Найти тему
Музей истории религии

Лицо эпохи. Портретные изображения патриарха Никона

Патриарх Никон (1605-1681) – выдающаяся личность в истории России XVII в. Человек, определивший образ целой эпохи. Жизненный путь Никона хорошо изучен. Ещё при жизни патриарха была написана его биография. Со слов самого Никона это сделал его секретарь Иван Шушерин. Кроме того сохранились многочисленные записки современников, письма самого Никона и письма, написанные ему.

Судьба Никона – это история невероятного взлёта и трагического падения. Выходец из крестьянской семьи в Нижегородской земле, он сумел своей волей, энергией и харизмой достичь вершины власти – он сделался патриархом Московским, стал сердечным другом, наставником и соратником царя Алексея Михайловича. Но эта же необузданная энергия и напор привели его и к карьерной катастрофе – когда для царя от Никона стало вреда больше чем пользы, он был лишён своего поста, затем и звания патриарха и отправлен под надзор в Ферапонтов монастырь. Пережив царя Алексея Михайловича, Никон был прощён новым царём Фёдором Алексеевичем. Однако триумфально вернутся в столицу бывшему патриарху было не суждено – он умирает прямо в лодке, подплывая к Ярославлю в августе 1681 г.

Биография Никона это не только пример хорошо задокументированного жизненного пути. В случае с патриархом Никоном имеем ещё очень редкий для России XVII в. пример прижизненных портретных изображений. Причём таких изображений Никона было много и дошло до наших дней тоже не мало. Это были парадные парсуны, изображения на иконах, сделанные с натуры рисунки иностранных путешественников. При жизни Никона его рельефный образ был отлит на 3-х больших колоколах (для Успенского собора Московского Кремля, Иверского и Новоиерусалимского монастырей). Парадные портреты Никона находились во многих монастырях (не в храмах, а в ризницах, настоятельских покоях, трапезных), в кремлёвских палатах, в патриарших и многих епархиальных резиденциях.

В середине XVII в. жанр светского портрета только зарождался в Российском государстве. Основоположниками были западноевропейские мастера, приезжавшие работать в Москву. Одним из них был Ханс Детерсон. Он в начале 1640-х гг. прибыл в Москву и был принят на службу в Оружейную палату. Среди прочих заказов примерно в 1655 г. им был создан парадный портрет патриарха Никона в полный рост. Этот портрет стал хрестоматийным в иконографии патриарха. Портрет хранился в Новоиерусалимском монастыре, после закрытия обители в местном музее, и погиб во время войны. На протяжении XVIII-XIX вв. этот портрет неоднократно копировался, прежде всего в сокращённом погрудном варианте. Именно такой портрет имеется в собрании Государственного музея истории религии.

Портрет происходит из Соловецкого монастыря, написан в XIX в., но очень близко воспроизводит парсуну 1655 г. (в зеркальном отображении). Никон находился на пике своей власти и портрет в полной мере отражал эту ситуацию – парадное облачение, уверенные жесты. Портрет был создан в совершенной реалистичной манере. Никон, будучи во главе церкви, всячески боролся (вплоть до физического уничтожения) с иконами в новой прозападной «живоподобной» манере, видимо, полагая, что место реализму исключительно в светском искусстве.

Впрочем, среди прижизненных изображений Никона были и иконописные образы, написанные по заказу самого патриарха, где он присутствовал наряду с канонизированными персонажами в качестве предстоящего. В отличие от откровенно светских парадных портретов, на подобных иконах образ Никона подчиняется иконописным требованиям своего времени. Самое известное такое произведение – икона «Кийский крест с предстоящими» (Воздвижение креста).

Кийский крест – это изготовленная по приказу Никона святыня, деревянный крест из кипариса в «размер Креста Христова» – высотой 310 см. В крест были вложены более 100 мощей и реликвий из святых мест. Крест был сделан в 1656 г. и отправлен в монастырь, основанный самим Никоном на Белом море на Кий-острове – отсюда и название Кийский крест. В советское время монастырь был разорён, но крест вывезен в Москву в музей, а сегодня возвращён верующим и пребывает в одном из московских храмов.

Сразу после изготовления Кийского креста появились и его живописные изображения, сделанные по иконописным канонам. Вероятно первое такое изображение заказал сам Никон. За основу была взята иконография поклонения Кресту Христову, причём оставлены были и традиционные персонажи – святые римский император Константин и его мать царица Елена. Им на иконе уподобились царь Алексей Михайлович и его первая жена Мария Ильинична – несвятые, они изображались без нимбов. И сюда же была добавлена фигура патриарха Никона.

Воздвижение креста (Кийский крест) 1745 г. Фрагмент
Воздвижение креста (Кийский крест) 1745 г. Фрагмент

Эту созданную иконографию тут же стали точно копировать и множить. Распространяли эти иконы в основном северные мастера, связанные с Кийским Беломорским монастырём. Но встречались и сделанные в двух других монастырях патриарха Никона – в Новоиерусалимском и Валдайском. Сегодня известно более 20 подобных икон конца XVII-XIX вв. В коллекции Государственного музея истории религии две таких иконы XVIII в. из Обонежья и Беломорья.

Это и подобные изображения донесли до нас подлинный облик патриарха: мощное телосложение, округлое лицо, крупный нос, близко посаженные карие глаза, длинные каштановые волосы. Образ человека, определившего лицо целой эпохи.