Найти тему

СВЯТИТЕЛЬ НЕКТАРИЙ ЭГИНСКИЙ: ТРАКТАТ В ФОРМЕ ПИСЬМА К БЛАГОЧЕСТИВОМУ МОНАХУ "О ДЕВСТВЕ И УВЕЩЕВАНИЕ ДЕВЕ"

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ

ТРАКТАТ В ФОРМЕ ПИСЬМА К БЛАГОЧЕСТИВОМУ МОНАХУ

1. О девстве.

Блаженный Евсевий, да пребудет над тобой милость Господня.

Дух Святой, просвещающий и освящающий призывающих Его имя, да просветит и освятит тебя во все дни жизни твоей и укрепит тело и душу твою ко исполнении заповедей Господних. Подвизаться добрым подвигом, подвизаться перед Богом в благом, приятном и совершенном, стать угодным Ему, быть любимым Им и заслужить честь мудрых дев.

Утверждай свое призвание, храни свое исповедание, укрепляй свою веру, храни свою надежду, свидетельствуй о своей любви, храни свой образ жизни непорочным, чтобы угодить Господу. Эта забота должна заключаться в непрерывном занятии девы. Это то, что апостол Павел рекомендует деве.

Дева, возлюбившая Христа и возжелавшая Его как Жениха, посвятившая себя Ему, живущая ради Него, живет не для себя, но Христос живет в ней, и с Ним она заключает договор, соединяется и общается, с Ним она собеседует и на Него смотрит, к Нему она возносит свою душу, к Нему она направляет свое сердце и разум, Его сладкое имя постоянно произносят ее чистые уста, и из ее груди исходят теплые вздохи, как непрекращающиеся гимны, возносящиеся к вершинам Божественной любви.

С Ним она живет, движется в Его Любви и пребывает в ней. Ветхий человек в ней умер, ни одна из человеческих страстей больше не владеет ею, ее душу оживляет Источник жизни. Ни одна из обольстительных вещей мира не может привлечь ее сердце, ни одна из приятных вещей мира не может опустить ее сердце до зависти к низменным вещам, ни одно из земных благ не может опустить ее дух, который внизу под землей охраняют небеса.

Блеск мирского утратил свой блеск, очи ее души, озаренные прежним Светом и укрепленные им, уже не ослеплены ложным блеском земного, их сила угасла в ней, сердце ее сделалось неприступной крепостью. Никакое вторжение не может взять ее, ибо в ней, как в Невесте, обитает Жених Христос, Царь могущественый, Царь славы.

Ее сердце наполняет небесная радость, ее наполняет любовь, внутри нее царит мир.

Все добродетели исходят из ее сердца, сияют, как лучи солнца на ее лице, заставляя его сиять, и живописуют на нем священный образ благоприличия, который они увенчивают цветами милостей. Каждая из ее восходящих добродетелей совершенна, когда она раскрывается и сияет, как бриллиант в ожерелье царицы, и украшает ее, как невесту.

Ее разум чист, как своды светлого неба, она получает озарение от Божественного Трисиянного света и освящается Источником освящения. Святой Дух просвещает ее и обильно наделяет Своими дарами. Он дает ей дух премудрости, дух разума, дух совета, дух крепости и истины, дух страха Божьего (ср.Ис.11, 2-3).

Ее слова - это благодатные слова, и из ее уст льется голос слаще меда. Звуки ее голоса, как клавиши музыкального инструмента, касаются струн благочестивых сердец, которые слышат и слушают, двигают ими и говорят в них. Ее мысли высоки, и она говорит так, как будто ее учил Сам Бог. Ее слова выходят из ее чистого сердца, как кристальная родниковая вода, которая бьет ключом, наполняя и оживляя души, которые черпают из нее жизненную силу.

Жизнь девы, посвященной Господу, течет спокойно, как ручей посреди цветущего луга, где ни одно дуновение ветра не тревожит ее, и поэтому она тихо течет и течет без всяких помех к своему концу, орошая и оживляя своими благодатными водами растения, растущие на ее берегах.

Сердце и разум девы, так как она возлюбила Иисуса и посвятила себя Ему, есть живая свеча, зажженная пламенем любви Иисусовой и от нее она возжигаемая пред Божественным жертвенником, как чистая и непорочная жертва, как жертва духовная и святая. Ее жертва есть постоянное поклонение Богу, непрестанная жертва, ангельская песнь, бесконечный гимн.

Чистота души девы подобна цветку, который только что раскрыл свои лепестки, сияет чистотой и благоухает первыми теплыми лучами солнца, а чистота ее тела подобна белизне снега, выпавшего на вершинах гор. Ее благоразумие украшает Ее, как царский покров, и ублажает Ее, как невесту Христову. Святая дева живет жизнью ангелов, общается с ангелами, собеседует с Богом, служит только Ему и исполняет Его волю.

Как ангелы возносят непрестанную хвалу Богу, так и дева возносит непрестанную хвалу от земли на небо. У нее изящный характер, выражающий святость, простые манеры, скромная одежда, прямая осанка, спокойный взгляд, чистота и смирение, и она держит свой слух неиспорченным, вдали от нелепых и неприличных сплетен. Ее уста чисты, язык же охраняет ее перегородкой ее зубов. Ее руки безукоризненны и сверкают чистотой, она чинно двигает ими, то во время работы, то прославляя, то благодаря Бога, то принося пользу ближнему.

Ее обоняние, которое также делает ее девой, не ищет женственности, ни ослабляет душу ароматами и благовониями, ее ноги, как ноги ангела, возвещающего благие дела, бегут во дворы Господни. Деве нужно украшаться застенчивостью и стыдиться прежде всего своего ангела-хранителя души и тела своего и всегда вести себя так, как будто она трудится перед ним и как будто все становится явным во свете.

Сердце девы, посвященное Богу, облечено в броню Божественной благодати. Святой Дух окружает ее и делает непобедимой. Дева, уязвленная любовью Господа, презирает удовольствия, богатство и то, что мир считает приятным, так же презирает гордость и славу, отталкивает насмешливых льстецов, которых вызывает плотский ум, и побеждает силу телесной красоты. Все то, что в окружающей жизни считается благом тех, кто одержим страстями, над этим дева смеется, и только одно благо, как ей кажется, она может заслужить - это любовь, высшее благо, которого она ищет и желает. Ее желание - это священное желание, святое желание, она сильно желает жить рядом с Господом и общаться с Ним. Святая Дева приготовила свое тело, чтобы стать святым храмом для обитания Всемогущего Бога, и как покои невесты она приготовила свое сердце, чтобы принять Жениха Христа.

Душа девы безмятежна и незапятнанна, подобно поверхности тихого озера, которое получает свои воды, то есть Божественные понятия, из какого-то высшего Божественного Источника. И на ней отражается красота образа Божественного Жениха.

Благоразумие, мать добродетелей ума, преобладает во всех ее мыслях. Оно учит ее, что есть добро и что есть зло. Мудрость является [для нее] наукой знаний и надежным критерием того, что она должна или не должна делать. Все усилия и страдания души она направляет на то, чтобы стоять бдительным стражем над движением помыслов.

Ее забота, как лидийский камень, различающий чистое золото, отделяет добрые мысли от злых. [Камень который используется для определения пробы благородных металлов]

Она в мгновение ока отгоняет помыслы, которые не одобряет. Мудрость девы находит скрытые истины и открывает их тем, кто их ищет, и проявляется как знание и мудрость в словах и делах.

Ее знание истинно и достоверно, она знает вещи такими, какие они есть сами по себе и в их взаимосвязи. Знание является для нее учителем благочестия, оно учит ее о себе и своих обязанностях, оно сообщает ей, что она создана по образу и подобию Божьему, оно открывает ей Бога внутри нее, Которого она так жаждет познать и к Которому стремится ее сердце. Знание освещает ей путь, который она выбрала, и направляет ее по дороге жизни. Ее воля такая же благая, как воля ангела, ее мысли правильны и принимаются за критерий истины. Она решает все и указывает на правильные решения. Сила ее благоразумия всегда рядом, всегда процветает и поддерживает все, что она думает осуществить. Ее мудрость научает ее бояться Господа, исполнять Его волю и святить Его имя во все дни своей жизни, днем и ночью.

Ее благоразумие преграждает путь к безумию, глупости, нелепости, легкомыслию, тщетности, глупости, лжи и праздности. Она трезвенно восстает против любого образа, который может проникнуть в нее через органы чувств, и контролирует все со всей строгостью, и с радостью принимает доброе, но сразу же запрещает вход злому.

Это нравственное мужество, которое несет в себе все добродетели вожделения, укрепляет ее сердце и возносит ее душу на место благородных нравственных добродетелей. В ней поселилось терпение. В ней преобладают щедрость и великодушие. Благородство украшает [такую] душу и придает свою сияющую благодать добродетелям, которые которые ее окружают. Мужество выявляет защитника истины, доброго, хорошего, справедливого, ничто не в силах изменить ее убеждений, всякая угроза уже потерпела неудачу, грозные слова, пугающие беспомощные души, не устрашают ее, не пугают.

Она противостоит тем, кто преследует истину, и твердо стоит на защите правосудия. Ее самоотречение делает ее исповедницей истины. Ее любовь к истине делает ее святой душой, которая приносит себя в жертву на алтарь истины. Дева, вооруженная броней нравственных добродетелей, стойко переносит нашествия тех, кто с ней борется, храбро защищается от захватчиков, отражает всевозможные нападения врага, упорствует в борьбе, переносит страдания, выдерживает испытания и получает доброхотную помощь Бога и Его мощную защиту.

Нравственно-мужественная дева отважно мыслит, терпеливо относится к обидевшим ее, дает взаймы, прощает грехи, любит ненавидящих ее, благословляет гонящих ее, молиться за обижающих ее, любит ненавидящих ее, воздает добром за зло, побеждает зло добром.

Нравственное мужество облагораживает душу, учит деликатности манер по отношению к ближнему, заботится о мире и благе ближнего, переносит скорбь, которую причиняет ближний. Оно учит сдерживать удовольствия, пожелания, печаль и гнев, а также противостоять всему, что развлекает ложным способом.

Нравственное мужество, как абсолютный хозяин сердца, отталкивает пороки, которые которые может породить гнев и не позволяет им войти. Они отвергаются с момента их появления.

Мрачные виды ненависти, вражды, зависти, ревности, насмешливости, обиды, злословия, клеветы, жадности, эгоизма, малодушия, недоброжелательности, подлости, обидчивости, жадности, скупости и все другие отвратительные пороки гнева, которые гнездятся в душах, лишенных душевной доблести, удаляются от нее как можно дальше.

Нравственно-мужественная дева победила страсти гнева и водрузила свой трофей над ними, увенчанная Божественной благодатью и стоящая как статуя, преисполненная благодатью. От всех она окружена любовью и почтением.

Рассудительность девы - это благоухающий цветок, распустившийся на вечнозеленом дереве христианского нравственного совершенства.

Рассудительность христианской девы - это образ красоты христианской добродетели, это совершенный тип человека, возрожденного верой во Христа, это идеал нравственного совершенства человека, это непревзойденная высота, на которую поднялся человек истины, это таинственное обручение, которым дева обручается с Женихом Христом, и неизвестная непосвященным тайна, с помощью которой человек, любящий истину, истинный последователь Христа приближается к Богу.

Рассудительность есть сила и в то же время свет бесстрастной души, сила, потому что она сохраняет здоровыми силы души, свет, потому что она сохраняет свет ума ясным и сохраняет ярким свет благодати, столь обильно ей предложенной.

В рассудительности девы сияет свет знания и истины. В ее сознании нет ничего мрачного, темного, или неясного. Все, управляемое обильным светом, раскрывается и открыто обнажается в ее изысканиях. Имя рассудительности выражает ее силу, потому что оно есть основание здравомыслия, а ее здравый ум крепок и обладает всей силой, данной ей Отцом Небесным.

У кого нет этой силы, тот страдает рассудком, ослабевает и омрачается умом и сердцем. Рассудительность — это воистину свет, освещающий очи ума тех, кто с желанием следует за ней. Она рассеивает мрак, принесенный похотью и другими страстными пожеланиями, которые витают в ее глубине и стремятся покрыть ясный умственный горизонт души. Рассудительность просвещает умные очи души, чтобы они различали истинное и достоверное, и являет Божественный образ Творца, начертанный Божественным перстом на всем образе творения.

Рассудительность отверзает уши души и позволяет ей услышать гимн творений. Это духовное состояние и добродетель возвышенной красоты, это лестница, ведущая от земли к небу, это основа добродетелей, рассудительный человек достигает каждой добродетели с ее помощью [т.е. с помощью рассудительности].

Только благодаря этому дева проходит одну за другой ступени лестницы добродетелей и всегда поднимается вверх, глядя только на небо, стремясь к тому концу, который находится на высоте, и обращая свой взор к вершине лестницы, где ее ожидает Господь и к Которому она возносится всем своим своим сердцем.

Священное Писание считает рассудительность духовной жертвой, жертвой, которая угодной [Богу] и разумным поклонением.

Рассудительность - это действительно жертва и разумное поклонение, ибо рассудительный человек приносит Богу в качестве истинного и духовного поклонения жертву чистоты сердца и непорочности души и тела.Поэтому дева поклоняется Богу днем и ночью и приносит Ему разумное и духовное поклонение, поклонение приятное и жертву благоуханную.

Святой Киприан называл дев благоухающими цветами Церкви, потому что они украшают ее, подобно Раю и распространяют в ней свое благоухание, разливая вокруг себя невыразимый аромат. Святой Афанасий называет деву бесценным и нетленным венцом, храмом Божиим, обителью Святого Духа, драгоценной жемчужиной, трофеем победы над преисподней.

Подвизающиеся в девстве следуют за Агнцем, куда бы он ни пошел. Бог отделил их от людей, и «в и в устах их нет лукавства» (Откр.14,5), ибо они найдены непорочны пред престолом Божиим.

2. Увещевание деве

Святитель Григорий Богослов увещевает деву хранить не только свое тело, но и уши, глаза и язык, говоря: «Будь девой, когда слушаешь, когда ешь и когда говоришь, потому что от всего этого [происходит] грех».

И Василий Великий советует то же самое, говоря: «Для девы слух и зрение остаются целомудренными, и даже осязание, как и все ее движения». Тот же отец советует деве воздерживаться от приятного на вкус, чтобы с наслаждением не пренебречь своим девством и не потерять его. Он рекомендует умеренность в еде и не одобряет излишеств, говоря: «Подобно тому, как полный желудок не порождает утонченности ума, также и недостаток пищи в желудке приносит слабость и притупление мышления вместе с недомоганием тела, приводя к вялости и угасанию только зародившейся утонченности ума».

Поэтому необходимо заботиться о теле не ради него самого, а для заботы и воспитания души, потому что невозможно, не имея тела в качестве помощника, в достаточной мере преуспеть в духовном учении, в упражнении в добродетели или в философских чтениях, или если наш разум противостоит телу, усиливать, насколько это необходимо, желание или полностью выполнять все то, что предписывает философия на благо себе и тем, кто с нами общается.

Мы угнетаем и порабощаем свое тело не для того, чтобы сделать его бесполезным и неспособным служить душе и противостоять духу, а для того, чтобы оно могло добровольно ему служить. Тот, кто обедняет тело, делает его бесполезным для служения душе, и тогда душа подчиняется телу. Когда апостол Павел сказал: «не заботьтесь о плоти», он имел в виду не тело, а желания. Упражнением необходимо не отсекать плотских желаний, а заботиться о том, что нужно для хорошего содержания тела, чтобы сохранить его. Пища не оправдает нас перед Богом, потому что Царство Божие «не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 8,17).

Из этого мы понимаем, что употребление пищи должно быть разумным, когда же мы воздерживаемся от нее, то должны делать это с разумом. Тот, кто не постится разумно, не превосходит в добродетели того, кто постится разумно, скорее, он отстал от него, не выполнив своей цели, так как принял пост за добродетель сам по себе, тогда как пост - это средство, а не цель.

Разумное употребление пищи служит для нравственного совершенствования, достигаемого через владычество духа. Если, воздерживаясь от пищи, дух не сумеет освободиться от рабства нравственным страстям, то пост не принесет ему никакой пользы, а скорее навредит ему, введя в заблуждение его бессмысленный ум и развратив его простое сердце.

Дева должна быть трезвенной во всем, трезвение является учителем совершенства, без него ничего невозможно [достичь] из того, что должно быть сделано, ибо с его помощью мы определяем существующие различия между внешне похожими вещами, отличая их друг от друга. Так что мы можем составить точное представление о любой вещи, которая попадает в поле нашего зрения, мы знаем ее и решаем, что это такое, определяя, что это такое. Таким образом, трезвение порождает различение, различение - знание сущности вещи, то есть того, чем именно является каждая вещь. Поэтому трезвение, как место рождения различения, ведущего к знанию, очень необходимо для девы, которая ищет знания и движется к совершенству. Поскольку совершенство существует как результат знания, а знания невозможно достичь без трезвения, то дева, которая является нетрезвящейся [т.е. рассеянной], не достигнет желаемой цели. Отсутствие трезвения подвергает деву опасности потери, только трезвение спасает деву, вместе с Божественным промыслом и ведет ее к желаемой цели.

Дева, возлюбившая Христа и посвятившая себя Ему, должна обрести совершенное познание истины, открытой ей, и [совершенное познание] тех, кого видят ее органы чувств, чтобы иметь возможность точно судить об их характере и не быть введенной в заблуждение их внешним видом и не принять бесчестное за честное, ложное за истинное, непохожее за сходное, противоположное за согласное, враждующее за союзное, вредное за полезное, фальшивое за подлинное, заблуждение за истину и т.д.

Только трезвенный человек может рассмотреть подлинный характер каждой из этих вещей и отвергнуть злое и принять доброе, таким образом, всегда различая хорошее и полезное, и принимая его, чтобы достичь высоты добродетели и совершенства. Совершенство - это цель, к которой стремится дева, правило ее жизни и цель ее жительства. Незнание вещей, как чувственных, так и мысленных, вводит ее в заблуждение и тревожит ее совесть.

Таким образом, невежество вводит совесть в заблуждение, и ошибка совести становится причиной многих в ней страданий, потому что она вводит в заблуждение нравственную силу, которая находится внутри нас и которая обладает способностью различать и оценивать поступки по их ценности и находить их соответствующими или противоречащими нравственному закону, написанному в наших сердцах, таким образом, она спотыкается, ошибается и в ней рождаются неприятные чувства.

Совесть - это судья наших нравственных поступков, но чтобы быть судьей справедливым и честным, она должна быть просвещенной. Тогда она становится справедливым судьей и судит правильно, решая и приписывая каждому то, что ему принадлежит, но для того, чтобы быть просвещенной, свет внутри нас должен быть всегда ярким, и разум также должен быть просвещенным и всегда сопровождаться трезвением. Без трезвения даже просвещенный разум будет обманут, потому что свет разума из-за беспечности не успевает осветить воспринимаемые представления, которые бесконтрольно переходят в душу, вводя ее в заблуждение и тревожа сердце.

Разум также вводится в заблуждение и повреждается неточным восприятием, если разум из-за невежества или отсутствия света познания становится не способным исследовать и открывать истинное значение того, что он воспринял. По той причине, что ему не хватает этого света знания, заблуждающийся разум, который также именуется омраченным, проявляется в различных формах, таких как, слабый разум, ничтожный разум, сверхчувствительный разум или нечувствительный, то есть испорченный разум.

Нечистая совесть, действительно, влияет на сердце и управляет им даже в отношении того, в чем не было нарушения закона, из-за отсутствия просвещения ума, которое мог бы открыть ему духовный закон.

Боязливая совесть укоряет сердце даже за хороший поступок, потому что она не знает его истинного характера. Боязливая совесть, заблуждаясь, позволяет делать то, что не позволено. Неуверенная или сомневающаяся совесть всегда колеблется из-за незнания правильности или неправильности поступка, из-за неспособности разгядеть его характер. Низкая совесть взволнована и укоряет человека за то, что он согрешил, но в [тех] вопросах, в которых не было совершено никакого проступка.

Сверхчувствительная совесть испытывает волнение в том в чем, что просвещенная совесть остается в тишине и полном покое. А нечувствительная, то есть очервствелая совесть, поскольку она полностью погруженна во тьму, допускает все, покоится на грехе и получает удовольствие от этого действия. Таким образом, отсекаются те, кто хулит Святого Духа, потому что они ненавидят свет и любят тьму. Просвещенный ум, всегда сопровождаемый трезвением, освещает и всегда сохраняет совесть невозмутимой.

Просвещенная совесть, сияющая светом внутреннего знания и светом Божественного откровения, учит тому, что хорошо, что угодно Богу и совершенству и ведет к добрым путям Господним. Тот, кто имеет просвещенную совесть, живет всегда невозмутимо и неуклонно стремится к целенаправленной и разумной цели, к которой он призван, трудясь над добром. Его просвещенный ум пробует все, но сохраняет добро. Его суждения истинны и правильны, его мышление непоколебимо, его поступки добры, воспоминания его сердца чисты, его образ жизни надежен, его жизнь течет спокойно, и мир наполняет его добрую душу. Тот, кто имеет просвещенную совесть - блажен, ибо в нем живет благодать Святого Духа.

Деве необходимо иметь просвещенную совесть и жить тихой и спокойной жизнью, мир должен наполнять ее сердце, мир должен царить внутри нее, и она должна быть блаженной. Свет знания и Божественного Откровения должен озарять ее ум и сердце.

Дева, исповедуя высший христианский образ жизни, должна стремиться к своему нравственному совершенству, чтобы безопасно его достичь. Но совершенство без трезвения невозможно, ибо невозможно совершенствоваться без знания природы вещей. Тот, кто не знает природы вещей, не знает самих вещей, не знает их характера, не знает истины, неправильно оценивает поступки и ошибается, когда нужно сделать выбор, всегда выбирая зло вместо добра, ложь вместо истины, вредное вместо полезного.

Если, таким образом, без трезвения даже этот просвещенный ум не в состоянии различить истину, то значит трезвение является первым учителем истины и поэтому абсолютно необходимо.

Трезвение пробуждает душу, чтобы она изучала себя, изучала, чего она желает, каков истинный характер этих желаний, и смогла устранить нестерпимое и неприличное. Трезвение - это ангел-хранитель разума, который всегда советует ему трезвиться. Трезвение будит душу, пробуждает ее, когда она охвачена сном. Трезвение - это компас моряка, плывущего по морю жизни, который всегда сотрясается высокими и сильными волнами, взволнованными всевозможными ветрами и грозящимися потопить корабль жизни.

Имея перед глазами [такой] компас, дева с мудростью и безопасностью направляется к спасительной пристани. Без трезвения кораблекрушение неизбежно, а потеря - неминуема. Трезвение исследует каждую мысль, каждое желание, каждое воспоминание, а мысли, желания и воспоминания рождаются по разным причинам, и, часто появляются в замаскированном виде и в привлекательном обличии, чтобы обмануть беспечный разум, войти [в него] и овладеть душой.

Только трезвение может выявить их скрытую форму. Часто их притворство настолько совершенно, что распознание их затруднено и требует большого трезвение. Дева должна всегда помнить Божественные и спасительные слова Господа: «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26. 41). Тот, кто бодрствует, не вступает в искушение, потому что он бодрственен, бдителен и трезвенен. Мысли, желания и воспоминания отражают характер нравственного и умственного развития каждого человека.

Каково нравственное и умственное развитие каждого, такова и мысль, таков и разум, таково и их желание, таковы и их воспоминания. Если ум развит несовершенно, то и мысли будут порочными. Если нравственное развитие несовершенно, желания и воспоминания также будут несовершенны. Если нравственное и умственное развитие совершенно, то желания и воспоминания и помыслы будут просвещенными, здравыми, правильными, чистыми, святыми.

Мысли тех, кто еще не достиг совершенства, а также их желания и воспоминания, должны быть поставлены под контроль. Те, кто еще не достиг совершенства, должны представлять свои желания, воспоминания и разумения какому-нибудь [человеку] просвещенному разумом, который будет в состоянии управлять ими и различать их по их характеру и распознавать добро от зла и фальшивое от подлинного.

Те, кто этого не делают, уже сбились с пути и подвергаются крайней опасности. Однако те, кто прибегает к просвещенным и совершенным в добродетели, должны, по мере того как они исповедуют им и советуются с ними, возвестить им [свои помыслы] ясно, чисто, недвусмысленно и со всей искренностью не только, но и причины, от которых они родились, как нравственные, так и материальные, чтобы можно удовлетворительно исследовать их и понять их истинный характер, чтобы тот, кто их услышит, мог объявить тому, кто исповедал [ему помыслы] свое просвещенное мнение, как его и просили.

Это мнение исповедник должен принять и соблюдать как Божественную заповедь, потому что оно исходит из уст человека с просвещенным разумом, озаренного Божественным светом, он возвестил его после того, как оно было признано [им] соответствующим Божественному закону.

Нарушитель заповеди своего духовного учителя становится нарушителем Божественной заповеди, а значит, [и] нарушителем Божественного закона.

Мысли, воспоминания и желания тех, кто умственно и нравственно несовершенен, в конечном итоге, становятся самыми большими ловушками, самыми опасными рифами и самыми страшными пучинами, где сталкиваются корабли невежественных и беспечных мореплавателей.

Опасности от желаний и воспоминаний сердечных, как и от помыслов ума, велики, потому что коварны. Источниками различных пожеланий, воспоминаний и мыслей являются произведения рук, произведения ума, побуждения, исходящие от ума и сердца. И как бы мало не было источников из материального и духовного мира, они часто бывают вызваны еще и внушением [из вне].

Эти опасности подстерегают всех, кто идет по жизни беспечно. Опасности для дев становятся еще более сложными из-за их нежного, но высокого положения. Дева, соблазненная пожеланиями, мыслями или воспоминаниями, сбивается с пути блаженства и устремляется к погибели. Дева должна с большой и великой осторожностью исследовать все, ибо от каждого желания, мысли и т.п., как от ядовитой змеи, скрытой под камнем, таится опасность, готовая напасть на нее. Поэтому она не должна допускать, чтобы в ее уме и сердце задерживалось какое-либо пожелание или мысль, чуждые ее образу жизни или отличающиеся от ее девственной жизни.

Она также должна помнить о своих добрых мыслях и святых желаниях и она также должна представлять их [на суд] тем, кто имеет духовную способность судить и решать, если же она будет доверять себе, то рискует тем самым быть обманутой.

Дева, которая стремится к благопристойной и простой жизни, должна украшаться скромностью, чтобы быть образцом добродетели и не быть камнем преткновения для сестер.

Василий Великий, рекомендуя трезвение девам, говорит: «итак, дева, что бы она ни делала - наедине или с другими, собирается ли она высказать свое мнение, или о том, как она собирается поступить, или какой вид она собирается принять и какое отношение она собирается сохранить, она делает это, чтобы угодить своему Жениху, беседуя с друзьями Жениха мудро и чисто».

Василий считает деву совершенной в добродетели и образом Божьим и поэтому называет ее "Божественной статуей", то есть живым образом Бога, и увещевает ее, говоря: «Несомненно, она должна говорить, как невеста, со стыдливостью, ибо необходимо, чтобы она была цельной, как голубь, и мудрой, как змея».

Тот же отец также советует говоря, что настоящая дева должна жить в строгости и оберегать себя от любого мужского прикосновения, и, когда находится с женщинами, держать свой ум обращенным к небу и не допускать его к своему телу.

Он также советует монахиням остерегаться общения с братьями, чтобы служители Божии, слыша, как они постоянно говорят о Женихе, не полюбили их так же, как они любят Жениха, унижая тем самым служение Жениху, и без того некоторые не только любят слуг так же, как Жениха, но даже больше, чем Жениха, и, оскорбляя Жениха, за которого они когда-то вышли замуж, они таким образом становятся невестами Его слуг.

По этой причине девы должны заботиться о себе и не уклоняться ни направо, ни налево, чтобы не сбиться с пути, но идти средним путем и всегда [двигаться] в сторону добродетели: «смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые» (Еф. 5,15), потому что они продвигаются в добродетели, но посреди многих ловушек и за стенами городов, и они должны остерегаться, чтобы по неосторожности их нога не попала в ловушку или чтобы они не пали за стенами города и не погибли стремительно.

Дева должна беречь себя и не переставать следить за приобретением добродетели, потому что она рискует быть смертельно раненной там, где не ожидает: «кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 12, 12).

Дева должна обуздывать свое воображение, не низводиться с его помощью к ложным мирам, к несуществующим высотам и ложным небесам и раям, ни образовывать идолов воображения, ни низводиться и не уноситься на крыльях воображения, как будто она находится вне тела и мира.

Те, кто обольщаются воображением, заблуждаются, ибо воображение никоим образом не выводит обольщенного [им] из мира, не может вывести его из тела, но удерживает его в теле, так как берет свое творческое вещество от мира.

Если бы воображение могло переносить тех, кто им пользуется, за пределы тела и мира, то этого было бы достаточно для того, чтобы достигнуть цели и привести к желаемому концу. Но тогда добродетель потеряла бы свой смысл, и Бог был бы вынужден общаться с теми, кто, будучи движим своим воображением, вторгается во врата небесные.

Те, кто верят в подобное, богохульствуют и заблуждаются. Воображение лишь порождает воображение, оно не возносит к небесам, не представляет воображаемого перед престолом Всевышнего, не открывает тайн, не заставляет некоторых из них летать в небесах, и не выводит человека из тела и мира, но обманывает мнительных, обманывает глупых, представляя ложные образы и развращая их бессмысленные души.

Сверхъестественное и надмирное, принадлежащее духовному миру, не может быть описано никаким воображением, так как наши чувства не могут его воспринять, оно открывается Богом только тем, кто чист сердцем и умом.

Христианская религия есть религия откровения, и потому только Бог открывает Свою славу тем, кто совершенен в добродетели. Христианство учит совершенству через добродетель и требует от своих последователей, чтобы они стали святыми и совершенными. Он не одобряет и отталкивает придуманное воображением как дерзкое и наглое.

Истинно совершенный в добродетели выходит с Божественным разумением из тела и мира, истинно входит в иной духовный мир, но не через воображением, а сиянием Божественной благодати, а без благодати, без Божественного откровения, никто из людей, даже самых добродетельных не смог бы оказаться вне тела и мира.

Те, кто с помощью крыльев воображения пытаются совершить икарийский полет, приходят к известному концу. [Икар, которому его отец Дедал сделал крылья, скреплённые воском, не исполнил повеление отца не лететь слишком высоко, поэтому солнце растопило воск, вследствие чего Икар упал и утонул].

Обольщиеся воображением размышляют, а те, кто размышляют - не
молятся. Разница в том, что молящийся возносит к Богу ум и сердце, а тот, кто фантазируют, развлекает воображение. Те, кто фантазируют, страдают от того же, что происходит с теми, кто принимает опиум для удовольствия сладострастных представлений.

Фантазирующие далеки от благодати Божьей и удалены от места Божественного откровения. Предавшиеся воображению оставили сердце, в котором является благодать, и предались воображению, совершенно лишенному благодати. Только сердце ведает о том, чего не могут воспринять чувства, потому что Бог, обитающий и живущий в нем, говорит с ним и открывает ему «надежду ожидаемого» (ср.Евр.11,1).

Воображение делает людей, которые следуют ему, не поклонниками Бога но идолопоклонниками, ибо оно заставляет своих последователей поклоняться образам, которые оно создает.

Дева, предавшаяся воображениям, пренебрегая пространством своего сердца, позволяет многим порокам прорастать внутри себя. Она оставила любовь Господа и потеряла мир и радость. Ее душа всегда печальна и беспокойна, и поэтому она блуждает в местах непроходимых и безводных.

Итак, отсюда вывод, что всем следует быть трезвенными и особенно девам, чтобы безопасно и неуклонно идти по пути добродетели, совершенствоваться в ней и стать достойными невестами Жениха Христа, чтобы удостоиться жить в Его Царстве, заключить с Ним завет, став сонаследниками Царства Небесного. Аминь.

КОНЕЦ И БОГУ СЛАВА

ЗАМЕТКА

В данной книге мы приложили все свое усердие, чтобы религиозные и нравственные исследования развивались, чтобы распространялись мнения Святых Отцов Церкви, которые писали или говорили в своих сочинениях о различных нравственных добродетелях и пороках. Читатель убедится по собственному разумению, что в этом труде собрано все богатство религиозных и нравственных мнений Отцов Церкви.

Прежде чем эта работа была закончена, у нас было очень сильное желание записать все изречения Ветхого и Нового Заветов в другом нашем нравственном и религиозном труде, собрав нравственные и религиозные исследования, так же, как мы сделали для этой книги, в которой ясно виден дух Священного Писания для каждой добродетели и порока. В то время, когда наши умы были заняты этим трудом, случилось так, что в наши руки попала книга древнего святого человека именно с таким содержанием, которая нас опередила.

В 5-м (89-м) томе «Греческой патрологии» Миня мы нашли послание монаха Антиоха из Лавры св. Саввы к Евстафию, игумену Атталина [Атталинского монастыря] из города Анкиры в Галатии, содержащее учение тамошних святых отцов, написанное в (130) главах, а также исповедальную молитву.

Эти главы есть изречения, о цели которых автор, по его собственным словам, пишет: «кратко изложить все Божественное Писание, Ветхий и Новый [Заветы], так, чтобы эта ноша, с одной стороны, не была тяжестью для нас, а с другой стороны, что бы не упустить ничего из относящегося к пользе и спасению души».

Переписав эти главы, мы намерены опубликовать их как продолжение труда, которое вы держите в руках, и сообщаем тем, которые пожелают поставить нас в известность о своем намерении приобрести его, что этот труд будет напечатан на такой же бумаге и в такой же форме и будет состоять из 17-18 печатных листов. Цена будет такой же, как и у рукописи: 3 драхмы за внутреннюю часть и 3 франка за внешнюю.

Нектарий Пентапольский

Если статья Вам понравилась, перешлите статью Вашим друзьям и знакомым, поставьте понравилось, оцените статью👍, подписывайтесь на канал и рекомендуйте его знакомым!