Если и существует хит-парад блатных песен, то «Мурка» определённо занимает в нём первое место.
Кто только её ни исполнял: Высоцкий, Макаревич, «Хор Турецкого», рокеры-металлисты. В 2006 году Радио Шансон записало 63 варианта «Мурки»! Кроме самой популярной — «классической» версии, есть еврейская, украинская, польская. Представьте, есть даже перевод на латынь:
Ante rapiendum vinum est bibendum.Intrat in tabernam miser fur,Qua sedet formosa et perniciosaMulier hoc provocans murmur:«Nonne, quidquid velis, habes, mea felis?Numquid non a me accepisti?Anulum, monile, tunicarum mille —Quid non meo sumptu emisti?
Звёздный час песни грянул в сериале «Место встречи изменить нельзя» — блистательный момент, когда вор «Промокашка» испытывает «фраера» Шарапова: «А Мурку можешь?», и тот выдаёт виртуозный номер на фортепиано.
Бытует мнение, что песня народная, но у неё есть авторы: поэт Яков Ядов и, вероятно, композитор Оскар Строк. Изначально песня была совсем не про уголовников, а про ревность и измену, но криминальные элементы почему-то полюбили её и сделали своим гимном. От такого признания веяло серьёзной опасностью, и авторы «открестились» от своего детища.
«Осиротевшая» песня ушла, что называется, в отрыв. Она превратилась в криминальный триллер о том, как главарь банды осыпал свою возлюбленную наворованным добром, а она коварно предала его.
История имеет реальное основание.
Действие песни происходит в Одессе начала 20-х годов, где бандитизм распустился махровым цветом, и милиция молодой советской республики ожесточённо с ним боролась. Обновлённый текст наполнился блатным жаргоном и словами «Губчека», «мусора» и т.п., а в каждом уголке страны пели про свой город или район: «Прибыла в Одессу банда из Ростова…, с Ленинграда, …из Амура».
Одним из методов борьбы было внедрение в банду. Как поётся: «Там сидела Мурка в кожаной тужурке, а из-под полы торчал наган» — подруги «из малины» никогда так не выглядели, но ослеплённый любовью бандит не знал, что крутит роман с «МУРкой» — сотрудницей Московского Угрозыска.
Мурка, она же Маруся, она же Мария Климова — реальный агент МУРа. На момент событий девушке было 22-25 лет, она должна была влюбить в себя бандита по кличке «Бриллиант» и стать своей в воровском мире. Легенду тщательно прорабатывали полгода, Мария успешно выполнила задание — «зашухарила малину», и банду взяли.
Кульминация песни — месть бандитов: «И перо за это получай!», но на самом деле, Мария не погибла. В архивах МВД есть послужная карточка Климовой Марии Прокофьевны, 1897 года рождения.
Из неё следует, что в марте 1952 года Мария Климова числилась в звании «капитан запаса» – то есть, как минимум до этого времени она благополучно продолжала нести службу, что бы там ни пели.