Найти в Дзене
Stratege.ru

Обзор Ys IX: Monstrum Nox

За 36 лет своего существования под брендом Ys было выпущено 11 полноценных игр. Хронологии происходящего в них можно посвятить целую колонку, но знаете ли вы, что четвертая и пятая части не являются для серии и сюжета каноничными? Причина этого проста — какое-то время Nihon Falcom не разрабатывала игры сама, а отдавала права на их создание сторонним компаниям — эти проекты и стали впоследствии "неликвидными". Однако всё это осталось в прошлом, а потому давайте перейдём к актуальным приключениям Адола Кристина, которые мы рассмотрим на примере переиздания Ys IX: Monstrum Nox для PlayStation 5.

Оригинальная Ys IX: Monstrum Nox вышла в 2019 году и получила от нашей редакции 90 баллов. В своём обзоре мы рассказывали про лаконично скроенную боевую систему, интересный сюжет и грамотное развитие механик Ys VIII: Lacrimosa of DANA. Это было великолепное и продуманное приключение, которое, к сожалению, не смогло избежать проблем. Технически устаревший движок делал мир игры пустым и бездушным — в нём банально не хватало наполнения. Но вот вопрос: каким вышло переиздание? И стоит ли покупать игру по полной стоимости еще раз, если в вашей библиотеке уже есть версия для одной из платформ? Давайте выяснять.

 📷
📷

История игры начинается с прибытия Адола и его верного друга Доги в город-тюрьму Балдук. Компания не планировала останавливаться здесь надолго, но городские стражи решили иначе. Досмотр, арест, заключение в тюрьму и последующие разговоры с дознавателем: причиной всего этого стал сам Адол и загадочные события, в центре которых он постоянно оказывался. Как нетрудно догадаться, стены тюрьмы не смогли долго удерживать Адола, однако успешным его побег можно назвать лишь отчасти. Виною стала таинственная девушка с искусственными конечностями и старым кремниевым пистолетом, который она мгновенно пустила в ход. Проклятый снаряд попадает в грудь Адола и превращает его в «Монструма» по имени Алый Король, обладающего сверхъестественной способностью телепортироваться на дальние расстояния. Цель у девушки на редкость благородная — созданные ею Монструмы нужны для защиты города от адских тварей, вторгающихся в реальный мир через невидимые для людей разломы. Но кем на самом деле является эта особа и как со всем происходящим связаны древние боги? Ответы на данные вопросы Адолу еще только предстоит узнать.

 📷
📷

 📷
📷

 📷
📷

 📷
📷

 📷
📷

 📷
📷

 📷
📷

 📷
📷

 📷
📷

Лично мне сюжет девятой части "не зашел". Причиной этого является диссонанс, появившийся после прохождения Ys VIII: Lacrimosa of DANA. В ней дело происходило на острове, куда герой попадал после кораблекрушения. Адол неспешно познавал мир, спасал выживших, обустраивал лагерь, знакомился с героями и познавал прошлое королевства Этерния. Всё это создавало ощущение длинной и продуманной истории, действие которой разворачивалось в течение нескольких столетий на огромной территории. Ys IX ощущается иначе: она заметно короче, а вся история протекает внутри стен небольшого города. Да, тут есть подземелья и локации за пределами городских стен, однако их не так много и они не способны передать причастность к "большому приключению". Это локальная история, которая, в сравнении с прошлыми похождениями Адола, смотрится куда менее привлекательно. Но оговорюсь, это нисколько не делает Monstrum Nox хуже, просто основной акцент сместился с исследования и изучения мира на персонажей и их взаимоотношения.

 📷
📷

 📷
📷

 📷
📷

Впрочем, давайте уже перейдём к геймплею. Его ядро осталось прежним: наши герои выполняют побочные квесты, составляют карту города, грабят сундуки, собирают материалы для постройки оборонительных сооружений и уничтожают бесчисленные полчища монстров. С этой точки зрения ничего не поменялось. Однако переезд места действия с "плоского" острова в "компактный и высокий" город добавил старым механикам немало новых деталей. Главным нововведением стала многоуровневость всех локаций — она позволила Адолу перемещаться не только по земле, но и по крышам видимых зданий. Это отразилось и на подземельях: скрытые проёмы и вертикальность локаций позволили разработчикам создать на редкость запутанные лабиринты, которые стало действительно интересно исследовать.

 📷
📷

Дополняет это ощущение система сверхъестественных умений, пришедшая на смену артефактам из восьмой части. Как было ранее? Надетые предметы позволяли героям дышать под водой, лазать по лианам или даже видеть в темноте. Проблема в том, что количество “артефактных ячеек” было строго ограничено, что вынуждало игрока постоянно тасовать предметы в инвентаре, подстраиваясь под окружающую обстановку. Стоит ли говорить, что данная механика была на редкость неудобной? Девятая часть предложила новый вариант этой системы. Каждый Монструм обладает своим особым умением. Тут вам и возможность видеть сквозь стены, и мгновенное перемещение к определенным точкам. Главное в данной механике — герои "делятся" своим умением друг с другом. Получили способность “Свирепой Бычихи” разбивать стены и препятствия — значит, данный навык становится доступен абсолютно каждому члену отряда. Просто и удобно.

 📷
📷

 📷
📷

 📷
📷

Куда большее число нововведений оказалось скрыто внутри структуры самой игры, что стало следствием переезда места действия в узкие кварталы городских стен. Забудьте о свободном исследовании и перемещении. Весь Балдук поделен на множество районов, изначально скрытых за магическим барьером. Чтобы открыть новую локацию, игроку необходимо наполнить счётчик "NOX" на 100 очков. Уничтожение обычного гнезда монстров даёт всего два балла, "красное" гнездо даст прирост на 5, а выполнение побочного квеста добавит на шкалу 25. После этого на локации появится точка входа в рейд, геймплейно ничем не отличающийся от обороны базы из предыдущей части. Победили — открыли новую зону для исследования. Проблема подобной структуры в том, что она вынуждает действовать так, как "хочет игра" — у игрока нет возможности просто взять и пойти "исключительно по сюжету". Не выполнишь дополнительные задания и не зачистишь несколько десятков гнезд — дальше просто не пройдешь.

Король монструмов

Платиновый приз PS5-версии Ys IX: Monstrum Nox полностью повторяет свой аналог для предыдущего поколения консолей. Вам вновь надо пройти всю игру на кошмарной сложности, выполнить массу боевых накопительных трофеев и полностью зачистить все локации, найдя на них всё, что только можно увидеть, съесть, убить, потрогать или собрать. Как и в случае с Ys VIII, “платину” здесь можно взять либо за одно прохождение на высокой сложности, либо за два, совместив первичный забег на легком уровне и NG+ на “кошмаре”. Среднее время получения всех кубков в обоих вариантах — 40-50 часов.

А вот что здесь нисколько не изменилось, так это боевая система. Игроку доступно шесть разных героев, каждый со своим уникальным оружием и способностями. Первое время игра кажется безумно легкой — от нас требуется лишь монотонно долбить на одну и ту же кнопку, однако на деле всё не так просто. Каждый из многочисленных противников обладает уязвимостью к какому-либо оружию, из-за чего игроку приходится постоянно менять управляемого героя, подстраиваясь под врагов и окружающую обстановку. Ловких монстров удобнее бить быстрыми движениями меча, тогда как гигантов с толстой шкурой сподручнее "разбирать" при помощи какого-либо тяжелого молота. Избежать вражеских ударов поможет система уклонения, которая является центральной механикой при игре на высоких уровнях сложности. Вовремя совершенный кувырок на несколько секунд замедляет противников, тогда как поставленный за секунду до удара блок вводит героев в состояние «Flash Guard», в котором все удары считаются критическими.

 📷
📷

 📷
📷

 📷
📷

 📷
📷

 📷
📷

 📷
📷

 📷
📷

 📷
📷

 📷
📷

Напоследок хотелось бы сказать пару слов и об общей сложности проекта, невольно вызывающей у меня легкий диссонанс. Если коротко, то Monstrum Nox заметно проще (и часов на пятнадцать короче), чем Lacrimosa of DANA. Большую часть игры я прошел на уровне сложности Nightmare, которая не доставляла мне особых проблем. Сложность я снизил уже во второй половине игры из-за быстро приевшейся мне игры “в пятнашки” с врагами — причиной этого стали значительно сузившиеся интервалы "окон парирования", попасть в которые теперь куда сложнее, чем во времена старых приключений на острове Сирены.

 📷
📷

 📷
📷

 📷
📷

 📷
📷

 📷
📷

 📷
📷

Однако всё это было в игре и раньше. Что же изменилось в переиздании? Ответ на этот вопрос лаконичен и прост — ничего. Ремастер не сломал ни одну механику, но и не добавил ничего нового. Он просто заменил старую версию Ys IX на новую. Чересчур медленное поведение персонажей в роликах не было исправлено. Скорость загрузок осталась прежней, а локации нисколько не прибавили в деталях. К слову о них: патч с текстурами высокого разрешения вышел для PS4-версии еще в 2021 году. С того момента прошло уже два года, а разницу в текстурах между старым апгрейдом и новой PS5-версией надо выискивать с лупой. Из нововведений здесь присутствуют различные DLC-шкурки, которые ранее продавались отдельно. К технической стороне переиздания у меня нет никаких претензий. Во время игры не было замечено падений кадровой частоты, проваливаний в стены или иных багов, способных сломать прохождение. Все работает чётко, как часы. Отметить можно лишь релизную версию, которая исправилась патчем первого дня: в ней не работала NG+.

 📷
📷

Оригинальная Ys IX: Monstrum Nox была превосходной ролевой игрой, такой она остаётся и поныне. Интригующий сюжет, хорошо прописанные персонажи и интуитивно понятные игровые механики: здесь есть всё, за что мы любим игры этой серии. Если вы до сих пор не успели приобщиться к игре, то это издание может стать отличной стартовой точкой в приключениях красноволосого Адола. Но если вы уже проходили оригинал, то вам следует подумать, нужно ли платить повторно за игру, в которой нет ничего нового, кроме легких косметических изменений и ярких DLC-костюмчиков.90

Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 5, предоставленной редакции издателем. Все снимки экрана, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.