Найти тему

Причина появления хикикомори

Оглавление

Прежде чем написать, кто такие хикикомори, упомяну другой термин - "NEET"; это аббревиатура от английского определения "not in education, employment or training / не учатся, не работают, не стажируются"; или, по-другому, "поколение ни-ни" - от испанского определения "ni estudia, ni trabaja", что тоже обозначает людей, которые не учатся и не работают. Чаще всего речь идёт о молодёжи, но бывают и более запущенные случаи в виде великовозрастных бездельников. Важные особенности:

  1. NEET не бездомные и живут на иждивении родственников. Иногда получают пособие для безработных.
  2. NEET не имеют инвалидности, препятствующей получению образования либо работе по профессии; также не имеют умственной отсталости или психических расстройств, мешающих полноценному взаимодействию с обществом (так что не нужно причислять к возможным причинам появления проблемы какой-нибудь аутизм, как это делают некоторые). Иными словами, NEET - именно работоспособные и способные к обучению / переквалификации, но не работающие и официально не учащиеся люди.
  3. Финансовая помощь от родственников достаточна для удовлетворения минимальных потребностей, но недостаточна, чтобы полноценно участвовать в жизни общества. Поэтому представители "золотой молодёжи", не учащиеся и не работающие, не являются NEET; ибо это уже МАЖОРЫ, почти не ограниченные в получении удовольствий от жизни. Безделье оных имеет другие первопричины - например, когда богатые родители осознаю́т, что не привили ребёнку самодисциплину, приходят к выводу, что оному лучше уж бездельничать и куТить, чем занимать высокую должность и вместо семейных трат провоцировать рабочие убытки. В противном случае пришлось бы найти "няньку" ради проверки и исправления результатов работы мажора, а тот тем временем получал бы деньги просто за красивые глаза (иными словами, всё это - бессмысленные расходы на незаинтересованного высокооплачиваемого "работника" и постоянную "няньку" для оного). Пока сам мажор не проявит серьёзные намерения, не решит "повзрослеть" ради самореализации, в важное кресло его не посадят, ибо ставки относительно высоки. Ещё раз - тут нужна заинтересованность; а опыт - вещь приобретаемая (хотя бы с ВРЕМЕННОЙ помощью той же "няньки"); в крайнем случае - на такого мажора записывается какой-нибудь бизнес, на деле управляемый более знающими людьми. Но, повторюсь, всё это - уже другая ситуация.
"Коносуба", 2-й сезон (кадр из аниме)
"Коносуба", 2-й сезон (кадр из аниме)

Теперь о хикикомори; это наиболее запущенный подвид NEET, появившийся в Японии. Хикикомори - не просто бездельники, а бездельники-затворники; и да - также с разнообразием возрастных категорий, физически и умственно способные учиться и работать (приплетать к их появлению подвиды аутизма тоже не нужно, ибо аутизм не делает людей затворниками-социофобами; если аутисты ведут домашний образ жизни, то не из-за боязни общества, а потому, что само общество не имеет причин контактировать с ними). При этом хикикомори, не имея психических недугов, иногда страдают от психологических проблем, наличии коих не помешало бы другим людям участвовать в социальной жизни. Почему именно в Японии появился такой подвид NEET? Потому, что это одна из немногих стран, где в приоритете "культ репутации", то есть таким понятиям, как репутация и её потеря, придаётся гипертрофированное значение. К примеру, в России условный некто может долго сидеть на шее у родителей, слышать недовольство знакомых таким поведением - и посылать тех куда подальше, ибо большинство вокруг не сказать, что сами довольны жизнью или хотя бы многого добились, чтобы поучать других. Дескать, если в своей жизни не можете навести порядок, то и к другим не лезьте с советами! Но в Японии такое не прокатит - менталитет иной. Там чужой бардак мешает окружающим. В соответствии с традиционно коллективистскими взглядами на жизнь, каждый человек обязан вносить свой вклад в общество (ХОТЯ БЫ работать!); если ты не делаешь этого, то ты лишь мешаешь. Потому-то и к NEET (которые ничего не дают обществу, а только берут) в Японии куда более негативное отношение, чем во многих других странах. Именно это заставляет японских NEET становиться затворниками (т. е. хикикомори), серьёзно ограничивая круг своего общения, дабы ненароком не спровоцировать вопросы о личной жизни и работе от дядь / тёть, более успешных в жизни неродных братьев и сестёр, а также просто знакомых.

(мем)
(мем)

Само собой, родители либо бабушки / дедушки, обеспечивающие хикикомори, также не захотят распространяться о том, что содержат затворника, ибо потакание деструктивному для личности и даже общества поведению - не есть хорошо; да и банально стыдно, когда у утвердившихся в жизни людей такой потомок, ещё и диктующий свои правила сосуществования (ибо никакой законодательной ответственности за тунеядство в Японии не предусмотрено, а своими силами вразумить обнаглевшего члена семьи не всегда получается). В общем, такой подвид NEET обязан был появиться в какой-нибудь стране с "культом репутации", а поскольку Япония первой забила тревогу, именно тамошний термин прижился на мировом уровне.

Небольшое отступление. В нескольких предыдущих статьях я упоминал о намеренной инфантилизации населения Японии тамошней массовой культурой, "скармливающей" людям контент с определённым скрытым смыслом; речь шла о самой настоящей "повесточке", продвигаемой японской поп-культурой (прежде всего - аниме, мангой и ранобе) с 90-х годов вплоть до настоящего времени. Подробно об этом я написал в статье, опубликованной в единственном экземпляре - на сайте проза.ру. Дело в том, что в 90-х Япония столкнулась с финансовым кризисом |〽️| И правительству ни в коем случае нельзя было допустить, чтобы к денежным трудностям добавились социальные - в виде роста преступности, как, например, было на постсоветском пространстве. И так уж подозрительно "совпало", что именно тогда в большом количестве стали появляться сюжеты манги и аниме, продвигающие в массы пацифистские и инфантильные взгляды на жизнь. Можно было бы предположить, что именно японская "повесточка", пытавшаяся сделать своих граждан более послушными и менее агрессивными, сама же создала инфантильных хикикомори, как нежеланное побочное явление. Однако хикикомори - это подвид поколения NEET, которое является проблемой не только Японии, а всего цивилизованного мира; так что в данном случае "повесточка" не сыграла решающей роли. Впрочем, кому-то может показаться, будто в Японии принципиально невозможен разгул преступности, ибо японцы и так послушные, оттого и любые предположения об "инфантилизирующей повесточке" - не более чем конспирология. Но, будь всё так однозначно, в Японии не было бы ни якудза, ни босодзоку, ни маньяков-психопатов, ни школьных хулиганов и (особенно‼️) актуальнейшей проблемы школьной травли, не говоря уже о случаях буллинга на работе - среди коллег! Так что японцы лишь немного более послушны, чем жители СНГ, воспитанные по-советски идейно, но отчего-то устроившие криминальный беспредел в 90-х. Иными словами, любые люди в большинстве своём подчиняются любой из существующей в обществе систем лишь тогда, когда чувствуют её власть; ежели какая-то система демонстрирует слабость, то теряет авторитет - и, соответственно, силу диктовать людям какие бы то ни было условия. Везде так. Если бы Японии вправду не угрожал рост преступности, даже такого произведения, как "Тетрадь Смерти", не появилось бы!

Если NEET / хикикомори становится героем аниме, обычно его изображают, как обладателя ярко-негативных черт характера (т. к. "нормальный" человек не докатился бы до такой жизни) либо озлобленным на общество (ведь от хорошей жизни не становятся асоциалами); но вместе с тем поведение таких персонажей оправдывается логичной предысторией: кому-то просто ума или социальных навыков не хватило, чтобы разобраться в этой жизни, а у кого-то психологические травмы. Кстати, об этом! Всякие умные дяди и тёти с соответствующим образованием начали разбираться в проблеме NEET, когда она стала обретать угрожающие масштабы, т. е. в 90-е годы. Были объяснения, что одни NEET слишком бедные (само собой, по меркам конца XX века, когда можно было быть бедным, даже жить на иждивении - но не голодать); якобы такие люди не получили подходящего образования, позволяющего утвердиться в жизни, и продолжили прозябать. Другие NEET - будто бы, наоборот, выходцы из обеспеченных семей, отчего и не чувствуют необходимости работать лично. Прочие експерды вовсе приплетают финансовые потрясения 90-х, из-за чего молодёжь якобы разочаровывалась в финансовой стабильности человека и государства - и опускала руки. Отчасти такие выводы оспариваются банальной историей:

  • Во все времена были и бедняки, и те, кто выбивался в люди вопреки недостаточному образованию; существовали и сынки-лоботрясы зажиточных родителей, и молодёжь из обеспеченных семей, в конечном итоге превзошедшая славу предков. К чему это всё? Абсолютно ни к чему! Абзац такой же бессмысленный, как и утверждение, будто недостаточное образование заставляет людей опускать руки, а высокое происхождение затягивает в праздную безответственность. Тенденции просто нет!
  • Финансовые потрясения - это не что-то из ряда вон, а относительно привычные всему человечеству процессы, и почему-то далеко не везде они превращали молодёжь (традиционно видящую в переменах возможности, а не угрозу) в унылых инфантилов со стариковскими мыслями в стиле "продукты дорожают, жизнь - тлен". Как пример - постсоветское пространство в те же 90-е, когда молодёжь росла над собой так, как никогда раньше, не чураясь даже незаконных методов, пользоваться которыми позволило ИМЕННО отсутствие стабильности.

Также можно было бы сделать полуфантастическое предположение, что среди человеческой популяции всегда сохранялся некий % асоциалов, изначально не предназначенных для жизни в цивилизованном обществе, просто сейчас у них "сменились роли". Например, если в средние века кто-то не желал вкалывать от рассвета до заката, то подавался в разбойники. Асоциальное поведение? Ещё какое! Но в наш век информации, когда полиция наловчилась находить преступников довольно быстро, у таких асоциалов возникают проблемы с осуществлением антиобщественных деяний; а учитывая, что вести честную трудовую жизнь им слишком скучно, остаётся лишь "стоять посередине": не имея возможности окунуться в ⚔️ультранасилие☠️, они также не торопятся встать на "угнетающий" путь ⚒️трудовой жизни☮️. Предположение интересное, но оспаривается двумя деталями. Во-первых, настоящие преступники существуют и в наше время, к тому же не сказать, что их слишком мало; да, меньше, чем раньше, но это, скорее, можно списать на улучшение законодательства, судебной системы, работы правоохранительных органов и, отчасти, условий жизни. Во-вторых, представители NEET обычно инфантильны; их внешность и поведение часто не вяжутся с криминалом. Так что снова мимо.

Наконец, можно предположить, что наша эпоха позволяет молодым людям относительно комфортно существовать и при минимальных удобствах; дескать, сейчас каждый может позволить себе компьютер с неограниченным доступом к информации, а раньше такого не было! Но это - сомнительное преимущество; достаточно лишь спросить у самих NEET, довольны ли они своим существованием. Например, мужчина, не имеющий собственного дохода, ограничен в личностном развитии, не может завести отношения и собственную семью; это не плюс, а очевидный минус. Так что на вопрос, почему молодёжь (да и не только) всё чаще выбирает такое существование, ответ может быть лишь один:

Варианты развития существования личности, уготованные самим обществом, в любом случае сомнительны; а раз так, то зачем перенапрягаться?

Суть в том, что NEET не видят достойных перспектив; зато наблюдают среди своих родственников и знакомых много несчастливых людей, работающих на нелюбимых и надоевших работах, а оставшееся время использующих, чтобы отдохнуть и чуток восстановиться после стресса, спровоцированного самой работой (а то и сорвать злобу на ком-то из домашних!). Более того, у некоторых NEET есть собственный негативный опыт, связанный с работой, часто - даже не с одной! Неудивительно, что многие молодые люди не хотят себе той же судьбы, что выбрали старшие поколения, не собираются проникаться убеждениями, не гарантирующими счастье - а, скорее, наоборот. В определённой степени, да - именно наша "сытая" эпоха с лёгким доступом к информации (который всё чаще сводился к поиску развлекательного контента) позволила таким несогласным сконцентрироваться на "максимальном получении минимальных удовольствий" в качестве сомнительной, но всё-таки альтернативы неудовлетворительной жизни "полноценного члена общества". Ну, не всем дано быть талантливыми артистами или прирождёнными бизнесменами; а вот человеческого отношения к себе на работе, нормальных условий труда и достойной заработной платы, соответствующей затраченным усилиям, хотелось бы каждому (увы, в реальности далеко не всегда так).

Вот и ответ, почему проблема NEET возникла именно в 90-е: её появление стало результатом сочетания таких факторов, как извечная ущербность условий существования рядовых членов общества и появление удивительной эпохи, позволяющей сбежать от одной крайности в виде "человека рабочего" к другой - в виде "человека безработного неработающего" (напомню, что прочие версии я уже опроверг). Но почему к столь простому и логичному выводу не пришли в своё время? Потому, что в этом случае обществу пришлось бы... признать вину перед теми, кого оно фактически деморализовало. Ибо, ещё раз, быть NEET - значит, вести ненормальный с точки зрения самого общества образ жизни; ведь нормальному человеку свойственно развиваться ради получения всего спектра удовольствий от мира, а не ограничиваться "обилием объедков"! Да, намекать людям, что кто-то другой может быть виновен в их проблемах, опасно; потому-то експерды дружно включили дурачков...

(старый мем)
(старый мем)

В конце концов, если государство устанавливает власть над личностью, требует соблюдать определённые правила и демонстрирует сомнительные результаты соблюдения тех же правил другими людьми, это также должно подразумевать ответственность самого государства за свои действия, в том числе введение компенсаций за причинение морального вреда всем демотивированным; а учитывая длительные последствия от потери мотивации, компенсации имели бы вид не единовременных больших, а регулярных малых выплат (т. е. пособия). Ещё пришлось бы тратиться на оптимизацию условий труда, включая защиту сотрудников от произвола работодателей, которым не всегда удобно уважать чужое право на отпуск, выходные дни и даже обеденные перерывы, на "официальное окончание" рабочего дня и разграничение рабочей и личной жизни; в общем, пришлось бы делать всё, лишь бы NEET (ещё и живущих на пособия!) не становилось больше. Однако выделение достаточных средств на кардинальное реформирование законодательства и появление ещё одной группы официально-неработающих людей на пособии было бы невыгодно. Ибо все цивилизованные государства и так заняты разного рода материальной поддержкой тех, кто не смог соответствовать высоким требованиям общества, а именно - бездомных, инвалидов и душевнобольных, большинство из которых оказались таковыми как раз из-за жизни в соответствующем обществе. К примеру, если человек лишился жилья, пострадал от взрыва газа или по вине пьяного водителя (либо стал жертвой других опасностей, порождённых цивилизацией), а то и просто сошёл с ума в российских / японских реалиях, это вовсе не значит, что то же самое случилось бы с ним в какой-нибудь Швейцарии или же вовсе - в условиях дикой природы; по крайней мере, в последнем варианте вообще никто не нёс бы ответственность за человека. А вот в случае государства получается интересная ситуация: оно не является необходимостью для существования людей, зато люди необходимы для существования государства, потому и главная цель государства - забота о своих людях, как жизненно-важной ценности для него самого (надеюсь, не все ещё забыли об этом?..); естественно, если забота оказывается... вредоносной, люди получают право спросить по счетам.

Кому-то такое может показаться маловероятным в реальности; и всё-таки не стоит недооценивать молодёжь, у которой куча свободного времени и нет перспектив на будущее, зато, как нам намекает история, частенько хватало энергии для внедрения перемен! В итоге, даже отказ от участия в жизни общества можно считать своеобразным бунтом против системы, пусть и не до конца осознанным. Но, если бы кто-то из официалов подтвердил, что у безработной молодёжи есть чёткая мотивация к бездействию, и намекнул, что та имеет право обвинить в проблеме общество / государство, поверьте, молодёжь бы так и сделала, отталкиваясь от принципа "нечего терять". Вот только официалам, работающим на государство, удобнее обвинять в проблемах молодёжи её саму; дескать "это с вами что-то не так (а не с окружающими реалиями)".

В общем, как говорила Хитоми Касива из аниме "Welcome to NHK", полностью посвящённого теме NEET:

Это заговор.

Однако, что примечательно, это же аниме намекает, будто теориями заговора увлекаются либо не особо умные люди, у которых к тому же слишком много свободного времени, либо те, у кого откровенная беда с головой. С таким подходом само слово "заговор" приобретает какое-то ущербное звучание, словно это очевидная глупость; отчего и интерес к теориям заговора резко падает. Совпадение?.. Или так и задумывалось? В любом случае, я опять что-то подозреваю! А впрочем... пойду лучше проветрюсь. Статья и так вышла длинной.