Беримбау ...такой странный, неординарный, сложный и такой простой музыкальный инструмент 👀
Что??? Какой он простой, спросите Вы, да ты его вообще видела!? Ну да да, представьте: топаете вы по африканской равнине, с луком, стрелами, все как полагается. Высушенная тыква (наверное для воды (ну как ведро у нас). Ну вот, идёте вы по африканским джунглям, гепарда нет, зверя нет...делать нечего. И тут от нечего делать начинаете стучать по тетиве стрелой и оооооооо чудо извлекаете звук, потом додумываетесь прицепить тыкву для громкости, взять камешек для извлечения других звуков и опапапа музыкальный инструмент готов. Что может быть проще. Ну когда на нем начинаешь играть, и если ещё и с компанией, ощущение , что сейчас либо дождь вызовешь, либо духов Африки, великих людей Бразилии или вгонишь окружающих в транс😱 ооооомг
Но вернемся в наше время и в бытность не моих предположений как сие появилось, а к источникам.
И так, что такое этот Беримбау 🧐
Беримба́у (порт. berimbau) — однострунный ударный музыкальный инструмент, родом из Бразилии. Происхождение беримбау до конца не установлено, но наиболее вероятно он имеет африканские корни.
Беримбау, каким мы знаем его сейчас, был создан уже в Бразилии.
Однако, до того как беримбау приобрел свой нынешний вид, он выглядел совсем по иному.
Предок беримбау это был обычный музыкальный лук, только играли на нем своими зубами.
Этот инструмент использовался в музыкальных играх и ритуальных танцах африканских племен.
Беримбау состоит из нескольких основных частей:
1. Палка - Верга
2. Струна - Арамэ
3. Тыква-резонатор - Кабаса
4. Ударная палочка - Бокета
5. Камушек - Добрао
6. Погремушка - Кашиши
Все название идут на португальском языке - это основной язык в Бразилии
Следует обратить особое внимание на 2 составляющие - Вергу и Кабасу
Верга делается из твердых пород дерева, что бы деражть строй под сильным натяжением металлической струны Арамэ.
Кабаса - это особый вид тыквы, которая растет в жарких странах - бутыльчатая или бутыльковая тыква. После того как урожай попадает в руки мастера, он, при помощи специальной обработки, превращает тыкву в резонатор для беримбау.
Существует три вида беримбау:
Гу́нга, Беррабо́й (порт. Gunga, Berra-boi) — беримбау с самой большой кабасой, и самым низким тоном. Задаёт главный тон и темп игры, играет основной ритм, иногда — небольшие вариации
Ме́диу, Се́нтру (порт. Medio, Centro) — средний беримбау, является дополняющим к Gunga, обычно играет обратный ритм относительно гунги, иногда — с небольшими вариациями
Вио́ла, Виоли́нья (порт. Viola, Violinha) — самый высокий тон, обычно играет насыщенные импровизированные вариации основного ритма
И дада Биримбау считается душой Капоэйры. Именно этот инструмент задаёт ритм. Выглядит он очень странно. И держать долго и играть на нем (ну мне лично ) не так просто. У меня мизинчик отваливается. А учитывая, что и медведь на ухо наступил так вообще беда.
А еще, классно то, что можно заказать его в любом цвете, хоть флаг бразильский, хоть с медведем, в общем вау. И каждый настолько индивидуальный , что тоже вау.
У меня к нему прям вспыхнула любовь. Хочу себе тоже заиметь такой дома. Чуть позже расскажу про изготовление Беримбау и дополню вообще рассказ о нём. А пока вот еще небольшая сноска на описание звуков с сайта
Играть на беримбау не так сложно. Но нужна определенная сноровка для этого.
При игре для капоэйры используются три звука беримбау: открытый (тинь), закрытый (тон) и шуршащий (тч).
Открытый звук достигается при ударе по струне, когда добрау не касается струны. Закрытый звук достигается при сильно прижатом к струне добрау (беримбау звучит выще). Шуршащий звук достигается тогда, когда добрау едва касается струны.
Открытая нота (Тон) – Держите dobrao(медиатор) далеко от arame(струна) и бейте baqueta (палочкой) по струне немного ниже, чем dobrao. Не прижимайте cabaca (тыкву) к телу когда играете эту ноту.
Закрытая нота (Тинь) – Играя эту ноту, с силой надавите dobrao на arame и ударьте baqueta выше dobrao. Так же как и на открытой ноте не прислоняйте cabaca к телу.
Дребезжащая, полузакрытая нота (Тч) -Держите dobrao на arame (dobrao просто слегка прикасается к струне) и ударьте baqueta по струне выше dobrao. На этой ноте cabaca прижата к телу, приглушая звук. Это самая сложная нота.
Ритм беримбау определяет характер игры в Роде (от португальского - круг). Существует множество популярных традиционных и «авторских» ритмов для этого инструмента, например:
Ангола (порт. Angola) — ритм, под который проходит традиционная Рода Ангола.
Режионал, Сау Бенту Гранджи ди Бимба (порт. Regional, Sao Bento Grande de Bimba) — этот ритм придумал Местре Бимба специально для роды Режионал. Игра под такой ритм ведётся на большой скорости и, во многих группах, в полный контакт. Неопытным капоэйристам не рекомендуют выходить в роду под этот ритм, так как они могут пострадать.
Рода Ливри, Сау Бенту Гранджи ди Ангола (порт. Roda Livre, Sao Bento Grande de Angola) — свободная игра, скорость игры задаёт ритм, а характер — сами игроки. Игра может быть как жёсткой с полноконтактными ударами и бросками, так и вовсе бесконтактной со множеством акробатических движений.
Я же говорю незаменимым инструмент. А вот еще классное описание Беримбау, как оружия. Для меня кстати, эта информация вообще в новинку.
В самом начале беримбау был не только музыкальным инструментом, но также и холодным оружием. На кончик беримбау привязывалось остро заточенное лезвие и в любой момент могло быть использовано для самообороны или нападения.
Самое интересно то, что беримбау можно изготовить и самому. Существует множество источников в интернете как можно самому изготовить собственный беримбау. Многие группы так и делают. Но достичь истинного звучания настоящего беримбау, увы, удается не всем.
Немного из мистической истории беримбау. Раньше, на беримбау было запрещено играть детям. Считалось, что таинственные звуки беримбау вводят человека в транс и могут похитить неокрепшую душу, какой являлась душа ребенка.
В современной капойэре, дети с большим удовольствием играют на беримбау и получается у них ни чуть не хуже чем у взрослого.
Во так то.