Дмитрий Степанов — директор транспортной компании ТрансЛайн. Опыт работы в логистике — 16 лет. Начинал свой бизнес в 20 лет, сейчас сотрудничает с крупнейшими компаниями, ритейлерами и торговыми сетями РФ: СИБУР, Лента, Магнит, x5Group, Пятерочка, OZON, ЯндексМаркет... ТрансЛайн работает в 30 крупнейших регионах России, имеет собственное представительство в Турции. Основное направление компании — внутрироссийские перевозки.
За последний год логистика России и мира в целом претерпела серьезные изменения. Весной 2022 российские компании не понимали, чего именно ждать, как планировать поставки клиентам, как формировать ставки на перевозку. Аналитики рисовали неутешительные прогнозы, горизонт планирования сузился до нескольких дней. Ретроспективой событий и своими выводами поделился с Biz360.ru. директор компании ТрансЛайн Дмитрий Степанов.
Стресс-тест
Стоит упомянуть, что ограничения в логистике не случились разом. Их начали вводить еще до глобальных санкций. Плюс в 2021 году «на стоп» из-за пандемии встали логистические процессы по всему миру.
Конечно, весна 2022 привнесла новые неожиданности. Как сейчас помню: я был в командировке в тот день, когда посыпались первые ограничения. Это был серьезный шок не только для отрасли — было в целом непонятно, чего всем ждать. Никто не знал, что будет с поставкой транспорта, запчастей и расходников для ТО, вопросов было очень много по всем фронтам.
Компании, нуждающиеся в какой-либо продукции, начали закупать товар впрок, чтобы избежать пустых складов. По этой причине нам (и полагаю, не только нам) удалось преодолеть эту турбулентность даже с увеличением прибыли. Такая закупка на опережение позволила многим предпринимателям выиграть время для поиска новых логистических путей.
Как следствие — покупатели весной 2022 не заметили каких-то роковых изменений на полках в магазинах. Но надо понимать, что за этим стояла большая работа специалистов, связанных с логистикой. Тогда резко менялось все: расстояния, платежи, условия сотрудничества. Это было очень стрессовое время для отрасли. Но сейчас мы видим, что дефицита в товарах в России нет — главная задача логистики выполняется по сей день. Многие товары, к сожалению, выросли в цене, но спустя год они все так же доступны и завозятся в Россию.
«Отменить» логистику невозможно
Когда все только началось, было много прогнозов относительно отката в прошлое, чуть ли не к советскому дефициту. Но сейчас в стране совсем другие условия. На товары есть большой спрос, плюс функционирует параллельный импорт. Это значит, что предприниматели продолжают находить пути «наполнения» рынка. А там, где рынок и постоянный товарооборот — там и логистика. Она плотно интегрирована во все бизнес-процессы. И если даже древнеегипетские купцы использовали постоянные перевозки товаров, то в XXI веке это банальная необходимость.
Но и задачи современной логистики куда сложнее. Стандартная ситуация: российскому заводу в Новосибирске требуется 3 тонны продукции из Германии. Они должны быть доставлены в срок, иначе производство на заводе встанет. Если использовать в перевозке трехтонный автомобиль, который чуть больше привычной ГАЗели, и везти напрямую — будет не выгодно. Здесь нужно использовать более грузоподъемный транспорт, найти удобный логистический хаб, в котором груз будет скомплектован с другими отправками в попутном направлении, и отправится в сторону Москвы, а затем в конечный пункт. В этом и суть современной логистики: создавать бесперебойные цепочки поставок для конечного клиента за оптимальный ценник. И поставить на стоп такой процесс нереально, нужно искать новые решения все той же задачи: доставить товар в срок за приемлемую цену, но уже другими маршрутами.
Как формируются цены
Стоимость логистических услуг — это сумма нескольких переменных. Абсолютный минимум здесь — это лизинговые платежи, зарплата водителей, топливо, техобслуживание, замена резины, которая на длительных перевозках быстро изнашивается и т.д. На основании этих расчетов формируются ставки на перевозку грузов. Первая задача при формировании цены — выйти в ноль.
Влияет географический фактор: обычно стоимость перевозки груза из Москвы в Сибирь будет выше в 3-4 раза, чем в обратном направлении. Плюс действуют правила высокого и низкого сезонов: с сентября спрос растет, в ноябре и декабре достигает пика, и цены могут вырасти более, чем в два раза. В январе-феврале еще остается сезонный «шлейф», а к маю цены значительно снижаются. По этой причине ставка на перевозку меняется от сезона к сезону.
Играет роль и переход с полуприцепов рефрижераторов на тентованные полуприцепы. Например, алкогольную продукцию зимой можно возить только в рефрижераторах, а летом в обычном тенте. Если на рефрижераторные перевозки падает спрос — цена снижается. Складские услуги, погрузочные работы и таможенное оформление — это тоже дополнительные затраты, и чем их больше, тем выше стоимость доставки.
Работа в условиях турбулентности
К весне 2022 и российская, и мировая логистика пребывали в пост-шоковом состоянии после пандемии. Только начало казаться, что худшее позади, сейчас восстановимся — как отрасль столкнулась с новыми вызовами. И по российским перевозкам ударило сильнее всего. Привычные цепочки поставок с предсказуемыми сроками доставки нарушились. Дистрибьюторы и ритейлеры стали искать новых поставщиков, либо налаживать альтернативные логистические схемы.
Сильно влияла волатильность курса, причем как в положительную, так и в отрицательную сторону. Когда мы закупаем новую технику стоимостью более 20 млн. рублей, мы ориентируемся на более-менее стабильный курс, и можем строить прогнозы. И если он растет на 3-5% только за время оформления документов, то ни о каких адекватных прогнозах не может быть и речи. Растет курс — растет стоимость транспорта — растет его обслуживание и лизинговые платежи — растет стоимость перевозки.
Например, в ноябре до ввода глобальных ограничений мы оплатили первоначальный взнос за шесть новых полуприцепов. Когда все самое неприятное случилось, а дилеры стали покидать российский рынок, нам вернули эту сумму. Но курс вырос, и просто взять и купить транспорт у кого-то другого за те же деньги было невозможно. Для сферы логистики это не только финансовые потери, но и большая потеря времени.
Был и обратный эффект летом 2022, когда валюта стоила на 30% ниже, и многие компании очень выгодно закупились. Одно дело — купить телевизор за 30 000 рублей с 30% скидкой, и совсем другое — транспорт за 10 млн. рублей. Те, кто использовал это время, существенно выиграл.
Работать с европейскими поставщиками стало сложнее. Деньги из России не принимают, прямое авиасообщение закрыто, с компаниями, зарегистрированными в РФ, официально не работают. Но при этом работают с компаниями из других стран. Вывод простой: «все все понимают», процесс идет без прямых контактов с РФ.
Для ТрансЛайн 2022 год был сложным, но по итогу сбылось все, на что мы ставили: и сохранение спроса на товары, и разработка новых направлений, и переориентирование российских компаний. И так как логистика тесно завязана на бизнес-процессах, мы выросли вместе с теми клиентами, которые увеличили свои обороты в это непростое время.
Сыграло роль и то, что внутрироссийские перевозки — наше основное направление. Но международную логистику мы тоже не оставляем, она все так же востребована у наших заказчиков.
Альтернативы
Мы работаем в новых условиях уже больше года. Сейчас понятно, что на Европе, по логистике с которой пришелся основной удар, свет клином не сошелся. Но появились альтернативы — поставщики товаров из других стран и новые российские производители. С российского рынка ушли привычные всем автомобили и спецтехника, но нашлись аналоги, например, китайские компании со своими тягачами и комплектующими. В итоге товарооборот России с Китаем в 2022 достиг отметки в 185 млрд. долларов — это официальные цифры. Увеличились закупки китайских грузовиков, экскаваторов и резиновых шин.
И даже при том, что сегодня многие покупают китайские тягачи, европейский рынок тоже не перекрылся полностью — наша компания продолжает продавать спецтехнику из Европы.
Итого все стало сложнее, дольше, дороже. Себестоимость товаров выросла, и к сожалению, платят за это конечные покупатели. Но грузооборот внутри России не снизился, отрасль активно работает и развивается.
Выигрывает тот, кто полностью ориентирован на клиента
Допустим, заказчику нужно регулярно вывозить по 10 автомобилей с товаром из Москвы в Екатеринбург. Ему проще будет обратиться в экспедиционную компанию, которая заключит контракт на вывоз с соблюдением четких сроков и высокими штрафными санкциями за их неисполнение. Надежность и стабильность сейчас ценится еще выше.
Дополнительные клиентские сервисы тоже играют роль. Например, у каждого заказчика ТрансЛайн есть доступ в личный кабинет, где он может самостоятельно отслеживать груз и все детали перевозки, вплоть до температурного режима внутри полуприцепа. Это дополнительное удобство и минимизация тревог.
Также в нашей компании у клиента есть персональный менеджер, который может ответить на любые вопросы относительно процесса перевозки. Это не техподдержка — это больше. Людям сейчас нужен полноценный специалист, который разбирается в логистике, а не просто отвечает на вопросы — и мы такого специалиста предоставляем каждому, с кем работаем.
Перспективы
Мы все еще живем в турбулентное время, об изменениях никто не предупреждает заранее, но у нас есть план B, C и D на случай, если снова что-то «сломается».
Еще в 2021 году мы начали изучать международные направления, и сейчас продолжаем их развивать. Это и авиа-перевозки, и морская логистика, и прямое жд-сообщение с Китаем.
Оставаться устойчивыми помогает грамотный управленческий менеджмент, выстраивание стратегий, слаженная командная работа и развитие корпоративной культуры. Кстати, команда в логистике — сверхважный момент. У нас есть 4 филиала в России, плюс мы привлекаем удаленных сотрудников из разных городов. Это отдельный пласт работы по созданию привлекательных офферов для специалистов, которые в свою очередь двигают компанию вперед.
Также мы активно занимаемся созданием и внедрением специализированных IT-ресурсов для компаний, которым требуются грузоперевозки, чтобы все процессы работали, как часы. И это не просто красивая фраза, ведь время в логистике — важнейшая переменная.
Относительно прогнозов и будущего ТрансЛайн я спокоен — логистика никуда не денется, а мы всегда будем находить возможности выполнять свою работу качественно в любых условиях. Это наша прямая обязанность перед клиентом.
Ссылка на источник: https://biz360.ru/materials/slozhnee-dolshe-dorozhe-chto-izmenilos-v-rossiyskoy-logistike-v-2022-2023-godakh/