Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Групповой психоанализ. Опора ведущего

Если человек находился в терапии длительное время и у него ничего не изменилось, его стоит спросить, сколько он там находился? И когда получаете ответ, что он менял терапию, объяснив: там посидел какое-то время, тут, это не терапия, это обрывистые моменты какие-то. Терапия же подразумевает долгосрочные отношения с клиентом. И если вы не можете в этих отношениях удержаться, то стоит задать себе вопрос: «а почему так происходит?». Это необходимо проанализировать, а не пытаться отреагировать.

Я уже упоминала, что там, где есть отреагирование, там схлопывается пространство для переживаний. И если мы начинаем отреагировать, нам уже не нужно ничего проживать.

У меня недавно был случай. Один из участников рассказал в группе свою непростую историю. История полна напряжения. Напряжение надо бы переживать всем участникам группы, но этого не происходит.

Конечно, можно сделать скидку на молодость группы, у нас проходила десятая встреча, группа ещё не обладает ресурсом, чтобы переживания хорошо контейнировать и утилизировать, но суть не в этом.

Мы считываем динамику. Человек своей историей вносит очень много напряжения в группу. А дальше происходит следующее. Я, как терапевт, понимаю объём этого напряжения. И конечно же, проживаю его. Еле-еле выдерживаю полтора часа.

В этой группе был наблюдатель. Он тоже психотерапевт. Психотерапевт также еле-еле переживает групповой процесс, но терпит, контейнирует, проживает всё это, не отреагирует. И я не отреагирую. Сижу и осознаю процесс, который происходит. Мне не комфортно. Я смотрю за временем. Знаю, что это скоро закончится.

Время — важная опора для ведущего. Как бы тяжело ни было мы опираемся на него, смотрим. Это и есть отличие взрослого от ребёнка.

Представим ситуацию. Маленький ребёнок заболевает. Он плачет, мучается, ему не комфортно. Но есть мама. Она держит его на ручках. Мама знает, что с малышом происходит. Ей точно также плохо. У неё мелькают мысли: «да лучше бы я переболела миллион раз!» Она не хочет, чтобы малыш мучился.

Между матерью и ребёнком есть ключевая разница. Маленький ребёнок, когда болеет, не знает, что болезнь закончится. Для него это бесконечный ужас.

Представьте себя в любой другой ситуации, когда появляется ощущение, что нет окончания. Вы испытываете дискомфорт. Чувство бесконечности — просто ужасное.

Дети кричат по любому поводу именно поэтому. У них нет понимания, что рано или поздно всё закончится. А у мамы оно есть. Она же взрослая. Всё знает и понимает.

Мама знает, если у ребёнка температура, то она обязательно спадёт, ведь были предприняты все необходимые меры.

Понимание того, что всё не бесконечно, даёт маме внутреннюю возможность контейнировать и качественно утилизировать тяжёлые переживания.

А раз мама — контейнер для своего малыша, то все свои чувства она передаёт ему. Ребёнку становится хорошо, когда мама может с переживанием справиться. Как бы ни было плохо ребёнку, он ощущает, что с мамой всё в порядке. Он успокаивается.

В группе происходит точно также. Мы смотрим на часы, знаем, что наступит окончание, знаем когда.

Автор: Ларионова Екатерина Марковна
Тренинговый групповой аналитик

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru