Не читайте дальше. Это скучно. Не интересно. Не актуально. Как в романе. Жил-был вице-адмирал. Был он и контр-адмиралом, в зависимости от того, на каком корабле эскадры находился. На корабле авангарда выглядел как вице-адмирал, на корабле арьергарда - становился контрой. Всю жизнь провел на море. Родился в Санкт-Петербургской губернии, служил на Черном М., жил в Ялте, и умер в Батуми. That was the end of Alexander Ivanovich Greve.
А пока еще он жив, и не важно, какую позицию занимает в эскадре, важно - какую в жизни. В этом весь смысл данного поста.
И так как на дворе золотые 80-е (девятнадцатого века), в трудовой книжке Александра Ивановича Греве представим запись «Начальник батумского порта». Это его предпенсионное и постмореходное увлечение. Неплохая, в принципе, должность для шестидесяти-скажем—пяти-летнего гардемарина, тем более что впереди еще лет пятнадцать, а уже и с драматургом Островским в батумской гостинице Paris пил, и Император Александр III вот-вот в Батум приедет, надо будет встречать хлебом-солью. Дел много, и пока Краснов в ботанический сад не прикомандировался, Греве, как большой любитель садоводства, за садом приглядывает одним глазком, и за парком на озере Нуригель другим.
В общем и целом вице-контр-адмирал не сидит на лавочке во дворе на Кутаисской за партией шахмат или нард, не лайкает посты своих внуков в инстаграме, не страдает мемуарной болезнью, не жалуется на субтропические батумские дожди, и даже не воротит нос от нового либерально-политического меню, где на главной полосе и котлета по-киевски, и осетрина по-монастырски, и пельмени по-сибирски, и водка хошь по-царски, а хошь по-мужицки. Некогда Александру Ивановичу. Думу думает. За большое дело головушка болит. Как нам обустроить Батум? Как сделать так, чтобы из развития портов Поти и Батума извлечь в экономическом и стратегическом отношениях большую выгоду, а не посеять еще большую конкуренцию?
«Бухта самою природой создана так, что даже безо всяких искусственных сооружений представляет собой порт-убежище, вполне покойный и безопасный, в который входит и из которого выходить могут при самых жестоких и противных ветрах не только пароходы, но и парусные суда, чего нельзя сказать про славную Севастопольскую бухту и чего не могут достигнуть никакими сооружениями инженеры в Поти,» - пишет Александр Иванович, развивая мысль, что пора бы Батумскую гавань активнее использовать не только для военных судов, но и для торговых целей.
Но для того, чтобы можно было воспользоваться благоприятным для мореплавания положением Батумской бухты, необходимо оградить ее от засорения песком, камнями и илом, которые выбрасываются рекой Чорох и приносятся в бухту морским течением.
🔺🔺🔺🔺🔺
Что же придумал Греве, и чем ему обязаны город и порт?
🔻🔻🔻🔻🔻
«Греве указывает на необходимость сооружения в Батуме двух молов, одного - для ограничения от морских наносов, другого - для защиты от засорения горными реками. Молы должны иметь военные форты.» Были противники постройки этих сооружений, или скорее заинтересованные только в своей выгоде лица. Однако, контр-адмиральский план был реализован, морские сооружения вовремя возведены, порт спасен. И тут мы наконец-то добрались до сути заголовка. Когда план постройки молов был утвержден, Греве возражал против передачи строительства в частные руки, он убеждал всех, что эти, в принципе, коммерческие сооружения имеют и стратегическое значение, поэтому могут быть возведены «исключительно на счет казны и под наблюдением государства, и не могут быть отданы отдельным частным предпринимателям или даже компаниям, так как все они заинтересованы своими расчетами и вряд ли в состоянии возвыситься до соображений общей пользы.»
Ух, кажется, я это сделал. Для общей пользы, хоть и соблазн был - черкнуть что-то про свои коммерческие делишки.
PS Интересно, как сегодня при строительстве пальмового острова в Батуми руководствуются соображениями общей пользы, и как вообще в мире с этим⁉️