3СЛ-2М. Скоростемер локомотивный. Целая эпоха, которая постепенно уходит.
Когда я обкатывался машинистом в нашем депо не было скоростемеров КЛУБ-У. Я постигал нюансы фиксации параметров на скоростемерной ленте 3СЛ-2М.
Мой машинист-наставник после каждой поездки давал мне нашу ленту, и задавал вопросы. Любой машинист обязан понимать, что фиксируется на ней. Постепенно мои теоретические знания складывались с практическими навыками, а управление тормозами в моей голове уже представлялось линиями писца, который рисует тормозную магистраль.
Мне было интересно шифровать свою же ленту, и я быстро натаскался. Стал понимать, как рисовать проверки, крутить часы, когда надо. Мог проверить за собой тормозной путь или величину разрядки тормозной магистрали, глядеть не пропустил ли я боксование.
На крайний случай мой машинист подарил мне шаблон, но я им почти не пользовался. Как говорят, любой косяк по ленте можно отписать, если вовремя заметить. Я особо и не косячил, за первый год у меня было только два нарушения, на которые я умело написал рапорт - их даже не заносили.
Когда пришли машины со скоростемером КЛУБ-У, мне было нетрудно перестроиться, потому что всегда выполнял все манипуляции в полном объёме, несмотря на то, что 3СЛ-2М фиксирует всего 8 параметров. КЛУБ-У фиксирует более 40 - легче попасться с каким-нибудь нарушением, из-за этого многие не любят электронный скоростемер.
На фото мой небольшой наборчик, который я всегда ношу с собой. Когда отец уходил на пенсию, он подарил мне писцы и катушки. Почему-то так повелось в нашем депо, все таскают их с собой. Говорят раньше такого не было, и писцы с катушками всегда стояли в скоростемере, но когда объединили несколько депо в одно, начали их воровать. Вообщем, было это давно, а носим их до сих пор.
Но носить осталось не долго. В нашем депо эпоха 3СЛ-2М закончится этим летом. К осени обещают, что оборудуют все машины КЛУБами. Уже сейчас осталось только 4 машины 3ТЭ10М с "деревянными" скоростемерами.
Видимо это связано с тем, что последний завод на котором изготавливали 3СЛ-2М заявил о прекращении его производства. Значит совсем скоро этих старичков заменят по всей стране, и больше не увидишь их на линии.
Немного истории...
В СССР скоростемер типа Гаузгельтера получил название СЛ-2. На нём была применена технология фиксации параметров латунным писцом на бумажной ленте со специальным покрытием. Начали их ставить на локомотивы в 40-е года прошлого века.
С появлением автоматической локомотивной сигнализации СЛ-2 модифицировали, и он смог фиксировать на ленте огонь, который горит на локомотивном светофоре. После этого он получил букву "М" в своем названии. "3" - тройку добавили для понимания, что скоростемер "показывающий, регистрирующий и сигнализирующий".
В таком виде и дошел до нас 3СЛ-2М, но я думаю по духу эта "коробочка" не сильно отличается от СЛ-2, поэтому для многих поколений локомотивщиков этот скоростемер является неким символом движения, скорости.
Конечно, советскому локомотиву идет советский скоростемер! Но всему приходит конец, и хотя 3СЛ-2М отлично выполняет свою работу, ему пора на заслуженный отдых. И так очень долго продержался аналоговый скоростемер на линии. Я рад, что мне довелось поработать с такой надежной техникой.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Не забудьте поставить лайк и подписаться. Это очень важно для развития канала.
Много интересных публикаций от разных авторов ждет вас в Телеграм. (Переходите по ссылке выше)