В жизни каждого из нас когда-то случалось горе. Но мы, взрослые, справились с ним, продолжили жить, работать, строить семью. А дети? Что они чувствуют, когда случается беда? У малышей ещё нет подобного опыта, поэтому трагедия может заслонить собой весь мир. О том, как поддерживать детей в трудную минуту, рассказала доктор психологических наук Ольга Ульянина. Также материал доступен в весеннем выпуске журнала «Семья и школа», [стр. 40].
От взрослых, окружающих ребёнка в этот период, зависит необыкновенно много. От того, как, когда, какими словами мы сообщим ему о несчастье и как будем себя вести с ним после, зависит, сумеет ли он пережить это без ущерба для себя.
В жизни детей бывают настоящие, глубокие трагедии, например, смерть родного человека. Что сказать ребёнку и как защитить его психику не обманывая? Или «ложь во спасение» — это и правда спасение?
Радость и горе — наши спутники с самого рождения. Переживая и проживая те или иные ситуации, мы расширяем наш жизненный опыт, формируем внутренний мир и адаптивность психических процессов. Мы не можем существовать в искусственных условиях без горя и беды, без конфликтов, стрессов и проблем. Как бы мы ни старались уберечь и отгородить наших детей от разных неприятностей, в действительности это оказывается нереальным.
А раз так, мы должны быть честными с нашими детьми, должны подготовить их к таким ситуациям и поддерживать, когда они с ними столкнутся. Обманывать или утаивать от ребёнка новость о смерти близкого не стоит. Нужно сообщить ему о трагическом событии в кругу близких и родных людей, чтобы он ощущал поддержку. Важно учитывать, что взрослые также уязвимы перед лицом беды и потери близкого, поэтому не стоит делиться с ребёнком печальной новостью, когда вы сами пребываете в острой фазе переживания горя от потери. Сначала восстановите своё эмоциональное состояние, достигните относительного спокойствия и именно в таком расположении духа сообщите ребёнку о произошедшем.
А как правильно рассказать о случившемся?
Короткими, простыми и понятными предложениями. Причём необходимо ориентироваться на особенности восприятия ребёнком этой непростой информации и быть готовыми сообщать подробности дозированно, тогда, когда он будет готов или сам спросит.
После того как вы сообщили ребёнку об утрате, постарайтесь быть особенно теплы и внимательны. Если вы наблюдаете изменения в обычном поведении, или если вы чувствуете, что ребёнку сложно одному с этим справиться, стоит обязательно обратиться за помощью к психологу. Вовремя отработанная травма и оказанная квалифицированная кризисная психологическая помощь существенно снижает риски возникновения негативных последствий, например, таких как посттравматическое стрессовое расстройство.
Фильмы, которые можно посмотреть и обсудить с детьми:
У нашей с мужем племянницы два года назад не стало мамы, отец пьёт, и девочка теперь живёт с нами. Она до сих пор не произносит слова «умерла» и «смерть», говоря о маме, только фразы «когда мы ещё жили с мамой». Означает ли это, что у ребёнка не произошло принятие ситуации, и что она не пережила и не преодолела это горе?
Да, абсолютно верно. Сознание блокирует это событие. Жизнь разделилась на «до» и «после», а уход из жизни самого дорогого человека девочка не приняла. Очень важно в этом случае обратиться за помощью к кризисному психологу, проработать и закрыть травму, сформировать переход от прошлого к настоящему с построением перспектив будущей благополучной картины мира.
В ситуации с племянницей у ребёнка полностью изменилась жизнь — она сменила город, школу, круг общения, уклад семьи и крайне тяжело всё это переживала и привыкала. До сих пор бывают моменты, когда видно, что она росла в другой среде. Радикальная смена обстановки и жизни, фактически против воли ребёнка, в силу обстоятельств — это тоже трагедия? Как можно помочь детям и их близким, столкнувшимся с такой проблемой?
Вы правильно заметили, что она «привыкала». Да, с трудом, но привыкала, так как обстоятельства вынудили её адаптироваться. Помимо психолога, хорошим ресурсом для помощи является среда, в которую девочка включена — школа, секция, класс и сверстники, учителя и классный руководитель, тёплые отношения в новой семье и вовлечённость в общую деятельность.
Если ребёнок переживает потерю близкого человека, может ли ему помочь учитель? Или лучше не «лезть» и не задавать лишних вопросов?
Дети, переживающие потерю, сознательно или неосознанно нуждаются в поддержке. Школьная среда порой позволяет хоть на мгновение переключиться, а одноклассники, учителя и классный руководитель могут стать теми, кто незримо поддержит в трудную минуту.
Связующим звеном между домом, семьёй, одноклассниками, учителями и ребёнком, конечно, является классный руководитель, поэтому его роль неоценима в создании необходимых условий для восстановления ребёнка после пережитых травматических событий. И здесь первостепенным является непрерывный диалог классного руководителя с семьёй и самим ребёнком, позволяющий владеть своевременно информацией о происходящих событиях в их жизни. Если такой диалог налажен и является привычным в отношениях, то ни родителями, ни ребёнком активность, заинтересованность и внимательное отношение классного руководителя не будут восприняты как вторжение.
Важным инструментом для классного руководителя является и возможность включённого наблюдения за ребёнком в процессе школьной жизни, учебной деятельности и общения со сверстниками. Любые изменения в поведении и общении, будь то повышенная активность, суетливость или, наоборот, замкнутость и молчаливость — являются сигналом для психологической поддержки и помощи.
Ещё один важный момент — работа с классом. Необходимо избавить ребёнка от ненужных травмирующих вопросов со стороны одноклассников и навязчивого внимания. В этих целях используется метод просветительской информационной беседы с детьми, помогающей понять детям суть ситуации, состояние их одноклассника и то, как им себя сейчас лучше вести. Помните, отсутствие или дефицит информации — повод для её искажения или неправильного понимания. На такую беседу стоит позвать психолога, а вот ребёнку, переживающему трагедию, принимать участие в данной беседе не стоит.
Последнее, что стоит сделать учителям — временно пересмотреть и снизить учебную нагрузку и требования к ребёнку, в том числе публичные выступления и устные ответы у доски. А для этого необходим контакт классного руководителя с учителями-предметниками.
Помогая ученику справиться с переживанием горя утраты, важно помнить, что надо идти за ребёнком, его состоянием и потребностями, внимательно наблюдать за тем, что он говорит и делает, демонстрировать открытость и поддержку, но не задавать лишних и тяжёлых для вопросов.
Можно ли создать в семье условия для быстрейшего восстановления ребёнка, который стал свидетелем чего-то страшного, например, аварии, гибели людей во время террористического акта или смерти близкого?
Влияние любого, пусть даже самого квалифицированного психолога или психиатра, ситуативно, а семья — постоянный фактор. Основное условие — это тёплый, поддерживающий и благоприятный климат. Ребёнок должен чувствовать ваше внимание и заботу, заинтересованность в нём, безусловное принятие и поддержку.
На период восстановления ребёнка есть смысл задуматься об уменьшении нагрузки и вовлечённости в различные виды активностей, а вот насытить день пусть маленькими, но приятными и позитивными впечатлениями, точно стоит.
Я очень люблю животных. Всегда росла с ними, да и сейчас у меня много разных обитателей: от черепах и птиц до кошки с собакой. Но с детства для меня всегда тяжелейший момент — смерть питомца. Часто это становилось настоящей трагедией. Посоветуйте, пожалуйста, родителям, как помочь ребёнку принять и пережить случившееся? Нужно ли врать, что он убежал или лучше говорить правду?
Животные — наша связь с природой. Они играют колоссальную роль в воспитании и эмоциональном развитии детей, дают нам тепло и ласку. За счёт тактильного контакта происходит обмен энергией, снимается напряжение и быстрее достигается состояние спокойствия. Благодаря животным, мы воспитываем в детях ответственность за тех, чья жизнь от нас зависит, прививаем заботу, формируем привязанность, как базовое чувство, определяющее доверие и близость в общении.
И у животных, и у людей жизнь имеет начало и конец, но это не повод отказываться от общения, привязанности, тепла и любви. Нужно научить ребёнка принимать факт потери и приобретений, жизни и смерти, горя и радости с самого детства, и как раз животные — хороший для этого способ. Сообщать о смерти питомца стоит так же, как и о смерти близкого человека, ведь для детей может не быть разницы.
Маленький ребёнок может воспринимать как трагедию и поломку любимой игрушки, и потерю приятельских отношений с соседским мальчиком, и лишение возможности пойти в гости. Как обозначить ценности, потеря которых — истинное горе, и отделить в сознании ребёнка неприятности от беды?
В каждом возрасте значимость потерь разная. То, что для взрослого — пустяковая мелочь и ерунда, для ребёнка — трагедия и беда. Ни в коем случае нельзя обесценивать проблемы детей, так как обесценивание — не решение, а лишь попытка отстраниться. Малыш остаётся один на один с неприятностью и в следующий раз уже может к вам не обратиться.
А вот научить ребёнка отделять несущественное от значимого в своих переживаниях важно. Для этого разговаривайте с ним, ненавязчиво уточняя, как прошёл сегодня день, о чём он думал, что чувствовал, какое у него настроение и почему. Очень важно развивать сознательность, ведь только осознание проблемной ситуации, её причин и последствий, позволит отделить зёрна от плевел и понять, за что действительно стоит беспокоиться, а что не стоит его переживаний.
____________________________
Материал из весеннего номера журнала «Семья и школа» [стр. 40].
____________________________
Подписывайтесь на наш канал,
чтобы не пропустить полезные материалы о воспитании для родителей, педагогов и воспитателей.