Найти тему
Smooth & Quiet art

История синего цвета: от Древнего Египта до новейших научных открытий

Кристиан Бахр "ОТ ИСТОКА К МОРЮ (диптих)", 2020
Кристиан Бахр "ОТ ИСТОКА К МОРЮ (диптих)", 2020

Синий цвет ассоциируется с двумя величайшими природными особенностями Земли: небом и океаном. Но так было не всегда. Некоторые ученые считают, что первые люди на самом деле были дальтониками и могли распознавать только черный, белый, красный и только позже желтый и зеленый. В результате у первых людей, не имевших представления о синем цвете, просто не было слов, чтобы описать его. Это даже отражено в древней литературе, такой как «Одиссея» Гомера, в которой океан описывается как «винно-красное море».

Синий был впервые получен древними египтянами, которые придумали, как создать стойкий пигмент, который они использовали для декоративно-прикладного искусства. Развитие синего цвета происходило в течение следующих 6000 лет, а некоторые пигменты даже использовались ведущими мировыми художниками для создания некоторых из самых известных произведений искусства. Сегодня он продолжает развиваться, а последний оттенок был открыт менее десяти лет назад.

Египетский синий

Есть длинный список вещей, за изобретение которых мы можем поблагодарить древних египтян, и одна из них — синий цвет. Египетский синий (также известный как купроривайт), который считается первым синтетическим красителем, был создан около 2200 г. до н.э. Он был сделан из молотого известняка, смешанного с песком и медесодержащим минералом, таким как азурит или малахит, который затем нагревали до температуры от 1470 до 1650°F. В результате получалось непрозрачное голубое стекло, которое затем нужно было измельчить и смешать с загустителями, такими как яичный белок, чтобы создать долговечную краску или глазурь.

Египетский кувшин, ок. 1750–1640 гг. до н.э. (Фото: Музей Метрополитен, Фонд Роджерса и подарок Эдварда С. Харкнесса, 1922 г.) Фото из интернета
Египетский кувшин, ок. 1750–1640 гг. до н.э. (Фото: Музей Метрополитен, Фонд Роджерса и подарок Эдварда С. Харкнесса, 1922 г.) Фото из интернета

Египтяне очень высоко ценили этот оттенок и использовали его для росписи керамики, статуй и даже для украшения гробниц фараонов. Цвет оставался популярным во всей Римской империи и использовался до конца греко-римского периода (332 г. до н.э. – 395 г. н.э.), когда начали развиваться новые методы получения цвета.

Фигура льва. ок. 1981–1640 гг. до н.э. (Фото: Музей Метрополитен, Фонд Роджерса и подарок Эдварда С. Харкнесса, 1922 г.) Фото из интернета
Фигура льва. ок. 1981–1640 гг. до н.э. (Фото: Музей Метрополитен, Фонд Роджерса и подарок Эдварда С. Харкнесса, 1922 г.) Фото из интернета

Интересный факт: в 2006 году ученые обнаружили, что египетский синий цвет светится под флуоресцентным освещением, указывая на то, что пигмент оказывает инфракрасное излучение. Это открытие значительно облегчило историкам определение цвета древних артефактов, даже если он не виден невооруженным глазом.

Ультрамарин

История ультрамарина началась около 6000 лет назад, когда яркий полудрагоценный камень, из которого он был сделан, — лазурит — начал импортироваться египтянами с гор Афганистана. Однако египтяне пытались превратить его в краску безуспешно, при каждой попытке они получали тускло-серый цвет. Вместо этого стали использовать камень для изготовления украшений и головных уборов.

«Богородица с младенцем и святыми женского пола», Жерар Давид, 1500 г. Фото из интернета
«Богородица с младенцем и святыми женского пола», Жерар Давид, 1500 г. Фото из интернета

Также известный как «настоящий синий», лазурит впервые появился в качестве пигмента в 6 веке и использовался в буддийских картинах в Бамиане, Афганистан. Он был переименован в ультрамарин — на латыни: ultramarinus, что означает «за морем», — когда пигмент был импортирован в Европу итальянскими торговцами в 14-м и 15-м веках. Его глубокий, королевский синий цвет пользовался большим спросом у художников, живших в средневековой Европе. Однако, чтобы использовать его, нужно было быть богатым, так как пигмент считался таким же ценным, как золото.

«Девушка с жемчужной сережкой». Иоганн Вермеер, около 1665 года. Фото из интернета
«Девушка с жемчужной сережкой». Иоганн Вермеер, около 1665 года. Фото из интернета

Ультрамарин обычно использовался только для самых важных заказов, таких как синие одежды Девы Марии в «Богородице с младенцем» Жерара Давида со святыми женского пола. Предположительно, мастер барокко Ян Вермеер, написавший «Девушку с жемчужной сережкой», так любил этот цвет, что загнал свою семью в долги. Пигмент оставался чрезвычайно дорогим до тех пор, пока в 1826 году французским химиком не был изобретен синтетический ультрамарин, который тогда метко назвали «французским ультрамарином».

Интересный факт: историки искусства считают, что Микеланджело оставил свою картину «Положение во гроб» (1500–1501) незавершенной, потому что не мог позволить себе купить больше ультрамаринового синего.

Синий кобальт

«Скиф (Йол)» Пьера-Огюста Ренуара, 1875 г. Фото из интернета
«Скиф (Йол)» Пьера-Огюста Ренуара, 1875 г. Фото из интернета

Кобальтовый синий восходит к 8 и 9 векам, и тогда он использовался для окраски керамики и ювелирных изделий. Это было особенно актуально в Китае, где он использовался в фарфоре с характерным сине-белым узором. Более чистая версия на основе оксида алюминия была позже обнаружена французским химиком Луи Жаком Тенаром в 1802 году, и коммерческое производство началось во Франции в 1807 году. Художники, такие как Дж. М. У. Тернер, Пьер-Огюст Ренуар и Винсент Ван Гог, начали использовать новый пигмент в альтернативу дорогому ультрамарину.

«Dinky Bird» Максфилда Пэрриша, 1904 г. Фото из интернета
«Dinky Bird» Максфилда Пэрриша, 1904 г. Фото из интернета

Интересный факт: кобальтово-синий иногда называют синим цветом Пэрриша, потому что художник Максфилд Пэрриш использовал его для создания своих ярко-синих небесных пейзажей.

Лазурный

Первоначально состоящий из станната кобальта-магния небесно-голубой цвет был усовершенствован Андреасом Хёпфнером в Германии в 1805 году путем обжига оксидов кобальта и олова. Однако этот цвет не был доступен в качестве художественного пигмента до 1860 года, когда он был продан компанией Rowney and Company под названием coeruleum. Художница Берта Моризо использовала лазурный цвет вместе с ультрамарином и синим кобальтом, чтобы нарисовать синее пальто женщины на картине «Летний день» 1887 года.

«Летний день» Берты Моризо, 1879 г. Фото из интернета
«Летний день» Берты Моризо, 1879 г. Фото из интернета

Интересный факт: в 1999 году Pantone выпустила пресс-релиз, в котором объявила лазурный «цветом тысячелетия» и «оттенком будущего».

Индиго

В отличие от редкости лазурита, появление нового синего красителя под названием «индиго» произошло из чрезмерно разросшейся культуры под названием Indigofera tinctoria, которая выращивалась по всему миру. Его импорт потряс европейскую торговлю текстилем в 16 веке и стал катализатором торговых войн между Европой и Америкой.

Индиго, историческая коллекция красок Дрезденского технического университета, Германия. Фото из интернета
Индиго, историческая коллекция красок Дрезденского технического университета, Германия. Фото из интернета

Использование индиго для окрашивания текстиля было наиболее популярно в Англии и использовалось для окрашивания одежды, которую носят мужчины и женщины всех социальных слоев. Натуральный индиго был заменен в 1880 году, когда был разработан синтетический индиго. Этот пигмент до сих пор используется для окрашивания синих джинсов. Однако за последнее десятилетие ученые обнаружили, что бактерия Escherichia coli может быть подвергнута биоинженерии для получения той же химической реакции, что и индиго в растениях. Этот метод, называемый «био-индиго», вероятно, сыграет большую роль в производстве экологически чистой джинсовой ткани в будущем.

Ткань, окрашенная в цвет индиго (Англия), 1790-е гг. Фото из интернета
Ткань, окрашенная в цвет индиго (Англия), 1790-е гг. Фото из интернета

Интересный факт: сэр Исаак Ньютон — изобретатель «цветового спектра» — считал, что радуга должна состоять из семи различных цветов, соответствующих семи дням недели, семи известным планетам и семи нотам музыкальной гаммы. Ньютон отстаивал индиго наряду с оранжевым, хотя многие другие современные ученые считали, что радуга имеет только пять цветов.

Темно-синий

Формально известный как морской синий, самый темный оттенок синего, также известный как темно-синий, был принят в качестве официального цвета униформы британского Королевского флота, и его носили офицеры и матросы с 1748 года. С тех пор современные военно-морские силы сделали цвет своей униформы темнее, почти черным, чтобы избежать выцветания. Краситель индиго был основой для темно-синих цветов, датируемых 18 веком.

Курсанты военно-морского флота в форме, 1877 год. Фото из интернета
Курсанты военно-морского флота в форме, 1877 год. Фото из интернета

Интересный факт: существует множество вариаций темно-синего цвета, в том числе цвет Space cadet, который был сформулирован в 2007 году. Этот оттенок ассоциируется с униформой курсантов космического флота; вымышленная военная служба, вооруженная задачей исследования космоса.

Берлинская лазурь

Берлинская лазурь, также известная как Berliner Blau, была случайно обнаружена немецким мастером красок Иоганном Якобом Дисбахом. На самом деле Дисбах работал над созданием нового красного цвета, однако один из его материалов — поташ — вступил в контакт с кровью животных. Вместо того, чтобы сделать пигмент еще более красным, как можно было ожидать, кровь животных вызвала удивительную химическую реакцию, в результате чего получился ярко-синий цвет.

«Великая волна Канагавы», Кацусика Хокусай, 1831 г. Фото из интернета
«Великая волна Канагавы», Кацусика Хокусай, 1831 г. Фото из интернета

Пабло Пикассо использовал пигмент берлинской лазури исключительно во время своего «Голубого периода», а японский художник по дереву Кацусика Хокусай использовал его для создания своей культовой «Большой волны у Канагавы», а также других гравюр из серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи». Однако пигмент использовался не только для создания шедевров. В 1842 году английский астроном сэр Джон Гершель обнаружил, что берлинская лазурь обладает уникальной чувствительностью к свету и идеально подходит для создания копий рисунков. Это открытие оказалось бесценным для архитекторов, которые могли создавать копии своих планов и проектов, которые сегодня известны как «чертежи».

Пигмент берлинская лазурь. Фото из интернета
Пигмент берлинская лазурь. Фото из интернета

Интересный факт: сегодня берлинская лазурь используется в виде таблеток для лечения отравления металлами.

Кляйн Блю

В погоне за цветом неба французский художник Ив Кляйн разработал матовую версию ультрамарина, которую он считал лучшим синим из всех. Он зарегистрировал International Klein Blue (IKB) в качестве товарного знака, и глубокий оттенок стал его визитной карточкой в ​​период с 1947 по 1957 год. Он нарисовал более 200 монохромных полотен, скульптур и даже человеческие модели в цвете IKB.

«Голубой аккорд (RE 10)», 1960, Ив Кляйн. Фото из интернета
«Голубой аккорд (RE 10)», 1960, Ив Кляйн. Фото из интернета

Интересный факт: Кляйн однажды сказал: «Синий цвет не имеет размеров. Это вне измерений», полагая, что это может вывести зрителя за пределы самого полотна.

Последнее открытие: YInMn

В 2009 году профессор Мас Субраманиан и его тогдашний аспирант Эндрю Э. Смит из Орегонского государственного университета случайно обнаружили новый оттенок синего. Изучая новые материалы для изготовления электроники, Смит обнаружил, что один из его образцов при нагревании становится ярко-синим. Пигмент, названный синим YInMn из-за его химического состава из иттрия, индия и марганца, был выпущен для коммерческого использования в июне 2016 года.

YInMn Синий. Фото из интернета
YInMn Синий. Фото из интернета

Интересный факт: синий цвет YInMn недавно был добавлен в коллекцию карандашей Crayola.

Наука
7 млн интересуются