Полный привод парт-тайм (частично включен), подключаемый передний мост.
В автомобилях с таким типом трансмиссии постоянно работает задний мост. В городских условиях, на трассе с сухим асфальтом – это заднеприводный автомобиль. При выезде на бездорожье или на скользкую дорогу подключается передний мост.
Особенности трансмиссии парт-тайм. Межосевого дифференциала в раздаточной коробке нет. Это хорошо на бездорожье, не нужно блокировать межосевой дифференциал. Но, на твердых грунтах асфальте, бетоне и т.п. передний мост подключать нельзя. На дуге поворота передние колеса проходят больший путь, чем задние, соответственно вращаются быстрее задних. Звена (межосевой дифференциал), которое компенсирует разницу скоростей вращения колес передней и задней оси в трансмиссии парт-тайм нет. Это нужно учитывать при выборе блокировок.
Три варианта установки блокировок для трансмиссии парт-тайм:
1. Только в задний мост.
2. Только в передний мост.
3. В оба моста.
Установка блокировки дифференциала только в задний мост. Какие улучшения получим:
1. повысится проходимость автомобиля;
2. повысится динамика разгона автомобиля, особенно на скользком покрытии;
3. повысится устойчивость автомобиля на скользкой дороге, передний мост подключать не нужно.
Разные конструкции блокировок дают разный результат от установки в задний мост автомобиля с трансмиссией парт-тайм.
Принудительная блокировка значительно увеличит вездеходные качества автомобиля. Такую блокировку включают при выезде на бездорожье. Т.к. это полная блокировка, при её включении колеса заднего моста вращаются с одной скоростью, маневрирование автомобиля с включенной блокировкой ограничено. Повороты нужно проходить с большим радиусом и только на мягких грунтах. В горах, на скальных жестких грунтах в поворотах лучше её отключать. Принудительная блокировка включается медленно, некоторые конструкции требуют полной остановки автомобиля, соответственно средняя скорость автомобиля на бездорожье значительно снижается. С включенной принудительной блокировкой нужно соблюдать аккуратность в поворотах, что также снижает среднюю скорость. Динамику разгона и устойчивость на льду автомобилю такая блокировка не добавляет. На асфальте и скользкой дороге она должна быть выключена.
Кулачковые муфты Lockright, Lokka, отечественная блокка обеспечат высокие возможности автомобиля на бездорожье. Но, в этих условиях они не безупречны. Нечеткость включения – выключения этих блокировок проявляется в разных ситуациях. Например, на дуге поворота, на скользкой поверхности кулачковая муфта не может отключить забегающее колесо от тяги и работает как «заварка», затрудняя управление автомобилем. А когда одно из ведущих колес отключено, и вся тяга реализуется через единственное колесо, велик риск прорыва, например, снежного наста или несущего поверхностного слоя болота. Такие блокировки так же, как принудительная динамику разгона и устойчивость на льду автомобилю не добавляют. Напротив, водители вынуждены ограничивать скорость автомобиля. Такие блокировки очень метко называют «тракторными». Они хороши для автомобилей, которые эксплуатируются в дорожных условиях близким к тракторным.
Шариковый дифференциал ДАК обеспечивает максимальные возможности на бездорожье за счет высокого коэффициента блокировки и мгновенного переключения режимов заблокирован-разблокирован. За что его ценят профессионалы. Значительно повышается динамика разгона автомобиля, особенно на скользкой дороге. Заднеприводный автомобиль с ДАКом ведет себя более устойчиво и понятно для водителя, чем полноприводный авто без блокировок. Водители увеличивают скорость автомобиля на льду, чувствуя уверенность в управлении. ДАК является универсальной блокировкой, подходит для автомобилей разного назначения.
Шариковый дифференциал ДКС имеет парадоксальную особенность, являясь 100% блокировкой, на асфальте он работает мягче, например если сравнивать его с 90%-м ДАКом за счет замедленной реакции на изменения дорожных условий. На бездорожье он вывезет из любой сложной ситуации, но для этого нужно увеличивать тягу двигателя. На скользкой дороге, так же как ДАК значительно повышает динамику разгона и устойчивость автомобиля. ДКС является универсальной блокировкой, больше подходит для автомобилей, которые в основном эксплуатируются на асфальте в городских условиях, с выездами на бездорожье.
Квайф, винтовые, шнековые блокировки имеют ограниченные возможности на бездорожье за счет невысокого коэффициента блокировки. Диагональное вывешивание колес такие блокировки не преодолевают. Повышают устойчивость и управляемость заднеприводного автомобиля на асфальте и скользкой дороге. Имеют такую особенность, как наличие предварительного натяга (преднатяга). Преднатяг – это компромиссное решение. Высокий преднатяг обеспечивает коэф-т блокировки до 70%, что хорошо на бездорожье, в тоже время затрудняет маневрирование автомобиля на асфальте и управление автомобилем на скользкой дороге. Средний и низкий варианты преднатяга неэффективны на бездорожье, но более комфортны в городских условиях и на скользкой дороге. Такие блокировки выпускаются с разной величиной преднатяга, что позволяет выбрать подходящий вариант для своих дорожных условий.
Дисковые самоблокирующиеся дифференциалы имеют разные конструкции, с разным алгоритмом зажатия дисков. Не очень эффективны на суровом бездорожье, не обеспечивают преодоление диагонального вывешивания. Повышают устойчивость и управляемость заднеприводного автомобиля на асфальте и скользкой дороге. Выбор дисковой блокировки, производится в зависимости от условий эксплуатации автомобиля