Найти тему
psy.researcher

Про гендерные стереотипы в отношении детских игр

Вопрос, на который я сегодня отвечу, заключался в том, как относиться к стереотипам в отношении детских игр, и почему эта тема вызывает у многих взрослых напряжение или осуждение. Вопрос общий, без каких-либо уточнений, поэтому и отвечать буду в достаточно широком подходе к этой теме.

Хотела было начать с поднятия темы гендерных стереотипов в целом, поняла, что возникает потребность развернуть эту тему больше в научном ключе, с уточнением понятий гендера и пола, с понятием и функцией стереотипов в обществе, отличия от предрассудков. Обязательно надо было бы сделать сноску на особенности понимания и отношения к полу и гендеру в современном обществе в разных странах и к чему это ведет… В общем, получалось рассуждений статей на 5.

Очень не хочется уходить в дебри научных воззрений, но и полностью избежать этого не получится. Поэтому я попробую сузить свой ответ до вопроса о том, как относиться родителям к тому, что мальчики стремятся играть в игры девочек, а девочки – в игры мальчиков, ограничиться при этом лишь небольшими отступлениями.

Начну с главного – с причины возникновения этого вопроса. Чаще всего этот вопрос возникает либо из-за собственных переживаний на этот счет, либо из-за опыта столкновения с оценкой окружающих, особенно если эта оценка негативная.

В идеале реакция на это должна быть максимально спокойная, даже, я бы сказала, индифферентная, как в отношении своих, так и чужих детей. Если у вас эта реакция (даже если она возникает в ответ на чью-то оценку) почему-то выходит за пределы такого равнодушного отношения, то надо понять причину этого, чтоб снять возникающее напряжение и избежать его в будущем.

В чем здесь может быть дело?

Дело в столкновении представлений о ролях мужчин/женщин и, соответственно, мальчиков/девочек, которые установились в обществе, в котором вы живете, и каким-то проявлением этих ролей в играх детей. Самый общий пример – мальчики играют машинками, а девочки – куклами. Если такой стереотип нарушается, то у некоторых людей это может вызывать вопросы. А это нормально? А это ни о каких нарушениях в ходе развития ребенка не свидетельствует? Ну или в худшем варианте окружающие могут давать негативные оценки личности ребенка или его родителям на основе только лишь зафиксированного расхождения.

Сделайте паузу и подумайте: стереотипы, в частности, гендерные, на ваш взгляд, – это вообще хорошо или плохо? Не спешите с излишне категоричным ответом.

Сегодня принято давать чаще категоричный отрицательный ответ: мол, гендерные стереотипы – это всегда плохо (что сказать, даже ИИ неоднократно давал мне такой ответ!, чем сильно меня удивил; хотя если знать, где находятся истоки информации для ИИ, то удивляться и нечему). Ограничения, неравенство, ущемление в правах и все такое. Чтоб не сильно отвлекаться, скажу только, что абсолютизация этой позиции (стереотипы – это всегда плохо, а полная свобода самовыражения – это всегда хорошо) рано или поздно приведет нас к известному сегодня явлению одобрения смены пола во имя свободы гендерного самоопределения как результата борьбы с поведенческими стереотипами (эту тему считаю совсем отдельным разговором, кстати, тоже очень актуальным, ведь многие современные родители высказывают опасения, что не смогут оказать на детей достаточное влияние в развитии ценностно-смысловой системы их личности и столкнуться со стремлением детей попробовать какие-то новомодные и навязчиво транслируемые тенденции в вопросах определения гендера на себе; в этой статье мы говорим о естественных предпочтениях детей в выборе игр, не выходящих в плоскость претензий к биологическому полу).

Поэтому остановимся на мысли, что у гендерных стереотипов есть и полезные функции, и ограничивающие, которые как раз и рассматривают обычно как неполезные и приносящие вред индивидуальному развитию человека и обществу в целом. Не будем углубляться дальше, каждый сможет подумать об этом на досуге самостоятельно.

❓ Вернемся к нашему вопросу. Когда ребенок своим игровым поведением выбивается из ряда стереотипов, говорит ли это о каких-то «неполадках»? 👇

Чаще всего это вариант психотипной (свойственное психотипу) и индивидуальной (свойственное только вам, вашей индивидуальности) нормы, которая основывается на ряде врожденных свойств, если, конечно, мы не говорим о случаях с сопутствующими психиатрическими отклонениями или популярной западной повесткой смены гендера и пола. Также в качестве причин можно рассмотреть простое подражание значимым близким или ровесникам (в основе такого подражания также лежат определенные личностные качества).

Если у родителей это вызывает удивление или даже напряжение, то важно разобраться, какие именно потребности ребенка и личностные свойства лежат в основе его выбора.

Для особо тревожных родителей или родственников не лишним будет найти положительные стороны этого выбора, какие качества позволяют развивать выбранные игры у ребенка. Например, стереотипные девчачьи игры могут позволить проявить и развить у мальчиков эмпатию, эмоциональную и эстетическую чувствительность, коммуникативные навыки. Игры, которые условно принято относить к играм для мальчиков, развивают или позволяют выразить у девочек лидерские и волевые качества, способность к инженерному и структурно-логическому мышлению и др..

Если же особенности личности ребенка и его поведение в игре, вступают в противоречие с гендерными стереотипами и вызывают напряжения при взаимодействии с окружающими, то очень важно помочь ребенку максимально комфортно и неконфликтно встроиться в общество с учетом его индивидуальных особенностей.

Важно научить ребенка (и себя!) принимать и понимать свою индивидуальность именно на пересечении ее свойств со свойствами окружения, в котором растет ребенок, без преувеличения значимости ни индивидуальных особенностей, ни социальных ожиданий. Другими словами, важно научиться снимать противоречия, возникающие на этих пересечениях, неконфликтным образом.

Чтоб это получалось, в первую очередь взрослым очень важно научиться принимать и ту, и другую сторону вопроса.

К этому пункту тоже есть небольшое отступление.

О необходимости защиты индивидуальности от стереотипов сегодня информированы, наверное, все. Вместе с тем, многие могут также заметить, что в современном нам обществе наблюдается уже тенденция защищать не свободу от стереотипов, а сами стереотипы, а также любовь и уважение к ним 😄. Потому как полное отрицание стереотипов рано или поздно приводит здравомыслящих людей к выводу, что многие стереотипы рождаются не на пустом месте, в их основе могут лежать как природой заданные параметры человека, так и важные нормы существования общества, которые помогают сохранить некий порядок и стабильность этого общества. То, что мы называем традициями, также имеет непосредственное отношение к стереотипам и механизму их образования.

Именно поэтому самая главная задача в этом вопросе – это сохранение баланса, нужного отдельному человеку с учетом его индивидуальных особенностей и с учетом сформировавшихся представлений общества о гендерных ролях.

Теперь пришло время для более конкретных рекомендаций.

  1. Если вы испытываете внутренние напряжения в отношении каких-то определенных стереотипов и оценки их обществом (в частности, вашим ближайшим окружением), то постарайтесь осознать их и разобраться в этом вопросе, объяснив его себе максимально полно. Подумайте, что именно вызывает напряжение, может оценки обесценивают ваши значимые потребности, интересы, ценности. Определите, от ограничения чего именно вы или ваш ребенок испытываете напряжение, какие ваши потребности и особенности личности не имеют возможности свободно удовлетворяться и проявляться в рамках стереотипных моделей поведения. Почитайте про научные психологические и социологические исследования гендерных стереотипов в современном обществе.
  2. Не ограничивайте ребенка слишком жестко в познании как путей своей самореализации, так и стереотипов общества своими категоричными оценками той или другой стороны. Старайтесь описывать и объяснять ребенку разные стороны этого вопроса. С одной стороны, объясняйте, с какими ограничениями можно столкнуться при выходе за пределы гендерных стереотипов общества, а с другой – какие нормы и традиции эти стереотипы защищают, что в них можно найти хорошего, по какой причине они образовались. Объяснив это себе и сняв свое собственное внутреннее противоречие вы без проблем сможете донести эту позицию и ребенку, и окружающим при необходимости.
  3. Если вы испытываете протест против каких-то стереотипов, то попробуйте составить представление о том, что именно вы защищаете, когда протестуете против чего-то или кого-то, и постарайтесь найти менее конфликтные способы выражения своих потребностей. Т.е. все то же самое, только без борьбы или противостояния. Это возможно.
  4. Если деятельность ребенка выходит за пределы стереотипов и, особенно, привлекает негативное внимание, научитесь как внутренне, так и внешне смягчать, нейтрализовать для себя и для своей семьи эти негативные реакции. По возможности избегайте такого взаимодействия, а при столкновении с ним – объясняйте ребенку объективную причину их возникновений и важность защиты своих интересов, но при этом не настраивая ребенка на осуждение других и поиск врагов. Постарайтесь занять позицию, учитывающую обе стороны, а нетактичность окружающих максимально быстро простить. Покажите ребенку, где его поведение и свойства личности совпадают со стереотипными ожиданиями общества, а где нет. Точно также, как это выражается у тех, кого он знает: родителей, бабушек и дедушек, знакомых и окружающих людей. Подчеркните, что у всех есть как стереотипные, так и нестереотипные психотипичные и индивидуальные особенности. В этом и будет заключаться ваша взрослая помощь ребенку в познании им себя и общества, в котором он живет. Только на основе принятия и понимания ребенком всех этих особенностей и получится найти себе комфортное место в обществе и выполнять свои обязанности с учетом своих потребностей.
  5. Если вы видите в поведении своего ребенка ярко выраженное нестереотипное поведение, поставьте себе задачей понять, какие именно свойства и особенности личности, мотивации, потребностей стоят за этим поведением. Что полезного в этом поведении может быть, а также какие риски во взаимодействии с обществом это поведение несет. Подумайте, как эти риски можно минимизировать для начала своим пониманием причин такого поведения.
  6. Если вы испытываете сильное напряжение от того, что дети демонстрируют нетипичное для их пола поведение, отдают предпочтение ролевому поведению, которое вам не нравится, то попробуйте обсудить с ребенком почему вы не хотите, чтоб он так себя вел или играл в определенные игры, объясните, какие именно ценности и нормы вы хотите передать через свое отношение и ограничения. Расскажите на доступном ребенку уровне, какие трудности при взаимодействии с другими людьми могут стать последствием такого поведения. Может у вас совместно получится найти альтернативу, которая всех устроит.
  7. Родителям важно помнить, что стереотипы всегда в большей или меньшей степени будут ограничивать индивидуальные проявления личности. Потому что ни одна индивидуальность не может во всей своей полноте соответствовать каким-то типичным ожиданиям и шаблонам. Вместе с тем, стереотипы могут нести в себе информацию о потребностях или тенденциях развития общества, выражать значимые для общества ценности, нормы. Найти необходимый баланс интересов – это задача каждого человека.
  8. Изменение стереотипов всегда запаздывает по отношению к развитию общества, что неизбежно будет вызывать ряд напряжений. Искать в таких ситуациях свои пути преодоления этих напряжений, обхода острых углов, неконфликтного, но при это твердого отстаивания своих потребностей и защиты своей индивидуальности – также является задачей каждого человека, ребенка или взрослого.
  9. Признаком достижения этих задач является в первую очередь внутренняя согласованность личности по отношению к этим противоречиям. Они перестают напрягать, а выступают просто одними из особенностей окружающей среды, условиями вашей жизни.

П.С. В этом посте очень хочется сказать еще раз о том, за что я люблю соционику. Как раз за то, как она помогает преодолевать противоречия, связанные с гендерными стереотипами. Это происходит путем объяснения природы психотипичной нормы для разных типов личности, которые не зависят от пола! Благодаря соционическим описаниям разных типов людей легко можно увидеть, почему, с связи с какими особенностями психики, например, мальчик испытывает непреодолимую тягу к играм с куклами с сестрой и ее подругами, или проводит большое количество времени на кухне, проявляет повышенное внимание к эстетике во всем. Точно также и в отношении девочек: характеристиками психотипа ребенка легко объяснить, почему девочка постоянно играет с мальчиками, в том числе, например, дерется на равных с ними, демонстрирует роли, характерные для мальчиков.

Если человек научился видеть характеристики разных психотипов в себе и в окружающих людях, то он гораздо меньше испытывает напряжений по поводу тех или иных стереотипов, если испытывает их вообще – ведь такая реакция (поддерживающая стереотип или, наоборот, борьба с ними) становится для его картины мира анахронизмом, т.к. он понимает причины и механизмы формирования определенного поведения, может объяснить их как себе, так и другим, видит, почему это поведение не зависит от пола.

В этом заключается один из самых больших терапевтических эффектов от изучения соционики, которые отмечают психологи и все, кто просто на своем опыте этот эффект ощутил.

Этот вопрос рассмотрен мной достаточно абстрактно и даже философски, без особой конкретизации, поэтому с удовольствием уточню то, что вам показалось особенно интересным или, наоборот, непонятным, в комментариях.

©Мой ЖЖ

Еще больше интересной и полезной информации вы сможете найти в моем телеграм-канале 🌱Растим и Растём🌱. Присоединяйтесь!