“Если кто праведен и творит суд и правду, на горах жертвенного не ест и к идолам дома Израилева не обращает глаз своих, жены ближнего своего не оскверняет и к своей жене во время очищения нечистот ее не приближается, никого не притесняет, должнику возвращает залог его, хищения не производит, хлеб свой даёт голодному и нагого покрывает одеждой, в рост не отдает и лихвы не берёт, от неправды удерживает руку свою, суд человеку с человеком производит правильный, поступает по заповедям Моим и соблюдает постановления Мои искренно, то он праведник, он непременно будет жив, — говорит Господь Бог. — Но если у него родился сын разбойник, проливающий кровь, и делает что-нибудь из всего того, чего сам не делал вовсе, и на горах ест жертвенное, и жену ближнего своего оскверняет, бедного и нищего притесняет, насильно отнимает, залога не возвращает, и к идолам обращает глаза свои, делает мерзость, в рост даёт и берёт лихву, то будет ли он жив? Нет, он не будет жив. Кто делает все такие мерзости, тот непременно умрёт, кровь его будет на нём” (Иез. 18:5-13).
Стихи 5-9. Даётся характеристика праведному отцу — сначала по его поступкам.
(1) Он творит “суд” (ст. 5). В Божьем законе очень высоко ценилась демонстрация духа справедливости (Лев. 19:15, 16, 35, 36; Втор. 25:13-16).
(2) Он творит “правду” (ст. 5). Праведность возможна; более того, Бог требует её от человека. Для Иудеи это означало повиновение всем Божьим предписаниям, заповедям и постановлениям; нельзя было пропускать ничего из того, что Он просил их делать, как нельзя было делать ничего из того, чего Он просил избегать. Если человек всё-таки согрешал, он улаживал свой грех в соответствии с ветхозаветными законами жертвоприношений.
(3) Он “должнику возвращает залог его” (ст. 7). Эта фраза характеризует справедливого и милостивого заимодавца (см. Исх. 22:26). Сегодня праведный человек чаще может оказаться должником, нежели кредитором (то есть, если человек праведен, это ещё не означает, что он не испытывает материальных затруднений). Он держит своё слово. Он возвращает все свои долги. Если он берёт на время какие-то вещи, то возвращает их в хорошем состоянии. Поступать иначе — значит не исполнять ни закона любви, ни обещания праведника.
(4) Он “хлеб свой даёт голодному” (ст. 7). Если другие голодны, благочестивый человек сочувствует и помогает им. Он праведен не только на словах, говоря: “Грейтесь и питайтесь” (см. Иак. 2:14-17). Видя нужду, он восполняет её.
(5) Он “нагого покрывает одеждой” (ст. 7). Человек, заинтересованный в исполнении каждого раздела Божьего закона, не проходит мимо беды других людей, делая всё возможное, чтобы обеспечить их предметами первой необходимости — например, соответствующей одеждой (Втор. 15:11; 24:19-22).
(6) Он “суд... производит правильный” (ст. 8). Его справедливость искренна; он не притворяется справедливым, когда на самом деле таковым не является.
(7) Он “поступает по заповедям Моим” (ст. 9). Он верит в истинность и правильность Божьего закона и потому всю свою жизнь повинуется. Слово, переведённое здесь “заповеди” (хуккот), означает царские указы или законодательные акты, которые не сопровождаются никакими пояснениями.
(8) Он “соблюдает постановления Мои” (ст. 9). Употреблённое здесь слово (мишпатим), обычно связано с Божьим заветным законом. Он решил ходить предписанными Богом путями, следуя Его указаниям в браке, делах, отношениях с друзьями и соседями. Это слово также означает повеления об иудейских праздниках. Во всех делах праведник исполняет то, что Бог заповедал, и избегает того, что Он запретил.
Затем праведность определяется по тому, каких поступков праведник должен был избегать:
(1) Он “на горах жертвенного не ест” (ст. 6). Высоты, так часто упоминаемые в Ветхом Завете, располагались, в основном, на вершинах холмов. На этих капищах поклонялись идолам, а также совершали священные ритуалы, включавшие участие в трапезах, на которых поедалось “жертвенное”.
(2) Он “к идолам... не обращает глаз своих” (ст. 6). Он не поклонялся и не молился (не обращал глаз своих в мольбе о помощи) языческим идолам. Это было осуждено во Втор. 12:2-4.
(3) Он “жены ближнего своего не оскверняет” (ст. 6). Почитая святость Божьего нравственного закона, он не имел и не желал иметь сексуальных отношений с женой другого (Исх. 20:14; Лев. 20:10; Втор. 22:22). Он соблюдал заповедь “люби ближнего твоего, как самого себя” (Лев. 19:18).
(4) Он “к своей жене во время очищения нечистот её не приближается” (ст. 6). Закон Моисея запрещал иметь половые отношения с женщиной в её критические дни (Лев. 15:24; 18:19; 20:18).
(5) Он “никого не притесняет” (ст. 7). Притеснение может принимать разные формы, включая физическое насилие, вымогательство, запугивание или угрозы. Богатые часто наживались на неимущих — вдовах, сиротах и пришельцах (см. Исх. 22:26, 27; Втор. 24:6; Ам. 2:8).
(6) Он “хищения не производит” (ст. 7). Красть запрещалось в Десяти заповедях (Исх. 20:15; Лев. 19:13). Воровство могло осуществляться разными способами, от открытого завладения чужим имуществом до умышленного искажения стоимости того или иного товара.
(7) Он “в рост не отдаёт и лихвы не берёт” (ст. 8; см. Исх. 22:25; Лев. 25:35-37; Втор. 23:19, 20; Пс. 14:5). Обе фразы указывают на способы получения дохода от займа. Первая означает ссуживание денег, если взявший их пообещает вернуть всю сумму с процентами. Вторая может означать добавку к возвращаемому долгу, добровольно уплачиваемую должником (после уплаты долга). Божий закон установил фундаментальный принцип для народа завета: любовь. Считалось нарушением этого принципа, когда человек наживался на своём брате (который явно испытывал нужду, так как брал в долг), взимая с него проценты и тем самым только усугубляя его бедность.
(8) Он не совершает “неправды” (ст. 8). Он не водился с теми, кто совершал греховные поступки, и не отступал от нормы Божьего закона.
Стих 9 приводит обобщающую картину первого человека. Когда он живёт по богоданным нормам, то Бог, которому принадлежат все, называет его праведником. Будучи праведным, он будет жив (см. Лев. 18:1-5); а будучи верным Божьему Слову, он обретёт все обещанные праведнику благословения (см. Втор. 11; 26:16-19; 30:15-20).
Стихи 10-13. Несмотря на благоприятную обстановку, в которой воспитывался сын, разговор о котором заходит в стихе 10, он воспользовался свободой воли и пошёл в совсем ином направлении, нежели его отец. Это показывает, что даже праведные родители могут иметь неправедных детей. Джим Макгиган пишет:
“Этот отрывок ясно говорит, что человек может быть праведным пред Богом (а Бог уж никак не назвал бы его праведным, справедливым и верным, если бы он не старался наставить своего ребёнка в путях Господних!) и иметь такое мерзкое чадо. «Наставь юношу при начале пути его — он не уклонится от него, когда и состарится». Это не железное правило, так как иначе оно утверждало бы и обратное — что наставленные в грехе и распутстве никогда не обратятся. Никто не станет спорить, что процитированное писание есть общее правило, как ни один здравомыслящий человек не станет отрицать и ясного учения, содержащегося в этом разделе книги Иезекииля. Мы не можем вечно подозревать благочестивых родителей нечестивых детей и считать, что это их вина. Ребёнок может иметь самого замечательного отца на свете и всё равно вырасти неслухом. Я знаю, что это так, потому что у Адама был Отец, лучше которого не бывает, а он сбился с пути... ОБСТАНОВКА, БУДЬ ОНА ХОРОШАЯ ИЛИ ПЛОХАЯ, НЕ ВСЕСИЛЬНА!”
Заметьте, что характеризуемый здесь сын во всём являет собой полную противоположность отцу. (1) Отец исполняет букву и дух закона, как он изложен в Исх. 20:3-6, а сын открыто оскверняет закон. (2) Отец хранит верность брачным клятвам, как заповедано в Исх. 20:14, а сын нарушает их. (3) Отец почитает Божий моральный кодекс чистоты (Лев. 15:19-30, а сын не уважает эти предписания. (4) Отец уклоняется от греховных поступков и творит правду (Исх. 22:25-27; Лев. 25:17, 35-37; Втор. 15:7-11), а сын скор на злодеяние.
Поэтому в стихе 13 спрашивается: “Будет ли [сын] жив?” Должен ли такой беззаконник избежать наказания на том основании, что его отец праведен? На этот вопрос подразумевается отрицательный ответ. Этот ответ очевиден. Праведность не переносится на других.