Найти в Дзене
Четыре лапы, влажный нос

Доброй памяти тёте Марусе и дяде Пете (часть 1)

Родственники бывшего мужа жили в Приднестровье. Страну ещё не делили на берег левый и правый. Ехали мы к тёте Марусе и дяде Пете в село Глиное Слободзейского района. В первый отпуск с детьми, старшей было 3,5, младшей - год с копейками. По тем далёким временам люди перемещались на поездах и автобусах. Но для нас бывший свёкор договорился со своим водителем с работы, поэтому катили с шиком на машине. Я оказалась в деревне первый раз в жизни. По двору бродили гуси, утки, даже несколько индюков. Свирепела собачонка у ворот на цепи. Всё это великолепия разогнали хозяева по загонам и будкам, встречали дорогих гостей. Своих детей у тёти Маруси с дядей Петей не случилось. И были они совсем пожилыми. Сейчас посчитала - 53 и 54 года. Но уже пенсионерами. В небольшом домике жила слепая бабушка - мама тёти Маруси. Нас поселили в доме главном, в большой комнате. Рядом была замечательная крохотная комнатушка с одной кроватью и тумбочкой, окошком в садик с цветами. За ней парадная - каса маре. С

Родственники бывшего мужа жили в Приднестровье. Страну ещё не делили на берег левый и правый. Ехали мы к тёте Марусе и дяде Пете в село Глиное Слободзейского района. В первый отпуск с детьми, старшей было 3,5, младшей - год с копейками.

По тем далёким временам люди перемещались на поездах и автобусах. Но для нас бывший свёкор договорился со своим водителем с работы, поэтому катили с шиком на машине.

Я оказалась в деревне первый раз в жизни. По двору бродили гуси, утки, даже несколько индюков. Свирепела собачонка у ворот на цепи. Всё это великолепия разогнали хозяева по загонам и будкам, встречали дорогих гостей.

Своих детей у тёти Маруси с дядей Петей не случилось. И были они совсем пожилыми. Сейчас посчитала - 53 и 54 года. Но уже пенсионерами. В небольшом домике жила слепая бабушка - мама тёти Маруси.

Нас поселили в доме главном, в большой комнате. Рядом была замечательная крохотная комнатушка с одной кроватью и тумбочкой, окошком в садик с цветами. За ней парадная - каса маре. С дорожками на полу, шкафом с зеркалом и двумя пышными кроватями со множеством подушек и вышитыми покрывалами. Тётя Маруся с дядей Петей спали на закрытой веранде.

Я по наивности удивилась: это сколько времени вышивать красоту? Тётя Маруся и ответила - что ещё по вечерам в деревне делать?

Во дворе стоял закрытый бетонный не колодец - называли "бассейн", куда воду для нужд заливали шлангом, а качали насосом из скважины в огороде. Из бассейна ведром набирали. Выглядел типа гигантского кувшина, который в землю закопали.

Ещё был огромный прохладный погреб и летняя кухня над ним с печкой. Отдельно - кухня с газовым баллоном. Удобства во дворе, рядом ещё летний душ.

И чердак, и сарайчик с розовой хрюшкой, клетки с кроликами. Огород - 60 соток, виноград, картошка и прочие дары природы. Деревья - само собой. Вишня, черешня, слива, абрикос, шелковица. В общем - удивительно.

В конце улицы на столбе аист свил гнездо, а дальше текла речка Турунчук с обрывистыми берегами. Однажды своими глазами видели, что на противоположном берегу рыбаки выловили толстолобика с них самих ростом. Или размером. За селом на речке был пляж, а ещё ходили на Днестр через мост несколько раз.

Нашла фото в сети - речка Турунчук, село Глиное. Вот прямо здесь на ближнем берегу мы и гуляли. А на дальнем рыбаки выловили толстолобика. От берега раньше сразу глубоко было.

Яндекс картинки, фото с сайта novostipmr.com
Яндекс картинки, фото с сайта novostipmr.com

На второй день тётя Маруся повела нас показывать село. Бывший муж здесь бывал неоднократно, а для меня всё в новинку получилось.

И в магазине старшая дочь углядела пирамидку со смешной уточкой-верхушкой. Продавали в городе тоже, но дорого, поэтому я не покупала. Хватало и других пирамидок.

И вдруг эта старшая дочь, которая сроду ничего не просила, буквально застыла перед игрушкой. Я удивилась и объяснила, что дорого. А тётя Маруся неожиданно полезла в кошелёк и без разговоров купила уточку. Счастливая дочка вцепилась в подарок. Оказалось, что в садике была пирамидка, но в шкафу, играть не давали. А здесь - собственная.

По молодости да глупости я побурчала, что нечего деньги зря тратить, добра у детей достаточно.

И только с возрастом поняла - тётя Маруся впервые увидела...вот не знаю степень родства...детей племянника. И конечно, хотела порадовать подарком, чтобы запомнили. Я помню до сих пор. И дочь помнит.

А затем пошли гулять в сквер. Там на постаменте стоял первый трактор с металлическими ободьями вместо шин. Была небольшая детская площадка.

Но самое главное - памятник. Советским солдатам, которые погибли при освобождении села в 1944-м. Гранитные плиты с фамилиями. Сотни фамилий.

В моё время историю в школах учили правильную. Помимо уроков, я достаточно много прочитала о войне не только художественной литературы. Казалось, что знаю достаточно. И вдруг - сотни фамилий солдат, которые погибли всего за одно село. Конкретные - вот они. Абстрактные цифры совсем другое. На Мемориале в городе тоже другое.

Тётя Маруся рассказывала не слишком охотно и много. Как полезла на вишню смотреть, когда налетели первые самолёты. 22-го июня. Интересно было девчонке, что это. А мама кричала и загоняла детей в погреб.

Позже прямо во дворе вырыли траншею, в которой прятались. А вот оттуда, с "горийши", били пушки. Посмотрела я на эту "горийшу" - невысокий холм далеко за селом. На горизонте. Раньше даже не представляла дальность стрельбы. Да и откуда? Моя мама, ровесница тёти Маруси, войну пережила в Тамбове.

Что ещё помню из рассказов - когда бадя (старший брат), вернулся домой после Победы. Это мой бывший свёкор, царствие небесное. Вернулся живым, когда и не надеялись. После объятий попросил кушать. Мама поставила на стол котелок с картошинами, хлеба, сколько было.

А когда сын всё съел, стала плакать - что же теперь другим кушать? Потому что больше в доме не было абсолютно ничего. Зато детей мал-мала-меньше. Но выжили.

Самого маленького с дедом оставляли, который уже не ходил, на печи лежал. Вот на этой печи между стенкой и парализованным дедом ребёнок проводил целые дни, пока взрослые работали. В качестве соски жевали хлеб, в тряпицу заворачивали.

Вырос дядя Вася. Мы к ним в гости тоже ходили.

Тётя Маруся учила меня печь плацинды. Тесто - вода-мука. Кабачок сорвала, картошку порезала - вот и вкуснятина. Тесто у тёти Маруси выходило гладкое, ровненькое, у меня получались неведомые комки.

Борщ изумительный готовили с тушёнкой из гуся. Однажды и другого гуся зарезали, который гордо ходил по двору. Девицы мои спросили, куда пропал, тётя Маруся объяснила - не слушался, поэтому зарезали. Притихли девицы после такой страсти. Вот оно что бывает, когда не слушаются.

Поначалу я честно варила детям кашу. Пока не оказалось, что весь баллон газа извела, который покупали на месяц. Даже в голову не приходило, потому что в городе давно был природный. Дальше готовили на печке, но и не сильно старались, перешли на "подножный корм". Настругали салат, хлебом закусили - нормально, сыты.

Ещё вареники с вишней научила лепить тётя Маруся. Не маленькие привычные, а размером с ладонь. Косточки не чистили, сорвали ягоды с дерева - и вперёд. Во время еды просто выплёвывали. Потрясающе вкусные вареники получались. Весь сок внутри.

Вообще, я приехала помогать пожилым родственникам, а не сидеть на шее. Старшую дочь тоже "запрягла", да и младшей что-то поручали. Зато бывший муж прибыл отдыхать. С утра на крыльце с газеткой рассаживался в своё удовольствие. Дядя Петя уезжал на работу на велосипеде, тётя Маруся крутилась по дому с живностью и огородом в 60 соток, а здоровый лось отпуск праздновал. И никак не мог понять - почему нет?

Раньше приезжал в гости, тётя вокруг прыгала. Но глядя на меня, тоже что-то шуршал и делал. Правда, из-под палки.

Старшую дочь, которой четырёх лет не было, на чердаке укусила оса. Или пчела. Мы там что-то перебирали для сушки. Тётя Маруся научила, что делать, до сих пор пользуюсь - натереть луком. Отлично помогает.

И очень многому научились у Тёти Маруси с дядей Петей. Каждый следующий год приезжали. Дети подрастали, поэтому целыми днями трудились.

Мы красили забор и ворота, выдраивали погреб и кухню над ним. С помощью лестницы собирали вишню-черешню-шелковицу. И прочие абрикосы. Изводили колорадских жуков, копали картошку. Тётя Маруся - словно трактор, и я телепалась вокруг лопаты. Что делал бывший, не помню.

Кормили свинью и кроликов, даже доили козу.

Однажды ловили свинью в огороде. Приехали весьма неудачно, потому что каждый день лил дождь. И во время очередного ливня свинка решила прогуляться.

Выскочила не просто в огород, а на половину с виноградником, где между рядами росли всякие морковки со свёклой-кабачками. Естественно, свинка отведала нежданное богатство. При этом проскакивала ряды винограда напрямую между проволокой и лозами.

А я с детьми во главе с тётей Марусей неслись вокруг, скользя по раскисшей земле. Под ливнем. Пока добегали, свинка ловко пролезала сквозь проволоку на следующий ряд.

Но свинью изловили. Себя отмывали тоже под ливнем, затем грелись на кухне, одежду стирали в корыте.

Приезжали каждый год, но с шиком на машине только первый. В остальные своим ходом добирались. Выглядело по тем временам вполне нормально.

С рюкзаком, сумками, маленькими детьми, сначала ехали на поезде до Тирасполя. Затем пару часов ждали автобус. А в селе остановка была в дальнем конце, когда дом тёти Маруси - в начале. Поэтому мы с поклажей выгружались прямо на трассе. И дальше пешочком чапали.

На обратном пути с этой же трассы грузились вместе с баулами. Но уже не с местами, согласно купленным билетам. Еле втискивались в дверь, детей заталкивали. Таким образом катили до самого Тирасполя. Дальше на поезде.

Тётя Маруся с дядей Петей каждый раз пытались всучить своё, домашнее. Помидорки, картошку, яички, курочку. Какое там домашнее. Себя бы с поклажей и детьми довезти.

Но все так ездили. На поезде, автобусом, пешком по жаре. А теперь кругом на машинах. Однажды, когда внуки были маленькие, машина зятя сломалась, на выходные не поехали к родителям в пригород. А там дороги - 18 км, плюс пешком на горку подняться. Но дочь возмутилась - как это? С баулами и детьми пихаться в маршрутку, затем ещё пешком? Ещё чего!

Того. Я и напомнила, как раньше путешествовали. Ключевое слово "раньше". Поэтому никто на маршрутке не поехал.

А у меня однажды получился отпуск "вырванные годы". Именно в деревне. Но напишу во второй части, чтобы не слишком здесь растягивать. К сожалению, фото нет. Были, точно помню. Потому что все вместе на память фотографировались. Сейчас порылась, почему-то не нашла ни одного.

Продолжение ЗДЕСЬ.