Психотерапия, как родительство
Существует мнение, что процесс психотерапии – это символическое родительство. Ниже хочу поделиться своими рассуждениями и образами на эту тему, без профессионального языка терминов (без анализа проекций, переносов или контпереносов процесса).
Родительство, как и психотерапия – столько же реальны, будничны, известны и распространены – сколько и неуловимы, неконкретны и требуют тонкости и деликатности искусства. Я буду использовать слово «родительство», имея в виду и его само и психотерапию одновременно. Начну со своих коротких образов-ассоциаций.
Родительство – это творчество, доброе свидетельствование, внимательное присутствие, тайная опора (а иногда ясная, но внутри), расширяющий опыт и опыт преодоления, неопределенность и риск, рождение нового в совместности, разочарование и вдохновение.
Родительство – это всегда отношения: родителя с ребёнком, собой и миром в связи с этим; ребёнка – со своим взрослым, собой и миром. В психотерапии тоже не обойтись без этих компонентов, что-то происходит с терапевтом и клиентом не только самими по себе, но и в связи друг с другом и миром, который влияет, задаёт границы им обоим (но и они ему иногда) и больше каждого из них.
Родительство – это творчество, в значении – создание. Создание условий, отношений, границ, привязанности, свободы для самовыражения и познания, игры.
Родительство – всегда через отца и мать, никак иначе. Отец и мать всегда есть, даже если их «не было», они просто такие, как есть. Эти две роли, фигуры определяют некоторые фундаментальные для личности права и возможности, проявляющиеся или отсутствующие в процессе психотерапии. Мать и её роль – право на жизнь, бытие собой. Отец и его роль – право на риск предъявляться собой миру, отстаивать себя.
Родительство – знакомство ребёнка (клиента) с ним самим и миром вокруг через отражение и демонстрацию способов обходиться с разнообразием мира. Младенец не имеет никакого представления о себе, о размере своего тела, его возможностях, количестве конечностей и их функциях, а тем более о том разном, с чем он может столкунться. Родитель своими прикосновениями даёт знать ребёнку, что это он, даёт опыт соприкосновения с разными фактурами (одежда/одеяла/игрушки), готовя его к разнообразию мира и безопасности контакта с ним. Другими словами - если родитель не потрогает младенца за бочок, то бочок не начнёт существовать для младенца (слепое пятно). Также и терапевт своими прикосновениями к душевному, чувственному – даёт знать клиенту, что это он и это его. Даёт опыт соприкосновения с разными реакциями и чувствами как его самого, так и другого, демонстрируя разнообразие мира отношений и чувств и демонстрируя, что этот контакт можно выдерживать. Другими словами – если терапевт трогает клиента за то место, где он, например, справился, то способность справляться начинает существовать для клиента.
Родительство – это способность чувственно и духовно наполняться, постоянно отдавая, питая другого. Во многом это некоторая необходимость брать себя за скобки для ребёнка, но не для себя. Достаточно хороший родитель (ровно как и такой же терапевт) учитывает себя и заботиться о себе, но не делает это задачей или ответственностью ребёнка (клиента).
Важнейшая задача родительства, если хочется, чтобы ребенок стал самостоятельным, уверенным и довольным, - это медленная поэтапная передача ответственности согласно возрасту и освоению задач каждого этапа на пути к взрослению. Психотерапия тоже самое – хочешь растущего клиента, наблюдаешь, как чуть окрепнет и отдаёшь по чуть-чуть.
Последнее, основное и главное. Родительство – это дать жизни случиться, сопровождать процесс её становления, а после отпустить и любоваться на расстоянии, иногда приближаясь.
Автор: Чупина Олеся Сергеевна
Психолог, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru