Один из лучших музеев России.
Музей, основанный в 2001 году, рассказывает о репрессиях 30-х годов.
«Миссия Музея — рассказывать о массовых репрессиях и тем cамым побуждать к размышлению о ценности человеческой жизни» говорит нам сайт музея.
Постоянная экспозиция рассказывает о зарождении «красного террора», о его идеях, о способах и средствах, и о людях, которые попали под те самые репрессии.
Музейный маршрут начинается с дверей, за которыми находились заключенные. Двери были привезены с мест заключения. О каждой двери есть информация: где была установлена и что за ней находилось. За одной утверждали списки на расстрел, за другой, в нечеловеческих условиях, содержались узники, за третьей исполнялись смертные приговоры.
Далее следует спуск, и сразу представлены документы, с которых и начался «красный террор» как мера борьбы с контр революцией.
Часто репрессии приписывают только И.В. Сталину. Музей говорит нам что подобного рода идеи были предложены значительно раньше, в том числе и В.И. Лениным
Затем нас знакомят с Соловецким лагерем особого назначения, в простонародье СЛОН или Соловки. Лагерь являлся первым и до 1929 единственным в СССР, там зародились и утвердились способы борьбы с контрреволюционными элементами. Мне показался крайне занимательным альбом с фотографиями, а вернее оригинал и современная копия. Копию можно листать и рассматривать ю. На фотографиях худые, изнеможенные заключенные и их надзиратели.
Далее расскажут о БеломорКанале. О количестве жизней загубленных там, о том, как люди прорыли канал длинной 227км с помощью лопат ( одна из этих лопат представлена в музее). Можно посмотреть на макет сооружений и представить сколько сил было затрачено на постройку этого канала. В зале подвешенном БеломорКаналу крутят советский фильм, который описывает чудо-сооружение, масштабы и сроки возведение. Возникает странное чувство: в ушах рассказ о скором наступлении коммунизма, перед глазами реальная картина происходящего. Здесь хочу процитировать Е. Летова: «Предательского дядю повели на расстрел
Хорошенькую тётю потащили в подвал
В товарные вагоны загружали народ
Уверенные папы продолжали учить:
«Так закалялась сталь!»
После попадаем в зал с двумя интерактивными экранами, на которых карта СССР, даты и статистика, чуть нижу рычаг, которым судно менять дату.
Эта карты показывает развитие лагерей от 1920 до 1960. На карте всплывают точки-места заключения, на каждую можно нажать и подробно узнать о конкретном лагере.
Выше этажом расположен зал, где описана жизнь заключенных. Есть много предметов быта, и главное: экран. Показывают фильм с участниками тех событий. Очевидцы с необыкновенными скорбью, страхом рассказывают как им приходилось проживать дни в лагерях.
И о двух залах, которые производят максимальное впечатление.
Зал с документами, гильзами и фотографиями.
Тут представлено большое количество документов которые подтверждают факт массовых расстрелов. Под ногами реальные гильзы, привезенные с мест расстрелов. На стене переключаются слайды, на них фото лишенных жизни людей.
И зал «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство».
Детские вещи, фотографии, документы, видеоряд. Все о детях сосланых в лагеря. Тут же стоит скульптура «Сталин и Геля» с подписью «спасибо Сталину за счастливое детство»
Так же посетил зал посвещенный репрессиям «малых народов». Самая неинформативная и слабая часть музея.
На экскурсии предлагалось посетить лагерные руины с помощью VR очков, крайне необычно. Был приятно удивлен, когда узнал что 360-фильм был снят основателем данного музея.
В конце были показаны места захоронений найденные в разных уголках России. Среди разных табличек нашел и табличку с моей малой родины.
При выходе была комната в которой совершенно ничего не было, лишь звучали реальные имена, статьи, приговоры.
Прикреплю еще фотографии.
Совсем забыл упомянуть:
в музее представлено большое количество рассказов о судьбах конкретных людей. В стенах заделаны выемки, в них: личные вещи, письма, фотографии. А рядом что-то вроде слухового аппарата, взяв в руки который можно прослушать рассказ о судьбе человека вещи которого лежат за стеклом. Рассказ о В. Шаламове и А. Солженицыне представлен именно в таком формате.
Заключение.
Музей не оставляет равнодушным.
Экспозиция оставляет большое количество философских вопросов. При выходе действительно задумываешься о ценности жизни и цене лжи.
На мой взгляд в России не так много музеев освещающих новую историю нашей родины. XX век - самый насыщенный на события период, и было бы славно если значимые события станут чаще освещать через музеи, а не только с помощью страниц учебника.