Обновлено в 16:01
Джо Байден назвал Си Цзиньпина диктатором. Это произошло на встрече по сбору средств для предвыборной кампании Байдена, сообщает Reuters. Президент США стал рассказывать, что Си Цзиньпин был обескуражен, когда американцы обнаружили китайские аэростаты и сбили их, потому что не знал об этой миссии. «Диктаторы испытывают большое замешательство, когда оказываются не в курсе случившегося», — заключил Байден.
МИД КНР выразил США протест, в котором высказывания Байдена названы крайне абсурдными и безответственными и охарактеризованы как «серьезное посягательство на политическое достоинство Китая и открытую политическую провокацию».
Заявления Байдена последовали через день после визита госсекретаря США Энтони Блинкена в Пекин. Обе стороны еще в понедельник, 19 июня, говорили, что он был продуктивным и позволил достичь определенных договоренностей. Теперь же Китай может их отменить, уверен специалист в области внешней политики Китая, профессор Университета Темпл в Японии Бенуа Харди-Чартранд:
«Я удивился этим ремаркам президента, думаю, как и многие другие обозреватели американо-китайских отношений. Особенно тому, что он произнес их сразу после крайне важного визита госсекретаря США Энтони Блинкена в Пекин. Отношения между США и Китаем в последние месяцы и даже годы постоянно ухудшались и достигли сильнейшего за десятилетия уровня нестабильности. Единственный путь их нормализовать — это дипломатия. Необходимо поддерживать сотрудничество хотя бы на минимальном уровне, чтобы не оказаться в той точке, которая приведет к эскалации рисков потенциальной войны между нашими странами. Это обернется катастрофой для всего мира. Поэтому визит Блинкена в Китай был крайне значим для восстановления связей, а теперь эти комментарии президента могут свети на нет или как минимум частично подорвать все усилия госсекретаря. Поэтому я крайне удивлен этим заявлением президента США».
Эту позицию разделяет корреспондент канала TRT World Now в Гонконге Джоель Флинн:
«Китай уже показывал, каким жестким он может быть. Вне всяких сомнений, в администрации Байдена, в частности в Госдепартаменте, понимают, к чему может привести это очередное необдуманное заявление президента. Оно последовало прямо за продуктивными переговорами Блинкена и Си Цзиньпина. Отношения между странами все еще очень хрупкие. Конечно, американцы надеются, что эти заявления все сочтут просто очередным ляпом Байдена. Однако во время своего визита в Пекин Блинкен пригласил китайского министра иностранных дел в США, и теперь слова президента могут стать предлогом для китайской стороны, чтобы отказаться от приглашения».
Своим заявлением Байден скорее пытался сгладить тему вокруг китайского шара-шпиона, считает младший научный сотрудник Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН Максим Черкашин:
Максим Черкашин младший научный сотрудник Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН «Важно сначала посмотреть контекст, в котором он сделал это заявление, а он был сугубо внутриполитический. Байден пытался продемонстрировать донорам, что китайское руководство само было не в курсе инцидента с воздушным шаром. Таким образом, он скорее пытался сгладить эффект, который в свое время произвел в США фурор. Поэтому не думаю, что это было что-то намеренное, это внутреннее заявление на внутреннюю аудиторию. Что это раструбили — ну, раструбили и раструбили. На мой взгляд, это новость из ничего. Дедушка уже в возрасте, и он, и его предшественник периодически делали громкие заявления, а потом все оказывалось с точностью до наоборот. Китайский МИД уже выступил с осуждением, мне кажется, на этом все и закончится».
Эксперты ведущей японской деловой газеты Nikkei высказали мнение, согласно которому в Китае Блинкену сознательно устроили холодный прием. По их словам, встреча с Си Цзиньпином, которая состоялась 19 июня, была организована беспрецедентно с точки зрения дипломатического протокола: так, чтобы подчеркнуть намерение Китая вести диалог с сильных позиций. Например, если во время предыдущих визитов в Пекин госсекретари сидели рядом с лидером Китая, то теперь Си Цзиньпин сидел во главе овального стола, а члены делегаций Китая и США располагались друг против друга по его бокам.