Найти в Дзене
Серебряный Месяц

Сумбурные заметки о культуре и не только под аккомпанемент симфоний Вагнера и марша "Советский цирк"

Оглавление

Поездка в культурную столицу выдалась столь насыщенной, что, перефразируя классика, пальцы тянутся к клавиатуре, та - уже "связана одной цепью" с системным блоком и монитором, вот и ложатся в Дзен-статью заметки о том, что увиделось, хотя, возможно, и привиделось.

Театр уж полон, ложи...перемешаны

Флагман петербургского театрального действа - Александринка не устает удивлять зрителя своими премьерами, выходящими из-под режиссерского "ножа" худрука театра Валерия Фокина. "Маскарад", "Рождение Сталина", "Блаженная Ксения" - все эти спектакли, так или иначе, можно назвать историческими.

Валерий Фокин
Валерий Фокин

К "матери-истории" режиссер явно не равнодушен, прекрасно в ней разбирается, потому и не удивительно, что последняя премьера "Один восемь восемь один" явилась, пожалуй, наиболее масштабной и максимально погружающей зрителя в историю Государства Российского, постановкой.

Для тех, кто помнит и знает, что это за год был в истории России - 1881, какие кипели страсти и политические баталии вокруг неожиданно взошедшего на престол Государя Александра Третьего, поход на трехчасовый спектакль не будет душевной мукой, скорее наоборот. Для не владеющих материалом придется тяжеловато.

Императоры - отец и сын - в царской ложе
Императоры - отец и сын - в царской ложе

Интересные сценические решения - цирковая арена вместо классической сцены с занавесом, подлинная царская ложа отдана оркестру, играющему отличную музыку, подобранную маэстро Вячеславом Бутусовым; возникшая в декорациях напротив "новая царская" ложа занята императорами Александром II и Александром III, мощно поставленные пиротехнические трюки, настоящая вода с живой загарпуненной рыбиной прямо на сцене-арене - всех находок-"прибамбасов" и не перечислишь.

История Отечества - не клоунада

Режиссерские трюки со взрывом кареты отца (1 марта 1881 г.) и покушением на сына, которое произойдет через семь лет в октябре 1888 года в Борках, поставлены ярко, дымно и впечатляюще.

Особо отмечу, что режиссер в пику советской историографии и заверениям тогдашнего премьера Витте, убеждающих, что никакого покушения на Александра III не было, а был лишь сход вагонов вследствие нарушения скоростного режима, четко показывает террористическую причину крушения царского поезда.

И все бы хорошо, да только вот, какая-то ехидная клоунская насмешка над историей Российской империи неотрывно преследует зрителя, который не может не заметить антипатии постановщика к обер-прокурору Святейшего Синода Константину Победоносцеву, переигравшему господ-либералов в правительстве во главе с графом Михаилом Лорис-Меликовым.

Княгиня Юрьевская (в исполнении восходящей звезды театра Анны Блиновой) выписана сценаристом недалекой и сексуально озабоченной дамочкой. И таких коверных (и подковерных) "подковырочек" наберется вагон и маленькая карета-тележка, которую по кругу возит и возит самый невозмутимый и исполнительный участник спектакля живой маленький пони.

В финальной сцене маски уже сброшены, на основных участников исторического действа нацеплены клоунские носы, подтверждающие, что для сценариста драма русского царя и русского народа 1881 года - не более, чем цирк.

Маски сброшены. Масок больше нет

А кто же автор сей пьесы, драматург, так сказать, по сценарию которого и работал (с авторскими корректировками, разумеется) режиссер спектакля? А это никто иной, как Борис Акунин-Чхартишвили, известный господин, одним из первых отъехавший из России (2014 год), где в 90-е удачно обзавелся связями в литературном пространстве, раскрутив свою "фандориаду".

Примерно в год отъезда из страны Григорий Чхартишвили запустил скандальную серию изданий "История Российского государства", которую ни историки, ни литераторы не могут отнести к полноценным и серьезным исследованиям. Но для автора это и не главное. Зато в "Истории..." он смог четко расставить акценты, показав свое отношение к русским.

Борис Акунин-Чхартишвили
Борис Акунин-Чхартишвили

Так, он потребовал от художника-иллюстратора изобразить древних славян немытыми орками, а литовцев — благородными европейцами. Наших предков он показал некими "свиноводами", самыми дикими людьми, которые облагородились только по воле мудрых викингов и хазар. Не буду продолжать описание этих многотомных кляуз и поклепов на Россию, но удивление выскажу.

Каким образом ненавистник России и ныне британский подданный Чхартишвили получает заказы на пьесы от художественного руководителя Александринского театра, лауреата многих отечественных премий и наград, члена Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству Валерия Фокина?..

Кто присядет на престол?

В эти же дни телевизионный канал "Росссия-1" показал фильм "Перевод с немецкого", детектив о предвоенных годах и работе доблестных чекистов, сражающихся с "не советским элементом", не жалея "живота своего". Фильм украсила солирующая пара актеров - Павел Трубинер и Мария Машкова.

Если кто не знает, Мария Машкова - дочь нашего большого артиста и режиссера Владимира Машкова, твердо стоящего на государственных и патриотических позициях. В отличие от дочери Маши, которая не только проживает в США, но и выступает против политики России. Впрочем, на ее роли Ирины Воскресенской, данные обстоятельства никак не отразились. Работа получилась вполне добротной и интересной.

Продюсеры, отметив зрительский интерес к сериалу, решили сделать продолжение, сняв восемь серий фильма "Операция "Престол", в котором герои картины внедряются в кружок столичных монархистов, которым заправляет поэт Садовников в исполнении В.Стеклова.

Надо сказать, что прототипом этого "лидера" монархистов-заговорщиков явился реальный персонаж Серебряного века, писатель и поэт Борис Садовской, который в силу жизненных обстоятельств был настолько беспомощен и безопасен для Советской власти, что чекисты его даже и трогать не стали.

Парализованный, он жил в келье Новодевичьего монастыря, выезжая для писательской работы на "пленэр", в качестве которого использовались... захоронения Новодевичьего кладбища. (Если заинтересовались личностью Бориса Садовского, то прошу сюда)

Наша Маша стала нашей Таней

Мы же возвращаемся к главным героям сериала, в составе которых произошла замена. Вместо выбывшей из игры Марии Машковой роль главной героини стала играть Татьяна Арнтгольц, причем все сцены с Машковой были уже отсняты, но федеральный канал не смог позволить себе (или каналу не позволили свыше) показ фильма с известной оппозиционеркой, пересняв все эпизоды с главной героиней по-новому.

Мария Машкова в первоначальном варианте сериала
Мария Машкова в первоначальном варианте сериала

В итоге получается несколько странно, когда действующие лица, знающие Воскресенскую-Машкову в довоенные годы, как ни в чем не бывало общаются с кардинально изменившей облик Воскресенской-Арнтгольц.

Татьяна Арнтгольц и Павел Трубинер в переснятой "Операции..."
Татьяна Арнтгольц и Павел Трубинер в переснятой "Операции..."

Впрочем, метаморфозы на экране оказываются, как говорят юристы, ничтожными по сравнению с метаморфозами в жизни.

Марш-марш левой

Все киноленты мира уступят в драматургии субботнему т.н. "Маршу справедливости" в исполнении музыкантов "Вагнера" с дирижером Евгением Пригожиным во главе. Оркестровая команда бодрым маршем прошагала несколько сотен километров по югу России, не встречая никакого сопротивления, кроме видеозаявлений депутатов, артистов и чиновников.

Дирижер Евгений поначалу так "размахался" палочками, что не внял даже Обращению Президента, назвавшего выступление "музыкантов" ударом в спину. А возбуждение против себя уголовного дела по серьезной статье, грозящей сроком до 20 лет заключения, "главный по оркестру" просто не заметил.

Как не заметили его оркестранты хотя бы имитации сопротивления от регулярных войск и руководства штаба Южного Военного Округа. Зато все СМИ увидели и зафиксировали, как "перелетные" бизнес-джеты чиновников и т.н. "элиты" потянулись из Москвы на карельские севера (тут и Валдай покажется Монте-Карло), подальше от опасностей и "оглушающей музыки" оркестрантов.

Картофельный Спас

Все закончилось, не успев начаться. К переговорам с Пригожиным подтянули Батьку Лукашенко, который, понятное дело, не порол отсебятину, а согласовывал все обещания с теми, кто его ангажировал.

Итог переговоров - боевой разворот вагнеровцев на 180 градусов. Уход в лагеря с последующей передислокацией на территорию Белоруссии. Уголовное преследование руководителей ЧВК будет отменено.

В активе -

Проведены массовые учения по перегруппировке многотысячных воинских формирований.
Противник приведен в замешательство, на фоне которых атаки российских ВКС имели значительный успех.
Установлены армейские и гражданские чиновники, подверженные паническим настроениям и склонные к предательству.
Кадровые перестановки по ним ожидаются в ближайшее время.
Польша с Литвой получили дополнительную зубную боль, скрипя клыками на Беларусь и ее Батьку-Президента.
Церковные иерархи подумывают об установлении нового праздника "Картофельный Спас"

В пассиве... даже не в пассиве, а в оставшемся реквизите, те самые клоунские носы, которыми пытались характеризовать драматичнейшие годы Российской империи, но более востребованы они оказались на полтора века позже.

Бывает....