Для чего нужна ваза, в которую не поставить весь букет? Зачем каждому цветку отдельное отверстие? Чтобы разобраться в этом, придется разобраться и в истории Тюльпанной лихорадки, охватившей Нидерланды в XVII веке.
Нидерланды — это тюльпаны. Но еще Нидерланды — это делфтский фаянс: бело-синие росписи на предметах, которые изготавливались сначала из недорогой глины, а позднее — из китайского каолина. И то, и другое было признаком богатого дома: тюльпаны были настолько редкими, что цена на некоторые луковицы доходила до 6000 гульденов. Разумеется, такой цветок уже никто не ставил в общем букете в широкую вазу — ему нужно было оформление под стать. Поэтому гончары начали изготавливать вазы, в которых под каждый тюльпан отводилась отдельная выемка: так их можно было легко пересчитать и на глаз оценить богатство хозяина дома. А на случай, если ему придется по какой-то причине сэкономить на цветах, эти вазы делали сборно-разборными, словно детский конструктор. При необходимости лишние детали можно было просто снять.
Делфтский фаянс вдохновил мастеров Гжели на работу с сине-белыми узорами, которые постепенно стали визитной карточкой производства. А тюльпанные вазы и по сей день мелькают иногда в работах современных художников, например, у Хосе Эскофета, в качестве одного из элементов цветочных натюрмортов.
Более подробно о натюрмортах и художниках мы расскажем уже в это воскресенье на лекции в рамках фестиваля «Время цвести». Приходите за вдохновением!