Найти тему

Фамильная реликвия рода Пушкиных - икона «Троица Новозаветная».

Не у каждого из нас есть фамильные реликвии. А как бы хорошо было возродить такие традиции и оставить детям что-то особенное.  Какие-то вещи или традиции, передаваемые из поколения в поколение, как было раньше у знатных людей. Если передавать вещи, то это может быть что угодно. Раньше это были и фамильные украшения, и портреты прославившихся предков и какие-то уникальные предметы интерьера.

Пока это только мечты и мечтая, я хочу рассказать Вам, дорогие, о фамильной реликвии семьи Пушкиных, которая храниться в музее «Михайловское».

Фотография автора
Фотография автора

Что это за реликвия? Небольшая икона - «Троица Новозаветная». Она хранится в музее-заповеднике и представляет собой один из самых ценных экспонатов коллекции.

Образ был написан около 1796 года. Есть версия, что он был передан будущему отцу поэта - Сергею Львовичу Пушкину накануне его венчания с Надеждой Осиповной. И именно этой иконой в октябре 1843 года Сергей Львович Пушкин благословил на брак своего младшего сына - Льва. Об этом есть запись на обратной стороне иконы.

Лев Сергеевич женился спустя шесть лет после гибели брата. Его супругой стала Елизавета Александровна Загряжская, дальняя родственница Натальи Пушкиной.

Фотография автора
Фотография автора

Образ хранится в музее с 1965 года, для музея наличие такого раритета - особая гордость. Давайте рассмотрим икону.

Сюжет Новозаветной Троицы относится к иконографическому типу - Сопрестолие.

В центре мы видим серебряный шар - это символ Вселенной. По обеим сторонам от этого символа, на облаке, расположены - фигуры Бога Отца и Иисуса Христа. Над ними парит Святой Дух в образе голубя. Иисус правой рукой придерживает деревянный крест, с каплями крови - символ Его мученичества.

С богословской и канонической точки такие изображения очень спорны. Все таки, во-первых, они разделяют единую сущность Троицы, а во-вторых – изображают Бога Отца. А мы помним, что по слову апостола Иоанна:

📌 «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». (Ин. 1:18).

Хотя эта иконография Бога Отца, в виде старца, отсылает нас к тексту книги Пророка Даниила:

📌 «… вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему» (Дан. 7: 3-14).

Фотография автора, музей-заповедник Михайловское
Фотография автора, музей-заповедник Михайловское

Из-за таких противоречий богословы были против подобных изображений и даже предпринимались попытки такую иконографию запретить как еретическую. Напомню, что Московский Собор, состоявшийся в XVII веке, постановил, что писать «Господа Саваофа» не следует, потому как «только Христос виден был во плоти, как и живописуется, то есть изображается по плоти, а не по Божеству».

То есть Собор постановил, что так писать Господа Саваофа не следует в XVII веке, а такая икона храниться в семье Пушкиных и почитается в XVIII веке, написан-то образ был около 1796 года. Но этому есть логичное объяснение, почему продолжали писать такие иконы. По этой версии, на многих иконах «Новозаветной Троицы» изображается вовсе не ипостась Бога Отца, а Христос, но в виде Того Самого «ветхого днями», по словам пророка Даниила, который и будет владычествовать вечно, то есть после Страшного Суда. 

-4