История создания фильма началась за тридцать лет до появления мамонта, когда на съемочной площадке прозвучала команда "мотор". В 1929 году в Швейцарию прибыла группа советских кинематографистов.
Это были авторы прославившегося на весь мир фильма «Броненосец "Потёмкин"» (1925), режиссер Сергей Эйзенштейн, его ученик и ассистент Григорий Александров и бессменный оператор Эдуард Тиссэ.
В Швейцарию они приехали по приглашению продюсера Лазаря Векслера на Всемирный конгресс независимой кинематографии. Правда, основной целью было не посещение конгресса, а сбор материала для запланированного фильма.
Картина должна была стать социальным исследованием "Католическая церковь и аборты". В Швейцарии, в отличие от католических стран, аборты были законными, и этим активно пользовались частные клиники, построив на абортах прибыльную индустрию. Так Швейцария стала крупнейшим абортарием в Европе. Фильм Эйзенштейна должен был разоблачить как заработок на абортах, так и застойность католической церкви.
Визит делегации советской киноиндустрии в Швейцарию совпал с трагическим событием – в Лозанне белоэмигрантскими террористами был убит советский дипломат Воровский. Бездействие швейцарских властей и правоохранительных органов привело к обострению отношений с СССР. Отношение к советским гражданам, находившимся в стране, со стороны властей было крайне негативным.
Здание, в котором собрался конгресс, было отцеплено полицией, и советскую делегацию в гласе с Эйзенштейном не пропустили. Кинематографисты были вынуждены оставаться в машине Векслера. Автомобиль был частной собственностью продюсера, и полицейские не имели права вторгаться в него без разрешения владельца.
Хотя Эйзенштейн и не смог пройти на конгресс, конгресс пришёл к нему. Узнав о том, что сам великий Эйзенштейн находится рядом, делегаты сами вышли к автомобилю, и советский режиссёр прочитал доклад с подножки машины. Остальные докладчики также поочередно вставали на место Эйзенштейна, и таким образом конгресс прошёл с подножки автомобиля.
Эта акция еще более озлобила местную полицию, но, к счастью, советские кинотворцы нашли защиту у губернатора Женевы, в пригороде которой проходил конгресс. Оказалось, что губернатор является поклонником творчества Эйзенштейна, и он укрыл режиссёра и его спутников в старинном замке Ла Зарас, в котором проходил конгресс. Но даже несмотря на заступничество губернатора, Эйзенштейн, Александров и Тиссэ были приговорены к трем дням тюрьмы и штрафу.
Несмотря на все неприятности, воспоминания о конгрессе для представителей СССР сохранились приятные. Стояло жаркое лето, и заседания проходили в тенистом парке, где деятели кино со всего мира обсуждали тенденции развития мирового кинематографа. По ходу конгресса режиссёр Ганс Рихтер снял шуточный фильм, в котором вместо актеров роли сыграли видные режиссёры и теоретики кино.
После того, как волнения улеглись и Швейцария перешла в свой обычный размеренный ритм жизни, губернатор распорядился организовать для Эйзенштейна и его товарищей экскурсию. Советские кинематографисты попросили показать им Ленинские места. Они посетили Женевскую библиотеку, где работал Ленин, и совершили поездку в Цюрих, где увидели дом, в котором жил Владимир Ильич.
Во время посещения этого дома у Эйзенштейна и Александрова родился творческий замысел фильма «Ленин в Швейцарии».
Сам Эйзенштейн не успел реализовать этот проект за свою деятельную, но короткую жизнь. Сергей Михайлович Эйзенштейн прожил всего 50 лет. Однако его ученик Григорий Александров спустя 30 лет воплотил в жизнь замысел своего учителя и снял высокохудожественный документальный фильм «Ленин в Швейцарии».
Фильм по своей сути является документально-исследовательской работой, запечатлевшей исторические события. Для этого автор применил как видео и фотохронику, так и художественные формы выражения.
Фильм вышел в эпоху оттепели, когда на экранах царствовали шестидесятники, сделавшие серьезный крен от сталинского кино. Взошедшие в шестидесятых звезды кинорежиссуры предпочитали изведывать в своих произведениях не общественные процессы, а индивидуального человека на фоне происходящих событий. Производственные и революционные драмы снимались в основном по указке начальства и выходили картонными.
Неудивительно, что наполненный духом октябрьской революции фильм Александрова не был оценен по достоинству ни критиками, ни подуставшим от великих свершений в жизни и на экране зрителями. Однако учитывая тот интерес, который возник в наши дни к истории революционного движения, киношедевр Григория Александрова вполне может обрести вторую жизнь.