Наиболее восприимчивой к политической пропаганде группой населения является молодежь, особенно учащаяся молодежь. Поэтому я буду понимать под молодежью учеников старших классов и студентов в возрасте от 16 до 24 лет. Такую молодежь легче все сподвигнуть на какие-то действия, желаемые опытному компетентному манипулятору.
Восприимчивость молодежи к внешнему воздействию обусловлена рядом причин.
Прежде всего, старшие школьники и студенты чаще всего экономически несамостоятельны, нуждаются в материальном обеспечении со стороны родителей. Но это дает им определенную свободу, к примеру студенты могут более свободно распоряжаться своим временем, чем их работающие сверстники.
Психологические особенности молодежи
Молодежь находится в поиске своего места в жизни, готовится к новым ролям, но этого места пока не нашла и роли еще не освоила. У молодых людей есть острая потребность самореализоваться, утвердиться, проявить свою индивидуальность. При этом не все имеют смелость заявить о себе, часто предпочитают затеряться среди себе подобных. Вот такой парадокс. Используя такую особенность молодых людей, манипуляторы легко подвигают молодежь на многолюдные шумные, привлекающие внимание действия, которые будут в центре внимания общественности. Вроде и внимание здесь молодые люди к себе привлекли, и о себе заявили, но все-таки персональной ответственности за это не несут.
Молодые люди к своим 16–24 годам приобретают уже некоторые представления о мире, которые позволяют им судить о мироустройстве, об устройстве общества, государства и других абстрактных и сложных вещах. Однако эти знания еще не сложились в устойчивую систему. К этому добавляется то, что молодые люди начинают критически воспринимать все, что их окружает. Они пытаются сами разбираться в разных явления жизни. Манипуляторы, пользуясь этим, предлагают молодежи понятные, ясные идеи, в которых негативные факты действительности встраиваются в некую систему, объясняются их причины и последствия в выгодном манипулятору свете. Молодым людям элементарно не хватает знаний и опыта, чтобы проанализировать предлагаемые теории, сопоставить причины и факты и прийти к правильным выводам.
Помимо теоретического обоснования, манипулятор предлагает молодежи способ решения неких социальных проблем – легкий и понятный. Например, в политике молодым людям внушают, что порочные, продажные, аморальные люди, которые сейчас стоят у власти и принимают решения, не решают существующие проблемы исключительно потому, что не хотят терять свою выгоду; и только они – молодые, честные, искренние – смогут изменить мир к лучшему. Молодые люди делят все в мире на черное и белое (пресловутый юношеский максимализм!) и вообще склонны к идеализму, поэтому с радостью подхватывают эту идею.
Особенно молодежь привлекает «тайное» знание по многим социальным вопросам, альтернатива официальному знанию. На этом тоже играет манипулятор, распространяя свои идеи исподтишка. Он противопоставляет свою идеологию официальной, и получает восторженную поддержку молодежи.
Молодые люди чувствуют отвращение к любому формализму, официозу и явной, топорной пропаганде. Умелый манипулятор, работающий с молодежью, придерживается неформального общения, организует неформальные, оригинальные, интересные акции. Самое главное для него – привлечь молодого человека к добровольному участию в этих акциях, а не к обязательному, а то и принудительному, как часто бывает при проведении официальных мероприятий.
Среди молодых людей формируется недоверие к старым, существующим авторитетам, но потребность в авторитетах у них сохраняется. Поэтому манипуляторы предлагают им «вожака», он будет озвучивать идеи, о которых мы говорили, предлагать решения, организовывать акции. Желательно, чтобы этот вожак был более-менее близок своим сторонникам по возрасту, то есть чтобы он тоже был молодым (но это не обязательно). Молодого, нового лидера молодые люди считают лучшим вариантом без дополнительных условий.
Вообще доверие молодежи к своим ровесникам выше, чем доверие к взрослым. Поэтому манипулятор привлекает к пропаганде как можно больше молодых людей, которые сами принадлежат к целевой группе. В ряде случае на молодых людей, которые не попали под действие пропаганды, оказывается давление со стороны ровесников, и они будут вынуждены присоединиться к движению, организованному манипулятором.
Хочу отметить, что каждое поколение молодежи имеет некоторые только ему свойственные черты, отличающие его от других поколений. Так у молодежи 2020-х годов отмечаются высокая тревожность и стрессоустойчивость; высокая эмоциональная отзывчивость и др. Пропагандисты учитывают эти особенности в своей работе.
Наиболее изменчивой особенностью каждого поколения молодежи являются, пожалуй, интересы. Ориентируясь на эти интересы, манипулятор выбирает самые востребованные каналы распространения. Сегодня популярны блогеры? Использует блогеров – блогеры будут озвучивать нужные ему идеи. Популярны видеоигры? Персонажи игр будут демонстрировать его идеи. И так далее.
Специфической будет и подача пропагандистских материалов, предназначенных для молодежи. В них будет больше юмора, стиль изложения будет приближен к молодежному. К пропаганде будут привлекаться популярные среди молодежи личности, всякие «звезды». Будут организовываться всякие активности.
Как можно защитить молодежь от враждебной пропаганды?
Я не могу вам дать однозначного ответа на этот вопрос, хотя у меня и есть кое-какие соображения.
Одна только рекомендация: нужно с малых лет воспитывать в детях уважение к старшим, особенно к своим старшим, к старшим в своей семье. Иногда к мнению старших прислушаться очень даже невредно.