Найти тему
Нетленка

Забытый шедевр режиссёра Григория Александрова фильм «Ленин в Швейцарии»

История создания фильма началась за тридцать лет до появления мамонта, когда на съемочной площадке прозвучала команда "мотор". В 1929 году в Швейцарию прибыла группа советских кинематографистов.

Это были авторы прославившегося на весь мир фильма «Броненосец "Потёмкин"» (1925), режиссер Сергей Эйзенштейн, его ученик и ассистент Григорий Александров и бессменный оператор Эдуард Тиссэ.

В Швейцарию они приехали по приглашению продюсера Лазаря Векслера на Всемирный конгресс независимой кинематографии. Правда, основной целью было не посещение конгресса, а сбор материала для запланированного фильма.

Картина должна была стать социальным исследованием "Католическая церковь и аборты". В Швейцарии, в отличие от католических стран, аборты были законными, и этим активно пользовались частные клиники, построив на абортах прибыльную индустрию. Так Швейцария стала крупнейшим абортарием в Европе. Фильм Эйзенштейна должен был разоблачить как заработок на абортах, так и застойность католической церкви.

-3

Визит делегации советской киноиндустрии в Швейцарию совпал с трагическим событием – в Лозанне белоэмигрантскими террористами был убит советский дипломат Воровский. Бездействие швейцарских властей и правоохранительных органов привело к обострению отношений с СССР. Отношение к советским гражданам, находившимся в стране, со стороны властей было крайне негативным.

Гроб с телом советского дипломата и литературного критика Вацлава Воровского в Берлине по пути на родину
Гроб с телом советского дипломата и литературного критика Вацлава Воровского в Берлине по пути на родину

Здание, в котором собрался конгресс, было отцеплено полицией, и советскую делегацию в гласе с Эйзенштейном не пропустили. Кинематографисты были вынуждены оставаться в машине Векслера. Автомобиль был частной собственностью продюсера, и полицейские не имели права вторгаться в него без разрешения владельца.

Лазарь Векслер, основатель швейцарской кинокомпании Praesons Film Co.
Лазарь Векслер, основатель швейцарской кинокомпании Praesons Film Co.

Хотя Эйзенштейн и не смог пройти на конгресс, конгресс пришёл к нему. Узнав о том, что сам великий Эйзенштейн находится рядом, делегаты сами вышли к автомобилю, и советский режиссёр прочитал доклад с подножки машины. Остальные докладчики также поочередно вставали на место Эйзенштейна, и таким образом конгресс прошёл с подножки автомобиля.

Эта акция еще более озлобила местную полицию, но, к счастью, советские кинотворцы нашли защиту у губернатора Женевы, в пригороде которой проходил конгресс. Оказалось, что губернатор является поклонником творчества Эйзенштейна, и он укрыл режиссёра и его спутников в старинном замке Ла Зарас, в котором проходил конгресс. Но даже несмотря на заступничество губернатора, Эйзенштейн, Александров и Тиссэ были приговорены к трем дням тюрьмы и штрафу.

Женева в начале 20 века.
Женева в начале 20 века.

Несмотря на все неприятности, воспоминания о конгрессе для представителей СССР сохранились приятные. Стояло жаркое лето, и заседания проходили в тенистом парке, где деятели кино со всего мира обсуждали тенденции развития мирового кинематографа. По ходу конгресса режиссёр Ганс Рихтер снял шуточный фильм, в котором вместо актеров роли сыграли видные режиссёры и теоретики кино.

После того, как волнения улеглись и Швейцария перешла в свой обычный размеренный ритм жизни, губернатор распорядился организовать для Эйзенштейна и его товарищей экскурсию. Советские кинематографисты попросили показать им Ленинские места. Они посетили Женевскую библиотеку, где работал Ленин, и совершили поездку в Цюрих, где увидели дом, в котором жил Владимир Ильич.

Во время посещения этого дома у Эйзенштейна и Александрова родился творческий замысел фильма «Ленин в Швейцарии».

Дом в Цюрихе, Швейцария, где жил Ленин с 21 февраля 1916 по 2 апреля 1917 года
Дом в Цюрихе, Швейцария, где жил Ленин с 21 февраля 1916 по 2 апреля 1917 года

Сам Эйзенштейн не успел реализовать этот проект за свою деятельную, но короткую жизнь. Сергей Михайлович Эйзенштейн прожил всего 50 лет. Однако его ученик Григорий Александров спустя 30 лет воплотил в жизнь замысел своего учителя и снял высокохудожественный документальный фильм «Ленин в Швейцарии».

Фильм по своей сути является документально-исследовательской работой, запечатлевшей исторические события. Для этого автор применил как видео и фотохронику, так и художественные формы выражения.

Кадр из фильма «Ленин в Швейцарии»
Кадр из фильма «Ленин в Швейцарии»

Фильм вышел в эпоху оттепели, когда на экранах царствовали шестидесятники, сделавшие серьезный крен от сталинского кино. Взошедшие в шестидесятых звезды кинорежиссуры предпочитали изведывать в своих произведениях не общественные процессы, а индивидуального человека на фоне происходящих событий. Производственные и революционные драмы снимались в основном по указке начальства и выходили картонными.

Неудивительно, что наполненный духом октябрьской революции фильм Александрова не был оценен по достоинству ни критиками, ни подуставшим от великих свершений в жизни и на экране зрителями. Однако учитывая тот интерес, который возник в наши дни к истории революционного движения, киношедевр Григория Александрова вполне может обрести вторую жизнь.

Владимир Ильич Ленин и Надежда Константиновна Крупская в Швейцарии. 
Художник И. А. Вепхвадзе.
Владимир Ильич Ленин и Надежда Константиновна Крупская в Швейцарии. Художник И. А. Вепхвадзе.