Найти тему
Бард-Дзен

Два необычных дня в июне. Ланцберг и другие

Оглавление

Вообще-то, 22 июня в первую очередь связано с самой большой бедой в истории нашей… именно нашей Родины. Во-вторых, конечно, для бардов это – день Ланцберга. Все же Владимир Исаакович, пожалуй, второй по «любимости» автор после Визбора, и то, что они родились буквально друг за другом, хоть и в разные годы, это наводит на некоторые размышления об астрологии. Невольно, но весьма навязчиво. И ведь еще куча любимых, или хотя бы известных КСПэшному народу людей тоже подгадали родиться в эти же дни!

Так что об этом необычном июньском дне, дне летнего солнцеворота, придется сегодня говорить долго, и песен этот разговор требует столько, что на настоящее большое отделение в любом Бард-кафе хватит.

Праздник летнего солнцестояния. Это сегодня, если что, точнее, он празднуется в ночь с сегодня на завтра.
Праздник летнего солнцестояния. Это сегодня, если что, точнее, он празднуется в ночь с сегодня на завтра.

Ночью говорили с редактором Бард-Радио Александром Тихоновым. Писал по-мужски подбодрить и посочувствовать. Сам-то он уже много лет как календари просматривает, и 22 июня – для него профессиональный день кошмаров – хочется поздравить всех, сделать отдельную программу о военных песнях, а это невозможно за один день. На Бард-Радио формат обзоров как-то не прижился. Мне, конечно, легче. На Бард-Дзен обзор – вполне ходовой формат, так что я ему еще больше посочувствовал. Для меня этот день – сложность, для него – реальная проблема. Но он мне одну мысль подкинул интересную – подумать о влиянии дней солнцестояния и равноденствия на талант людей, подгадавших в эти дни родиться. Буду думать, смотреть списки именинников, загляну по старой памяти в гороскопы китайские, глядишь, забавную исследовательскую статью с хорошими песнями для вас напишу. Но это – на будущее. А сегодня и без исследований бы как-то уложиться в пару-тройку страниц текста. Поехали.

22 июня ровно в 4 часа…

На тему начала войны я писал несколько раз. Эту тему не пропустишь, как и тему Дня Победы. Никогда нельзя было пропустить, а уж сейчас-то!.. Это я к тому, что практически все, что я хотел об этом сказать на сегодня, я уже сказал. И в формате обзора имею полное право отослать вас к своим предыдущим хорошим и полновесным текстам, насыщенным хорошими песнями о войне.

Кстати, оказалось, что и это сделать можно очень компактно. В прошлом году я писал большой текст о Ланцберге и, чтобы не отвлекаться, опубликовал пост со ссылками на предыдущие свои военные тексты, и даже на один, написанный о моей собственной песне на эту тему. Поскольку это пост, никакого названия у него нет, и давайте я его сегодня назову именно 22 июня, ровно в 4 часа. Просто, чтобы было к чему прикрепить ссылку. Так называется один из текстов, на который ссылается этот пост. Самый, пожалуй, значимый для меня текст о бардовских военных песнях.

А, чтобы собственный формат обзора не поломать, я поставлю замечательную песню Мищуков на стихи Александра Межирова Предвоенная баллада. Это – песня именно об этом дне, точнее о вечере этого самого дня. Пронзительная и очень личностная песня. Удивляюсь, почему я ее раньше не ставил, я ж ее прекрасно знаю и давно люблю.

Юлия Балабанова

Сегодняшняя именинница Юлия Балабанова. Из самых любимых мною пермских авторов, ну и коллега по нескольким информационным проектам на радио и ТВ.
Сегодняшняя именинница Юлия Балабанова. Из самых любимых мною пермских авторов, ну и коллега по нескольким информационным проектам на радио и ТВ.

В этом же посте есть ссылки на тексты о моей старой подруге, землячке и коллеге Юлии Балабановой, так что я их тут тоже повторять не буду. Скажу отдельно – то, что Юля родилась в один день с Ланцбергом, это – судьба, а судьбу не проведешь. Поэтому первой из заслуженных почетных отметин в творческой судьбе Юли стал диплом лауреата Второго канала, врученный ей собственноручно Владимиром Исааковичем. Спустя почти 15 лет Юля стала и лауреатом Грушинского тоже, но к первому званию это, мне кажется, уже ничего не добавило. На удивление, для многих лауреатство того Второго канала, которым не очень долго рулил на Грушинке сам Ланцберг оказалось более ценным и значимым, чем лауреатство основного конкурса Грушинского.

Сегодня Юля не в России. Она уехала в Казахстан примерно за год до того, как туда ломанулись, чтобы откосить от призыва. Я даже не знаю, как она смотрит на то, что сейчас творится, но, боюсь, не так, как я. Впрочем, мою любовь к ее творчеству это едва ли изменит, если, конечно, она не начнет писать антироссийские песни. Но это – едва ли. А то, что написано ей до отъезда в моем сердце уже навсегда. Поиграю одну из любимых ее песен, которой нет в статье о ней. Это, пожалуй, самая чуднАя, но очень красивая и на удивление женственная песня Юли.

Георгий Васильев

Еще один сегодняшний именинник, очень звездный - Георгий Леонардович Васильев
Еще один сегодняшний именинник, очень звездный - Георгий Леонардович Васильев

Об ИВАСЯХ я писал не раз и не два, да еще и в сезонных песнях они частые гости, но вот по-отдельности о них – это как-то не пришлось. Георгий Леонардович Васильев, потрясающий автор, исполнитель, продюсер и даже бизнесмен, а еще и создатель проекта Песни нашего века тоже родился в этот день.

В позавчерашнем тексте я писал, что со-именинникам Визбора не позавидуешь, это честь, с одной стороны, но и сложность, поскольку в тени ДР великих остальным может быть не уютно. Георгию Васильеву никакая тень не помеха, даже тень ДР Владимира Ланцберга или тень Дня начала войны. Его даже тень со-дуэтника Алексея Иващенко не накрыла, хотя, к счастью, у них-то Дни рождения разные.

В конце 90-х мы делали в Перми концерт ИВАСЯМ, довелось посидеть, поговорить чутка. Это даже и знакомством не назовешь, пусть хоть шапочным. Подобные знакомства требуется закрепить парой встреч, но других встреч с ними у меня не было. Тогда мы проговорили пару весьма интересных тем, которые я запомнил. Васильев рассказал про предстоящий на тот момент проект Песни нашего века, а Иващенко про неизбывную и почти фанатичную любовь ИВАСЕЙ к Битлз. Они битломаны, оказывается, и некоторые их работы, включая и знаменитый издательский проект с книжкой и двумя дисками навеяны в том числе и Желтой подводной лодкой и Аби Роуд.

Не корректно, конечно, сравнивать ИВАСЕЙ с Битлз, но так уж получилось, что они же и в творческом и жизненном смысле повторили судьбу, если не всей четверки, то уж судьбу-то двух лидеров этой четверки точно. Оба невероятно талантливы, оба безусловные лидеры, ну и развалили звездный дуэт тоже совместными усилиями. Правда, им больше повезло – вечную мечту Битлз о том, чтобы собраться и сыграть еще разик ИВАСЯМ удалось воплотить в жизнь несколько раз. Еще более некорректно рассуждать, кто в этой паре Леннон, а кто Маккартни, но я никогда особой корректностью не отличался. Мне кажется, очевидно, что тут в роли Маккартни выступает Иващенко, а в роли Леннона Васильев. Вот только в случае с ИВАСЯМИ их Yesterday написал именно Георгий Васильев.

И пара слов о ПНВ, то есть проекте Песни нашего века. КСПэшный народ не жалует этот проект. Особенно сразу не жаловал, сейчас-то поуспокоился. А ведь это – культурологический подвиг. Собственно, впервые за всю историю авторской песни, наше песенное направление стало на небольшой срок лидером во всем, оставив позади самых раскрученных и звездных попсовиков. И если саму концепцию ПНВ придумал Виктор Семенович Берковский, то довел эту идею до ума и обеспечил ей оглушающий успех именно Васильев. Я помню, как у него блестели глаза, когда он про эту затею рассказывал! Это ведь очень не легковесная затея, это не просто удача, это очень серьезная культурологическая концепция, и, пожалуй, никто и никогда больше для поднятия авторитета авторской песни в не бардовской среде не сделал.

А это все и придумано было не для КСПэшного народа, который и так в популяризации своей любимой песни не нуждается. Васильев настоял на одноголосом «костровом» исполнении, на неком усредненном аскетизме. Это делалось для того, чтобы зал подпевал, и зал подпевал. Подпевает по сей день, хотя участники этого концептуального аскетизма не выдержали, и уже в третьей программе появляется многоголосье. Но в стартовой ситуации требовалось, чтобы со сцены пели не лучше, чем в зале. И звездные музыканты, умеющие играть и петь любой сложности джаз, наступили себе на горло и запели в унисон, да и аккомпанемент там изначально был максимально простым, что тоже трудно давалось и Вадиму Мищуку, и Константину Тарасову, не говоря уже о Сергее Никитине, который и вовсе оказался без гитары во многих случаях. Проект взорвал российское медиапространство, побил все рекорды продаж и исполнений на радио, и заставил критиков говорить о бардах с уважением. Не надолго, конечно, и именно после этого успеха началась массовая компания высмеивания бардов уже в СМИ, но и это – показатель того, что шоумены испугались авторской песни. И все это сделал именно Георгий Васильев. Что тут скажешь – он «памятник воздвиг нерукотворный», причем не для себя, а для нашей удивительной песенной культуры, и это едва ли кому-то удастся повторить.

Леонид Беленький

Еще один сегодняшний именинник - очень близкий в последние пару лет для меня человек. Руководитель и идейный вдохновитель фестиваля ЗЕЛЕНАЯ КАРЕТА и создатель Всероссийского общественного детско-молодежного движения авторской песни МНОГОГОЛОСЬЕ Леонид Петрович Беленький.
Еще один сегодняшний именинник - очень близкий в последние пару лет для меня человек. Руководитель и идейный вдохновитель фестиваля ЗЕЛЕНАЯ КАРЕТА и создатель Всероссийского общественного детско-молодежного движения авторской песни МНОГОГОЛОСЬЕ Леонид Петрович Беленький.

Любая машина едет потому, что внутри у нее есть двигатель. Умозрительно об этом знают все, но только особо въедливые знают про это сердце автомобиля многое. Всё знают единицы. И не удивительно, двигателя не видно. Он где-то урчит еле слышно, машина едет – что еще надо?

В любом фестивале, в любом процессе есть такой двигатель, с той поры как мы открыли Фестивальный центр ПЕРМЬ в рамках Всероссийского детско-молодежного фестиваля ЗЕЛЕНАЯ КАРЕТА, чаще всего мне приходится сталкиваться с двигателем по имени Леонид Петрович Беленький. Леонид Петрович рулит всем, что вокруг него ездит по старинке – лично. У тех, кто снаружи, может сложиться ощущение, что такой фестиваль вообще происходит сам по себе. Те, кто внутри, понимают, что такое масштабное и при это скоординированное действо может происходить только чудом, и знают имя этого чуда.

А еще ведь боятся! Любое чудо может устать, приболеть, купить себе дачу да и пропасть там, «как в Бермудах навсегда». Именно этот вот страх я сформулировал как вопрос, когда в прошлом августе на Первой детско-молодежной Грушинке записывал с Леонидом Петровичем интервью. Это не очень большой фрагмент, и я прошу вас его непременно посмотреть. Леонид Петрович, конечно, не шоумен, говорит скучновато и не очень эмоционально, но, Боже, какие простые, но великие вещи он говорит!

Так вот, сегодня День рождения и Леонида Петровича Беленького. Вы, друзья, конечно, его не знаете, да вам и не требуется его знать, но у большинства из вас, скорее всего, на полочке с бардовскими книжками или пластинками стоит не примечательный внешне сборничек песен, а точнее книжка-концерт по замыслу составителя «Люди идут по свету». Или другая книжка, а по существу – первая нотная антология авторской песни "Среди нехоженых дорог одна – моя". Можете заглянуть в них и увидеть имя составителя и редактора. И понять, что поздравить в этой части текста точно есть кого. Ведь для многих из вас это – первые серьезные бардовские сборники, а для кого-то единственные и любимые.

А сегодня Всероссийское общественное детско-молодежное движение МНОГОГОЛОСЬЕ закончило официальную процедуру госрегистрации. Не знаю, когда по закону Путина будет создано такое же движение, а Беленький уже со всеми трудностями справился. Бардовское движение создано, структурировано и официально зарегистрировано.

Проиллюстрировать же часть этого текста я могу чем угодно. Могу предложить вам часами любоваться талантами детей и молодых бардов и бардовских команд. Конечно, скептик скажет, да они бы и без Беленького пели бы и играли! Соглашусь, пели бы и играли, но вот вы бы о них никогда не узнали бы. А уж в таком-то качестве точно никогда. Таких записей не было бы в природе.

Я все никак не возьмусь за обзоры нынешних представительских концертов всех 18 Фестивальных центров в стране. Это – очень трудоемкое дело – разобрать десятки песенных часов, просмотреть и поговорить о них экспертно. Там ведь есть что покритиковать, есть что подчеркнуть, есть что посоветовать. Но я соберусь. Обязательно. И для Бард-Радио тоже отдельно сделаю небольшой цикл программ. А сегодня могу сказать только, что все это существует и очень динамично развивается исключительно благодаря невероятному энтузиазму и целеустремленности Леонида Петровича Беленького. Низкий ему поклон в День его рождения, и пожелание никуда и никогда не уходить из этого процесса. Ну и всяческого благополучия, конечно. И вот что еще важно – прямо сейчас закладываются будущие десятилетия нашей с вами песни, и мы уже сейчас можем понимать, чего и от кого ждать в будущем. Да мы просто это уже видим своими глазами!

Борис Кейльман

Бессменный руководитель Грушинского фестиваля Борис Рафаилович Кейльман
Бессменный руководитель Грушинского фестиваля Борис Рафаилович Кейльман

Вот не планировал писать об этом персонаже авторской песни, но раз уж у нас зашел разговор об организаторах, то стоит хотя бы коротенько. В один день с летним солнцестоянием, началом Великой Отечественной, и Днем рождения Владимира Ланцберга родился бессменный руководитель Грушинского фестиваля Борис Рафаилович Кейльман.

Отметим это событие, пожалуй, самой знаковой песней Грушинского последних десятилетий. Некоторые даже считают эту песню гимном фестиваля, но это не так. Просто ее там очень любят, хорошо знают и всегда готовы подпеть.

Я же понимаю, что отношение в бардовской среде к Борису Рафаиловичу не однозначное, и даже чаще негативное. Я так же знаю почему, и в каких выражениях это недовольство формулируется. Но, друзья, поверьте организатору нескольких фестивалей на протяжении более 20 лет – подобное прилетает любому из нас. Мы и наживаемся, и никого ни в грош не ставим, кроме любимчиков, и вообще делаем не так и не с теми. Практика показывает, что когда кто-то из нас исчезает по каким-то причинам из процессов организации, процессы эти останавливаются. Что вызывает новую волну агрессии и ругани – типа, что, так умер, что и фестиваль организовывать не будет! Мы просто всем всегда должны, всех всегда обижаем, а те песенные праздники, в которые мы по году впахиваемся как проклятые, вообще в нас не нуждаются и от нас не зависят. Я все это знаю, и уже давно не обижаюсь. Больше того, научился отвечать на подобное, если кто-то рискнет сказать мне это в лицо. И мне понятно, что делать фестиваль – дело, вообще-то, неблагодарное, но мы делаем. И тысячи людей счастливы от того, что мы для них это сделали, хотя и бухтят все равно.

Борис Рафаилович, вы – великий человек, на самом деле. Что такое авторская песня без Грушинского – просто хобби отдельных людей, а с Грушинским это – уникальная песенная культура, влияющая на весь без исключения наш земной шарик.

И еще маленькое уточнение. Большинство же людей считают, что творчество – это обязательно про искусство, хотя тот самый первый Творец, создавал не искусство, а мир. Создавать отдельный, нужный миллионам людей мир, и жить для того, чтобы этот мир не рухнул – это не меньшее творчество. Поэтому я хочу поздравить Бориса Рафаиловича замечательной песней моего земляка Алексея Корягина, которая так и называется – Творец. «Не всем дано творить, не всякий принял дар» - это и о вас тоже, Борис Рафаилович.

Владимир Ланцберг

А это главный на сегодня именинник Владимир Исаакович Ланцберг.
А это главный на сегодня именинник Владимир Исаакович Ланцберг.

Два дня пишу этот текст, и понимаю, что будь у меня неделя, и ее бы не хватило, чтобы сказать все, что хочется сказать обо всех этих людях. Но вот о Владимире Исааковиче речь здесь заходит не редко, а в прошлом году я наконец-то написал о нем отдельный большой текст. И с удовольствием сейчас предлагаю вам его прочесть, ну, а меньшинству перечесть. Текст назывался «Я оставлю тебе»… Именинник – Владимир Ланцберг, и это название и есть ссылка на сам текст. Там 7 отличнейших песен Ланцберга, и хоть по чуть-чуть, но обозначено все, что я хотел бы сказать о нем, но пока все никак не соберусь.

Знаете, Берг – такая величина в нашей песне, что о нем можно говорить постоянно, и все равно не сказать всего, но сегодня я уже почти исчерпал, казалось бы, бездонный запас слов. Поэтому, наверное, свернусь на сегодня, но клятвенно пообещаю через пару дней выложить текст-концерт Владимира Исааковича, не повторяя ничего из того, что уже прозвучало в прошлогоднем тексте. Ну, может, на следующей неделе. Особенно, если вы накидаете мне песен, которые очень бы хотелось услышать именно вам, дорогие мои подписчики. А я добавлю от себя, и сходим вместе на концерт Владимира Исааковича. Хотя бы здесь, на канале Бард-Дзен.

А сегодня я закончу этот огромный текст, и закончу его одной из самых любимых его песен. Тем более, что это – его Песенка самому себе.