без сомнений в романе описывается девочка, не совсем обычная. Мне показалось, что ее размышления и уходы в своей придуманный мир связаны частично с тем, что раннее детство до четырех лет она провела в доме ребенка, погруженная в себя, до такой степени, что даже не разговаривала. К тому же она дочь необычного папы-художника, который жил и витал в своем мире. Автор не пытается давать оценки —положительный или отрицательный он персонаж. Ну на первый-то взгляд он бросил семью, но автор подводит к тому, что все же нужно попытаться понять, не осуждать. Видимо папа Маши выбрал в своей жизни служение ремеслу — расписывать храмы, писать иконы, что и позволило ему быть счастливым.
Вот тут хочется сделать отступление. Недавно, посетив пару выставок в Пушкинском музее, я заинтересовалась биографией Поля Гогена. Великий художник, мы воспринимаем его однозначно в положительном свете. Его авторский стиль окончательно складывается, когда он едет на другой континент, бросив свою семью, в которой было 5 детей, которые до этого момента достаточно сносно жили, наверняка были уверены в своем будущем, пока Гоген не решил, что он должен превратить хобби в главное занятие, только рисовать, что все остальное его отвлекает от предназначения. Целью жизни стало именно творчество, не попытка разбогатеть, деньги для него, как я понимаю, ничего не значили. Если бы он оставил все как было, работал, содержал семью и рисование было бы хобби, то сейчас бы наверняка мы не любовались его картинами. Вот тут и вопрос - как относиться к гениальному художнику, который оставил в нищете свою жену, своих детей. Отношение очень двойственное.
Так что нет однозначного ответа каким цветом окрасить поступок сбежавшего отца Маши. Но в романе прослеживается его влияние. Не зря видимо автором рассказывается о написанной им и оставленной дома иконе – умягчение злых сердец, «где Божья Матерь, скорбно глядя в пустоту перед собой, терпит сумасшедшую боль от зачем‑то воткнутых ей в грудь семи страшных мечей». Икона играет не последнюю роль и включена автором в сюжет, думаю, не просто так. Ну хотя бы то, что благодаря иконе Маше досталось имя. Девочка, родившись очень слабой, получила это имя, как первое попавшееся на ум бабушке, которой в роддоме сказали, что девочка не выживет до завтра и ее срочно перед похоронами нужно зарегистрировать в ЗАГСе. Возможно, и девочка Маша, и ее мама остались в живых благодаря иконе, тому что бабушка обращалась к ней. «– Вот, – сказала она[бабушка], глядя Деве Марии прямо в глаза. – Она тоже Маша. Как ты…И опять заплакала. – Скажи мне, Матерь Божья, чем я тебя так прогневала?.. Дочь при смерти… внучка до утра не доживет…». Когда она в попытке облегчить страдания курением сказала – «вот совсем бы бросила, знать бы что выживет». Логично приходит догадка - Маша выжила благодаря тому, что бабушка попросила Деву Марию, Дева Мария спасла жизнь Маше. Вот тут и получается, что отец Маши открыл для бабушки возможность обратиться к богу. В те времена советское поколение бабушек было воспитано в атеизме, не будь иконы, бабушка бы не обратилась к богу.
Кстати и мама в жизни Маши тоже почти отсутствует, существует как знание, что мама – есть, что она работает на севере, зарабатывает деньги, но и ее Маша видит очень редко. Судя по тому как много работает бабушка, денег, видимо, они от нее не видят. Вот хотя бы то, что бабушка была вынуждена и сама питаться, и ребенка кормить «полезными растениями», на которых выжили целые послевоенные поколения.
Какой же мы видим бабушку – очень доброй и заботливой, она пытается дать Маше все самое лучшее, что она только может. Самое главное, что у них очень близкие отношения, бабушка воспитывает Машу пытаясь ее понимать. И понятно, что у Маши связь с бабушкой самая крепкая. Маша живет в своем собственном мире, который она наполняет как может. У нее собственные размышления по любому поводу, она пытается сделать мир лучше. Есть несколько очень забавных эпизодов, когда она учит летать тлю, к примеру, когда устраивает свадьбу игрушкам, попытка поймать время за стрелки, попытка стать другим человеком – когда она пытается исправить лицо сбриванием бровей.
И чаще всего ее поступки в глазах воспитателей в садике выливаются в проступки. Хотя когда читаешь, то воспринимаешь все с позиции Маши, автор пытается логично объяснить ход мыслей девочки, чтоб было смешно, но получается и смешно, и больно за Машу одновременно, автор старается показать те переживания, размышления, которые возникают у девочки, когда она сталкивается с непонятными ситуациями в попытке понять окружающий мир, сделать его более логичным.
В книге воссоздаются детские впечатления о тех неоднозначных временах 90-х, в которых довелось расти маленькой девочке, но передаются они уже с позиции зрелого человека. Книга не является детской книгой – это книга воспоминаний о тех событиях, которые уже новым поколениям просто во многом непонятны. Дает возможность в современной действительности найти корни современных событий, с чего же все начиналось тогда.
***
Спасибо Ирине за замечательный отзыв!
Друзья, читали эту книгу?