Мои прежние заметки о наказах населения комиссии по составлению нового Соборного Уложения нуждаются в логическом обобщении. Скажу то, что и так известно.
Первое заседание комиссии открылось в июле 1767 года, но уже в декабре 1768 года она распускается до нового созыва ввиду того, что многие депутаты должны отправиться на военную службу. В это время началась русско-турецкая война. Официально ее не распускали, она просто канула в лету.
Уложенная комиссия не представляла всю Россию и все ее население. Большинство ее состава были депутаты от дворянства и купечества-167 человек из 205 (всего 4% населения страны). Интересы владельческих крестьян не защищал никто.
Заявленный результат достигнут не был. Новое Соборное Уложение не появилось. Ожидания участников тоже не оправдались. Все стороны были разочарованы. А сколько сил и средств было потрачено на это мероприятие. Екатерина Алексеевна в течении нескольких лет готовила «Наказ императрицы Екатерины 2, данный Комиссии о сочинении проекта нового Уложения», работа на местах по выборам депутатов и составлению документов, разработка регламентов работы комиссии, организация и содержание участников.
Екатерина Алексеевна, созывая комиссию имела далеко идущие планы, но работа этого органа показала, что умение договариваться не было сильной стороной «лучших людей». Противоречия между государственными крестьянами и помещиками, постоянно «отжимающими у них землю»; дворянами и купцами по поводу сословных прав; претензии духовенства ко всем сословиям, все это привело к тому, что ни одного голосования члены этого органа провести не смогли. Правда, было то, что их всех объединяло- недовольство местной властью и организацией судебной системы. Но и здесь конструктивного диалога не последовало.
Но сама идея созвать такой выборный коллегиальный орган замечательна! И назвать работу комиссии бессмысленной, нельзя. Те, кто хоть немного знаком с историей, знают, что власть вынесла уроки из работы этой комиссии. А какой интересный материал для анализа российской жизни 18 века она предоставляет потомкам! Процитирую русского историка Михаила Михайловича Боголюбского, ученика В.О.Ключевского. Лучше не скажешь:
«Теперь, открывая каждый день столичную газету, мы более или менее внимательно просматриваем отдел с заглавием: "Областная хроника", "Провинциальная жизнь" и т.д., который знакомит нас с состоянием провинциального общества, его нуждами, желаниями и настроением. Если мы хотим вникнуть в эту местную жизнь более глубоко, мы имеем к тому сколько угодно различных средств: мы можем выписывать областные газеты, прислушиваться к голосам земских и дворянских собраний и городских дум. Наконец, с провинцией знакомит нас как изящная, так и научная литература. Ничего подобного нет у нас для XVIII века, точно так же, как и у правительства того времени не было иных способов ознакомиться с местными нуждами, кроме созыва депутатов. Областных органов печати тогда не существовало; до самого конца века не было также никаких местных общественных собраний. Литература почти вовсе не касалась провинции, изредка только выводя ее на сцену, чтобы осмеять ее в комедии, но никогда не затрагивала ее серьезно. Русская провинция в течение всего XVIII века высказалась только один раз: в середине его в Екатерининской комиссии. Вот почему бумаги этой комиссии служат для нас надежным фонографом, записавшим хор этих провинциальных голосов и теперь передающим их нам».
Источники: М..М. Богословский
Дворянские наказы в Екатерининскую комиссию 1767 года Опубликовано: Русское богатство. 1897. № 6. и №7.