Найти тему
Планета Сибирь

Подводные лодки на Байкале. Правда и мифы

Оглавление
Поселок  Листвянка. Фото Бориса Слепнева
Поселок Листвянка. Фото Бориса Слепнева

Сенсации о подводных лодках на Байкале «всплывают» с завидной регулярностью. Один из самых живучих мифов гласит, что во время Великой Отечественной войны в воды Байкала была спущена миниподлодка, главная задача которой заключалась в охране тоннелей Кругобайкальской железной дороги от японских диверсантов. В 1943 году субмарина якобы затонула при загадочных обстоятельствах. Достоверных сведений о патрулировании глубин Байкала некой подводной лодкой нет ни в одном источнике.

Небольшие подводные суда закреплялись на стандартных железнодорожных платформах. Фото из открытых источников
Небольшие подводные суда закреплялись на стандартных железнодорожных платформах. Фото из открытых источников

Вероятнее всего, эту историю придумали в довесок к достоверной информации о секретной школе водолазов. Ее эвакуировали во время войны из Балаклавы в район Слюдянки. Байкальские условия – большие глубины, хорошая видимость под водой, удаленность от фронтов – оказались близкие к идеальным для обучения подводников-диверсантов. Наследниками славных традиций стала база боевых пловцов, которая сегодня готовит специалистов особой категории. Вряд ли ошибусь, если предположу, что ее выпускники охраняют такие важные объекты, как Крымский мост.

Подводная лодка «Налим» на железнодорожном транспортере для отправки на Дальний Восток, 1904 г.  Фото из открытых источников
Подводная лодка «Налим» на железнодорожном транспортере для отправки на Дальний Восток, 1904 г. Фото из открытых источников

Но, как бы парадоксально не звучало, подводные лодки на берегу Байкал все-таки были, но следуя железной дорогой транзитом на Дальний Восток. Правда, их появление напрямую связано с русско- японской войной 1904-1905 годов. «Врагу не сдается наш гордый «Варяг»» – это как раз оттуда.

Матросы канонерской лодки "Кореец". Крайний  справа в первом ряду житель  Иркутской  области Василий Белоусов. Фот из открытых источников
Матросы канонерской лодки "Кореец". Крайний справа в первом ряду житель Иркутской области Василий Белоусов. Фот из открытых источников

Итак, во время противостояния с японцами России срочно потребовалось усиление флота за счет миноносцев, к классу которых в то время относились подводные лодки. Новому типу кораблей еще только предстояло занять свое место в составе флота. Первые субмарины строили на Балтике, а единственный способ доставки их к Тихому океану – Транссибирская железная дорога. В период, когда «железку» еще не ввели в эксплуатацию, часть пути груз перевозили с помощью Байкальской паромной переправы. Перед отправкой с лодки снимали часть надстройки, фактически, ее разбирали. В Танхойском краеведческом музее хранятся документы, согласно которым, на Дальний Восток было доставлено 12 подводных лодок трех типов.

Испытание подводной лодки на Балтике. Из открытых источников
Испытание подводной лодки на Балтике. Из открытых источников

Небольшие подводные суда закреплялись на стандартных железнодорожных платформах. Для крупногабаритных субмарин заказывали специальные транспортеры. Для лодок типа «Касатка» четыре попарно соединенные между собой четырехосные платформы изготавливали на Путиловском заводе, для лодок типа Холанда – на Невском.

Неполный список подводных лодок, отправленных на Тихий океан

«Форель» («Forelle») — экспериментальная подводная лодка длиной 12,5 и шириной 1,65 метра, построенная в 1903 году в Германии на верфи фирмы Ф. Круппа.

«Скат» — российская подводная лодка типа «Касатка» заложена на Балтийском заводе в марте 1904 года.

«Налим» — российская подводная лодка типа «Касатка» заложена на Балтийском заводе в 1904 году.

«Касатка» — российская подводная лодка типа «Касатка» («Миноносец № 140»). Заложена на Балтийском заводе 18 марта 1904 года.

«Дельфин» — первая российская подводная лодка из официально зачисленных в списки кораблей Российского флота, единственная в составе флота к началу Русско-японской войны.

Среди прочего, в зону боевых действий доставили полуподводный катер «Челим» системы Александра Боткина.

Александр Боткин с женой Марией. Источник: baikal-pereprava.ru
Александр Боткин с женой Марией. Источник: baikal-pereprava.ru

Александр Сергеевич Боткин (1866–1936) —
военно-морской врач, гидрограф, изобретатель, лейтенант российского флота, исследователь Северного Ледовитого океана и озера родился в Петербурге в семье выдающегося русского медика Сергея Петровича Боткина.

В 1890 году Александр окончил Императорскую Военно-медицинскую академию, а через два года получил степень доктора медицины и был переведен в Морское ведомство с назначением младшим судовым врачом на крейсер «Рында». В 1893 г во время плавания сдал экзамен на звание мичмана.
Долгие годы жизнь Александра Боткина была связана с военно-морским флотом. В 1895–1896 годах он был помощником начальника Гидрографической экспедиции по изучению устьев рек Енисея и Оби и части Карского моря Андрея Ипполитовича Вилькицкого. На следующий год назначен помощником начальника Гидрографической экспедиции Байкальского озера Федора Кирилловича Дриженко.

Работа Боткина по исследованию Байкала, которую высоко оценили на выставке в Париже. Источник: baikal-pereprava.ru

Зимой 1898-1899 годов лейтенант Боткин по поручению Морского министерства приступил к исследованию льда озера Байкал – трещин, торосов, разломов. В Сибирь Александр Сергеевич приехал вместе с женой Марией Павловной. Жили они в небольшом домике в Листвянке, в 70 километрах от Иркутска.

Испытание  лодки Боткина на Балтике. Фото из открытых источников
Испытание лодки Боткина на Балтике. Фото из открытых источников

Помимо исследований Байкала Боткин известен разработкой оригинальной конструкции полуподводной лодки. Лейтенант настолько увлекся идеей проекта, что заложил судно на стапелях в Петербурге за свой счет. Но доработку проводили уже за счет Морского министерства и «Особого комитета по усилению флота на добровольные пожертвования» на Балтийском заводе. В августе 1905 года в Кронштадте прошли испытания, и, после признания их успешными, лодку отправили на Дальний Восток.

Судно Александра Боткина на пути на Дальний Восток. Источник:/baikal-pereprava.ru
Судно Александра Боткина на пути на Дальний Восток. Источник:/baikal-pereprava.ru

Во Владивостоке лодку системы Боткина, подводники называли её «Челимом», причислили к Отдельному отряду миноносцев (подводных лодок).

Сам изобретатель после выхода в отставку в чине капитана 2-го ранга занялся изучением Южной и Северной Америки, Китая, много путешествовал.

Во время Гражданской войны семья Боткиных эмигрировала в Италию. Александр Сергеевич вернулся в медицину, но воспоминания о Байкале не отпускали Боткина, и в 1929 году он провел конференцию «Богатства и тайны Сибири». Впрочем, это уже другая история

Понравился материал – ставим лайк, подписываемся на канал «Планета Сибирь»