Найти тему

Можно ли говорить ребёнку, «нет денег»?

Сегодня продолжаем вчерашнюю тему про воспитание детей. Я вчера написал, что задача воспитательного процесса - подготовить подрастающее поколение ко взрослой жизни. Триггером для этих двух постов (вчерашнего и этого) послужила фраза моего коллеги, что «нельзя говорить детям, про недостаток денег». Объяснение было следующее: это зарождает у ребёнка «ощущение бедности».

▪️
Что можно и нельзя говорить детям?

В моём понимании чёткого ответа на этот вопрос не существует. Всё зависит от ситуации. Например, если нет денег - это не всегда бедность. Как и их наличие - не всегда богатство. Это слишком примитивное рассуждение. Если так сложилось, что бюджет семьи уже распределён, а ребёнок хочет новую игрушку, то почему бы и не сказать ему, что на неё НЕТ ДЕНЕГ.

Во-первых, это правда. Во-вторых, он должен понимать, что деньги зарабатываются и являются не бесконечным ресурсом. В-третьих, нет никакого вреда в наглядной иллюстрации приоритетов в расходах. Как ещё показать растущему сознанию все эти нюансы?

Я не вижу другого варианта. Кроме этого, ошибочно думать, что растёт неминуемо богатый человек. Мы этого наверняка не знаем. И полезно создать ощущение дефицита желаемых игрушек. Иначе, зачем ему стараться и стремиться к чему-то? Если он сытый всесторонне довольный, то ждать стараний не приходится. Из этого я делаю вывод, что нужно говорить ребёнку, что нет денег, если это в том или ином виде является правдой.

А что если это ложь? Деньги есть. Надо ли так говорить, если игрушка ему просто не положена (даже если просто не хочется её покупать или по более объективным причинам)? Если вы хотите научить ребёнка «прибедняться», то говорите. Если принижение своих возможностей для вас не приемлемо, и вы не хотите учить этому ребёнка, тогда откажите, сказав правду. Правда - это всегда хороший вариант. Ложь требует куда большего внимания и логики, чем правда.

▪️
К чему мы готовим детей?

Вот этот вопрос мне очень интересен. Приведу распространённый пример. Есть такая методика воспитания, когда ребёнку предоставлена максимальная свобода. Её разработала женщина, которая отдала своего сына в приёмную семью и специализировалась на обучении «особенных» детишек. Зато у неё красивая итальянская фамилия. Но это всё оставим. Свобода, вот что важно. Свобода - это
ВОЗМОЖНОСТЬ. Она обусловлена способностью человека брать на себя ответственность за свои поступки. Я не слышал, чтобы там, где детям предоставлялась свобода, присутствовали какие-то наказания. А именно наказания являются демонстрацией ответственности детям. Свобода, как «конь в вакууме» - очень опасная штука. Мы, слава Богу, далеки от анархии.

Вопрос подчинения тоже важен. Я часто слышу, что на непослушание ребёнка родители умилительно говорят, что «растёт начальник». А он, простите, сразу начальником будет? Или ему придётся сначала кому-то подчиняться?

То же самое и с богатством. Я вчера цитировал эмира Дубая. Приведу тут только часть цитаты: «хорошее время рождает слабых людей».

▪️
В чём проблема?

Опять сделаю отсылку ко вчерашнему посту. У воспитания есть две цели: подготовка ребёнка к самостоятельной взрослой жизни и самореализация родителей. Так вот проблема заключается в том, что как я вижу, собственные интересы для современных родителей часто становятся важнее интересов ребёнка. Желание создать красивую картинку и избежать конфликтных ситуаций, ожидание благодарности - вот что становится движущей силой многих в воспитании детей.

▪️
К чему я это написал?

Я не осуждаю такую позицию. Каждый должен сам сделать выбор. И за себя, и за своих детей. А цель этого материала в том, чтобы проиллюстрировать вам, что для счастья важно понимать свои истинные мотивы и реальные последствия действий.
А не прикрываться красивыми модными фразами и итальянскими фамилиями.