Найти тему
Прикосновения

Секретная операция - «затмить Аллу П.». Татьяна Анциферова из «страны 31 июня», часть 1

Т. Анциферова
Т. Анциферова

У Татьяны Анциферовой нет ни званий, ни особых регалий. Но те, кто хоть раз слышал ее голос, легко узнают его сразу. Профессионалы-музыканты не дадут соврать: тембр редкой красоты, нежный, хрустальный, не перепутаешь ни с кем. И если мы любим замечательный фильм-сказку «31 июня», так в том числе и за песни в ее сказочном исполнении.

Известная история: разругавшись с Аллой Пугачевой во время работы над картиной «Женщина, которая поет», композитор Александр Зацепин в пику ей решил найти певицу, «способную затмить Пугачеву». Татьяну Анциферову он нашел в Ужгороде, в Закарпатской филармонии. И с первой встречи понял: вот эта девушка – сможет! После «31 июня» она пела песни во всех его фильмах. Кстати, многие музыкальные эксперты и меломаны твердо уверены: Анциферовой было под силу переплюнуть всех и стать певицей №1. А вот «не смогла» или «сама не захотела» - вопрос до сих пор открытый.

Т. Анциферова
Т. Анциферова

В день рождения Татьяны Анциферовой (11 июля 1954 г.) предлагаю ее интервью 2016 года. Все фотографии из личного архива певицы.

МОЙ ПРАПРАПРАДЕД – ГАВРИИЛ ДЕРЖАВИН

- Татьяна Владимировна, вы родились в башкирском городе Стерлитамак. С чем у вас этот город ассоциируется?

- Один мой знакомый музыкант, который живет в Америке, рассказывал, что там у них продается сода с надписью на упаковке «Произведено в Стерлитамаке». Говорит, как увидит, сразу меня вспоминает. А у меня этот город ассоциируется с родителями, с детством. Еще – почти всегда холодно… Мой папа окончил в Харькове Институт инженеров железнодорожного транспорта и был распределен в Башкирию, на Уфимскую железную дорогу. В Стерлитамаке им с мамой дали комнату в коммуналке. Вот там я и родилась.

Моих родителей, особенно маму, постоянно тянуло на родину, в Харьков. Но отца как хорошего специалиста не хотели отпускать, даже дали отдельную квартиру. И этим нас задержали еще на несколько лет. Но сколько себя помню, мы все время собирались обратно. Я даже в детский сад ходила до восьми лет. Мама оттягивала мое поступление в школу в надежде на то, что уедем в Харьков, и я там пойду в первый класс. В итоге я пошла 1 сентября в школу в Стерлитамаке, а через неделю мы уехали.

- Откуда такая информация, что по отцовской линии ваш предок - поэт эпохи Просвещенья Гавриил Державин?

- Когда я была маленькая, под строгим секретом мне бабушка по отцовской линии показывала семейное генеалогическое древо. Раскладывала на столе полуистлевший старинный пергамент с картинками, говорила, мол, мы тебя, Танечка, сюда впишем. По ее словам, мой родной дед был праправнуком того самого Гавриила Романовича Державина, который, «в гроб сходя, благословил» Пушкина. Согласитесь, такое родство уже внушает определенную ответственность!

Таня в детстве
Таня в детстве

БЫЛА «БЕСПЛАТНЫМ МАГНИТОФОНОМ»

- Когда появились первые музыкальные увлечения?

- Мои дедушка с бабушкой были учителями, жили в поселке в Оренбургской области. Гонимые сталинским режимом, они не имели права жить ближе, чем в ста километрах от областного центра. В детстве я часто у них гостила. Оба были очень музыкальными: играли на разных инструментах, пели всей семьей. Я все слушала¸ впитывала, а потом, возвращаясь в Стерлитамак, все это в виде выступлений «выдавала» в детском саду. В шесть лет мама отвела меня в музыкальную школу по классу фортепиано, где и выяснилось, что у меня абсолютный слух.

- Интересно, о чем мечтали в детстве?

- Уж точно не о сцене! Когда Валентина Терешкова полетела в космос, мне хотелось быть космонавтом. Женщина в космосе… Значит, и я могу! А до этого, в классе первом, хотела быть следователем. Мне казалось, что поймаю преступников быстрее, чем другие… Я вообще была такой «странный», домашний ребенок. Пока мы в Харьков не переехали, я не знала, что люди курят, не слышала ни одного матерного слова, не знала, откуда берутся дети. А тут сразу все узнала. Мои же соседки-ровесницы просветили. (Смеется.)

-4
С родителями
С родителями

- Когда вы узнали, что у вас необычный голос?

- Про голос мне никто не говорил, но в школе я была «бесплатным магнитофоном».

- В каком смысле?

- Услышав песню в какой-нибудь передаче, на следующий день я исполняла ее перед одноклассниками. Помню, вышел фильм «Пусть говорят» с участием Рафаэля. Не зная испанского, я пела на «птичьем» языке все его песни. Когда заболевал учитель и некем было его заменить, классная говорила: «Анциферова, к столу!» Я выходила и весь урок пела. Самое забавное, что даже те мальчишки, которые на переменах норовили меня толкнуть или дернуть за косичку, сразу затихали и смотрели влюбленными глазами. А еще у нас в актовом зале стоял рояль. Бывало, после уроков одноклассники подходили: «Цифра»! Идем в актовый. Попоешь…»

- Что пели?

- Тот репертуар, который в то время крутился на пластинках и звучал по радио. Жан Татлян, Муслим Магомаев, Владимир Трошин, Тамара Миансарова. Кто тогда еще был? Дин Рид, Рафаэль, Джордже Марьянович, Лили Иванова… В шестом классе старшие ребята меня пригласили петь в школьном ВИА. А после восьмого я поступила в Харьковское музыкальное училище.

Т. Анциферова в юности
Т. Анциферова в юности

«АЛЕН ДЕЛОН» И ГРАДСКИЙ

- Когда созрело окончательное решение стать профессиональной певицей?

- Это внушил мне мой будущий муж – Владимир Белоусов. Познакомились мы при довольно смешных обстоятельствах. Он искал солистку для своего ансамбля «Везувий», а я пришла на прослушивание. Вдруг выходит такой длинноволосый «Ален Делон» - в костюме, белой рубашке с галстуком. Протягивает руку и сходу: «Вы нам подходите!» Я рассмеялась: «Вы же не слышали, как я пою?!» «Вас слышали другие, я им доверяю», - отвечает. Я испугалась! Дома маме сказала: «Больше никогда туда не пойду! Там очень подозрительный руководитель». Словом, глазом не успела моргнуть, как влюбилась. Мне было 16, Володе – 28. С тех пор мы не расставались.

Т. Анциферова и ВИА "Везувий"
Т. Анциферова и ВИА "Везувий"

Концерты были четыре раза в неделю. В Харьков приезжали со всего Советского Союза, даже с Дальнего Востока, Камчатки, чтобы посмотреть нашу программу, потусоваться. По пятницам, субботам и воскресеньям там собиралось до полутора тысяч человек. Ажиотаж был невиданный! Приезжавшие из Москвы удивлялись: «Почему нет такого у нас?» Все было серьезно – огромный зал, высокая сцена, хозрасчетная организация. Билеты продавались по полтора рубля.

- Ого! Немалые по тем временам деньги.

- Между прочим, организаторы наших концертов выручку выносили мешками. Я не шучу! На входе сидела кассирша с мешком из-под картошки. Они наполнялись до верха и складывались в гардеробе... Мне платили зарплату 60 рублей, и я еще в училище стипендию получала 20. Моя мама, работая методистом в детском саду, получала меньше.

- Уже тогда ходили «на Анциферову»?

- Нет. Ходили «на Белоусова» и его оркестр. Коллектив по тем временам был невероятно продвинутый. Играли джаз, джаз-рок… Брали любую советскую или украинскую песню и делали из нее «американское произведение», хотя пели на украинском или русском языке. Треть программы - иностранные шлягеры. Я пела «Mamy Blue», «Sunny», «Hello, Dolly», песни из репертуара Марыли Родович, «чешского соловья» Карела Готта, Хелены Вондрачковой. И конечно, те, что пела вся Украина – «Червона рута», «Водограй»… Кроме того, Володя писал песни специально для меня.

С мужем - Владимиром Белоусовым
С мужем - Владимиром Белоусовым

- А как же «обязательные» комсомольско-патриотические песни? Даже Александр Градский признавался, что, будучи начинающим рокером, пару раз спел «Ленин всегда живой» Серафима Туликова.

- Мы не пели. Конечно, может, Володя куда-то ходил на ковер и за это его ругали, но мне он об этом не рассказывал. Худсоветы и цензура впервые появились в нашей жизни, когда мы переехали в Киев, работали в Укрконцерте - делали с Петром Топчием программу «С песней по миру». И потом в Ужгороде, в Закарпатской филармонии, бывало, нас даже с гастролей за «неправильные песни» снимали.

Кстати, с Александром Градским мы познакомились как раз в Ужгороде, когда он приехал с концертами в 1977 году. Я помню, как во время репетиции распахивается дверь: «Я – Градский! Пришел посмотреть, кто здесь такого крутого из себя воображает!» Оказывается, он услышал, как мы играем и стоял под дверью - не мог понять, запись звучит или играют живьем. Добавил еще: «О! Наконец я встретил на территории СССР нормальных чуваков. В Москве трудно найти таких продвинутых. Вам надо в Москву!» Как «смотрел в воду».

Т. Анциферова, 1970-е годы
Т. Анциферова, 1970-е годы

ПЕСНИ ПОД ГРИФОМ ««СЕКРЕТНО»

- Как вы познакомились с Зацепным?

- Александр Сергеевич в это время писал песни для фильма «31 июня» и, как я поняла, искал для их исполнения новый голос – он нуждался в «свежей крови». Наш друг саксофонист Марк Беспалько, который тогда жил в Москве и сотрудничал с ним, дал ему послушать мои концертные записи. Зацепин попросил нас познакомить. Шел ноябрь или декабрь 1977 года. Но, если честно, ехать в Москву я вообще не хотела. Я хотела в Нью-Йорк!

- ?!

- Еще работая в Киеве, мы с Володей мечтали уехать на пмж в США. Но жизнь обычно все решает по-своему. У Володи открылась язва, об отъезде пришлось забыть. Поэтому мы и перебрались в Закарпатскую филармонию – все поближе к Западу. Мне было 20 лет, я была абсолютно самодостаточна, даже мысли не было «попасть в телевизор». Жила в своем мире, со своими идеалами и ориентирами. А Ужгород по советским временам был довольно прозападный цивилизованный город. И мне все там нравилось: по телевизору крутили лучшие европейские музыкальные программы, американские фильмы. Мы давали 300 концертов в год. Играли и пели почти что хотели. И вообще у меня было ощущение, что мы живем не в СССР. Даже климат был другой: под Новый год в Ужгороде теплынь, все ходили без шапок, а в Москве – холод собачий. Поэтому предложение поехать в Москву «разгонять тоску» у меня не вызвало никакого интереса. Абсолютно! По большому счету, меня Володя уговорил.

Мы приехали. Встретились у Зацепина, на домашней студии. Пили чай, потом он наиграл на фортепиано мелодию песни «Светит ли в окна рассвет голубой», дал мне текст, и мы ее записали. Я увидела, что Зацепин доволен результатом и поняла, что прошла некий «тест». Рассказывал о фильме, о том, что ни песни, ни актеры на главные роли еще не утверждены, мол, ему бы хотелось, чтобы я участвовала. Я спросила: «В каком качестве? Сниматься?» «Может быть, даже и сниматься».

- Даже так?

- По крайней мере меня попросили отнести свои фотографии на «Мосфильм» и там они понравились. Позже режиссер Леонид Квинихидзе говорил: «Мы рассматривали твой вариант. Было бы неплохо, чтобы тот, кто поет, тот и снимался». Правда, уже во время записи песен он протянул мне журнал с актрисой Ией Нинидзе на обложке, сказал, что будут искать похожую на нее балерину.

Т. Анциферова
Т. Анциферова

- Знали, что параллельно с вами пробуются еще семь певиц? В том числе, Лариса Долина, Ирина Понаровская …

- Естественно – не знала. У меня же концерты. В феврале приехала, записала четыре пробные фонограммы и опять - на гастроли. Зацепин потом признался: «Лично мне ты больше нравилась, но я в одиночку не мог решить – боялся провала». И он собрал музыкальный консилиум: Олег Лундстрем, Юрий Саульский… Прослушали записи всех претенденток, в конечном счете выбрали меня.

Помню, Леонид Петрович Дербенев подвозил меня в Новогиреево. И пока мы ехали, крутил кассету с записью «Ищу тебя», которую ему отдал Зацепин. Песня заканчивалась, он перематывал и включал снова. Раз пятнадцать подряд. И после каждого прослушивания говорил: «Ух-ххх! Какую песню мы записали!»

- Вы сразу их начали петь на своих концертах?

- Ну что вы! И Дербенев, и Зацепин предупредили, что до премьеры фильма – нельзя. А то не успеет выйти фильм, как какой-то другой композитор их «напишет». Не так все просто. Как раз в это время мы работали по отделению с «Песнярами». После выступления зашли в гости Валера Дайнеко, Владимир Мулявин, и я им включила запись. У них глаза округлились: «Почему не поешь это на концерте?» «Нельзя». «А мы бы не удержались!»

С поклонниками
С поклонниками

«СТРАННАЯ» СЛАВА

- Вашим «звездным часом» многие считают 1978 год, когда на экраны вышла картина «31 июня». Можно сказать, что он фактически перевернул вашу жизнь?

- В какой-то степени – да. Он обозначил, что я существую в этой стране и ее музыкальной культуре. В остальном… Ничего сверхъестественного не заметила.

- Вы стали знаменитой! Разве нет?

- Если честно, я не ощутила большой славы. Как жили, так и жили. Мои песни, голос, фамилию знали, но… Меня же в лицо почти никто не знал. Только когда фамилию называла, могли отреагировать, иногда даже измениться в лице. «Ой! Татьяна Анциферова? Вы же моя самая любимая певица!»

Со мной это пожизненно. А вы говорите «слава»! Телевидение меня все время снимало – вырезало… Начиная с первого эфира. За полгода до премьеры «31 июня» Зацепин, Дербенев, Яак Йоала и я участвовали в записи для телепрограммы «Москвичка». Поговорили о фильме, мы с Йоалой спели. По замыслу лейтмотивом фильма песней «Ищу тебя» заканчивалась передача, шли титры. И вдруг в конце мая смотрю эфир: вот все мы сидим, разговариваем о главной песне фильма, Яак Йоала спел… А мою песню - вырезали. Причем выглядело так, как будто это сделали в последнюю минуту.

- О чем подумали?

- Или не пришлась ко двору, или… это какие-то происки, козни другие. Между прочим, у этой песни в моем исполнении так и не было телевизионного эфира, хотя снимали не раз. Какие-то артисты говорили, что я не очень фотогеничная. Кто-то где-то за кулисами сказал, что меня не хотят снимать, потому что «вешу больше, чем нужно». А я тогда весила в два раза меньше, чем сейчас.

- Какие причины вам самой кажутся самыми вескими?

- Мне много раз говорили, что предыдущая фаворитка Зацепина ревнует и ставит мне палки в колеса. Но кто знает всю правду? Был такой редактор на телевидении - Владимир Давиденко, он говорил, что лично видел «черный» список людей, нежелательных к показу по ТВ. Якобы я там фигурировала под первым номером -видимо в алфавитном порядке. Вот Давиденко я верю! Правда, примерно раз в год меня могли показать. По радио я звучала, пластинки выходили. Но…

Т. Анциферова
Т. Анциферова

Окончание здесь https://dzen.ru/a/ZJQm7WZzW1rwCJA- .