Не у каждого из нас есть фамильные реликвии. А как бы хорошо было возродить такие традиции и оставить детям что-то особенное. Какие-то вещи или традиции, передаваемые из поколения в поколение, как было раньше у знатных людей. Если передавать вещи, то это может быть что угодно. Раньше это были и фамильные украшения, и портреты прославившихся предков и какие-то уникальные предметы интерьера.
Пока это только мечты и мечтая, я хочу рассказать Вам, дорогие, о фамильной реликвии семьи Пушкиных, которая храниться в музее «Михайловское».
Что это за реликвия? Небольшая икона - «Троица Новозаветная». Она хранится в музее-заповеднике и представляет собой один из самых ценных экспонатов коллекции.
Образ был написан около 1796 года. Есть версия, что он был передан будущему отцу поэта - Сергею Львовичу Пушкину накануне его венчания с Надеждой Осиповной. И именно этой иконой в октябре 1843 года Сергей Львович Пушкин благословил на брак своего младшего сына - Льва. Об этом есть запись на обратной стороне иконы.
Лев Сергеевич женился спустя шесть лет после гибели брата. Его супругой стала Елизавета Александровна Загряжская, дальняя родственница Натальи Пушкиной.
Образ хранится в музее с 1965 года, для музея наличие такого раритета - особая гордость. Давайте рассмотрим икону.
Сюжет Новозаветной Троицы относится к иконографическому типу - Сопрестолие.
В центре мы видим серебряный шар - это символ Вселенной. По обеим сторонам от этого символа, на облаке, расположены - фигуры Бога Отца и Иисуса Христа. Над ними парит Святой Дух в образе голубя. Иисус правой рукой придерживает деревянный крест, с каплями крови - символ Его мученичества.
С богословской и канонической точки такие изображения очень спорны. Все таки, во-первых, они разделяют единую сущность Троицы, а во-вторых – изображают Бога Отца. А мы помним, что по слову апостола Иоанна:
📌 «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». (Ин. 1:18).
Хотя эта иконография Бога Отца, в виде старца, отсылает нас к тексту книги Пророка Даниила:
📌 «… вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему» (Дан. 7: 3-14).
Из-за таких противоречий богословы были против подобных изображений и даже предпринимались попытки такую иконографию запретить как еретическую. Напомню, что Московский Собор, состоявшийся в XVII веке, постановил, что писать «Господа Саваофа» не следует, потому как «только Христос виден был во плоти, как и живописуется, то есть изображается по плоти, а не по Божеству».
То есть Собор постановил, что так писать Господа Саваофа не следует в XVII веке, а такая икона храниться в семье Пушкиных и почитается в XVIII веке, написан-то образ был около 1796 года. Но этому есть логичное объяснение, почему продолжали писать такие иконы. По этой версии, на многих иконах «Новозаветной Троицы» изображается вовсе не ипостась Бога Отца, а Христос, но в виде Того Самого «ветхого днями», по словам пророка Даниила, который и будет владычествовать вечно, то есть после Страшного Суда.