Найти тему
Катехизис и Катарсис

Сражение при Абанкае: начало войны Писарро и Альмагро

Мы с вами выяснили, каким образом сложились предпосылки для первой битвы гражданской войны между конкистадорами в Перу, которой посвящён нынешний цикл. Конечно же, теперь нужно разобраться с самой битвой при Абанкае — событиями 12 июля 1537. Итак, Алонсо де Альварадо уверился, что мирного решения в конфликте с Альмагро не будет...

Альварадо, как мы уже отмечали, имел около 500 человек — минус маленький отряд Лермы, который он ранее выслал вперёд, и который перешёл на сторону Альмагро. Силы Альмагро были побольше: от 600 до 700 бойцов (ясное дело, что некоторые книги сообщают нам аж про 10 тысяч индейцев, как обычно — и как обычно это, конечно, фантастика, хотя некие туземные силы в бою участвовали, разумеется).

Диего де Альмагро
Диего де Альмагро

Лерма увёл с собой не только несколько десятков людей, но и ценные сведения об отряде Альварадо и его планах. Причём Альварадо очень поздно узнал о предательстве, так что переиграть ничего не успел. Таким образом у Альмагро на руках оказались вообще все козыри: он имел больше сил, знал о слабости врага и его действиях.

Однажды я рассказывал, что в этой истории есть два конкистадора по имени Франсиско де Чавес. Один был писарристом — позже мы ещё рассмотрим яркую историю с его участием. Другой оказался на стороне Альмагро, и он появляется в повествовании уже сейчас. Именно его отряд первым совершил бросок от Куско к Абанкаю (см. карту) и захватил в плен отряд Педро Альвареса Ольгина, одного из людей Альварадо. В скором времени Ольгин внезапно окажется на стороне альмагристов, но с ним история вообще запутанная.

В общем, для Альварадо всё с самого начала складывалось плохо. Противники разместились на разных берегах реки. Альварадо разделил армию на четыре части. Два отряда прикрывали броды. Один — под началом Хуана Переса де Гевары, другой — Себастьяна Гарсиласо де ла Вега (отца Инки Гарсиласо де ла Вега, того самого знаменитого хрониста Конкисты). Единственный мост оборонял Гомес де Тордойя. Во главе резерва остался сам командир.

Ещё до рассвета 12 июля альмагрист Родриго Оргоньес решительно форсировал реку и атаковал Гевару. Хотя в реке из-за мощного течения утонуло несколько альмагристов, а сам Оргоньес оказался ранен, атака вышла весьма удачной. Альварадо пришлось броситься на помощь Геваре. Видя это, Альмагро ударил по мосту — и писарристы сразу посыпались. Альварадо обнаружил противника в тылу, и хотя пытался воодушевить солдат — ничего не вышло. Началась паника, писарристы бежали или сдавались.

-2

Альварадо и сам попал в плен. Оргоньес хотел казнить его на месте, однако Диего де Альмагро запретил это — и как вскоре выяснится, напрасно. Алонсо де Альварадо очень скоро сбежит из плена, а какую роль сыграет в войне далее — мы ещё обсудим.

Итак, битва завершилась полной победой альмагристов и обозначила начало войны. Однако даже в этот момент "точка невозврата" пройдена ещё не была: в конце концов, Альварадо сам принял решение сражаться, Писарро вообще не был толком в курсе всех событий в Куско последнего времени, тем более не руководил ими.

Даже сейчас конфликт ещё можно было как-то решить, тем более что всё ещё оставалась общая проблема писарристов и альмагристов: восстание инков под началом Манки Капака II. Да и убитых при Абанкае было ну очень мало с обеих сторон — бой вышел крайне скоротечным.

Однако увы: на деле ни к чему хорошему вся эта история не шла.

Автор - Алексей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient