Найти тему
О ментальном здоровье

Ошибочные суждения родителей, влияющие на ментальное здоровье ребенка

Родители в подавляющем большинстве случаев хотят своим детям самого лучшего. Однако даже любящие, вовлеченные в детские проблемы родители нередко делают ошибки, которые могут повлиять на ментальное здоровье ребенка. 

• Ребёнок не говорит – не страшно. В норме речь формируется в возрасте 1,5-2 лет. К одному году ребенок должен произносить первые слова, к полутора годам – первые фразы. Почему-то многие родители считают, что в задержке формирования речи нет ничего страшного, они думают, что ребенок просто заговорит позже. Во-первых, эта проблема всегда ведет за собой общую задержку развития, так как ребенок познает мир через речь в том числе. Во-вторых, задержка формирования речи может быть симптомом психического расстройства. 

• Мальчики начинают говорить позже. Сроки формирования речи и у мальчиков, и у девочек идентичны. Стереотип о более позднем развитии речи у детей мужского пола – миф. 

• Речь не надо корригировать – она сформируется сама. Задержка формирования речи неизбежно влечет за собой задержку общего развития ребенка, поэтому нужно обязательно развивать речь, достигая возрастной нормы ее развития. 

• Ребенок опережает сверстников в развитии – этим надо гордиться. Любое отклонение от нормы - изадержка, и опережение в развитии – часто являются признаками проблем с психикой, на которые нужно обращать внимание. 

• Ребенок не хочет общаться с детьми – у него такой характер. Действительно, характер у всех детей разный, есть дети более общительные, есть менее, однако полное избегание общения с другими детьми зачастую может быть симптомом какого-либо отклонения в психике ребенка. 

• Ребенок развивается самостоятельно. Если ребенком не заниматься, не использовать необходимые для его возраста инструменты, не общаться с ним, он будет отставать в развитии от сверстников. Нужно обязательно показывать, рассказывать, объяснять и играть вместе с ним, чтобы он развивался гармонично.

• Дети обижают моего ребенка, они плохие. Чаще всего обижают детей со слабой психикой, не умеющих выстроить отношения со сверстниками, не умеющих за себя постоять. Здесь нужно не обижаться или наказывать окружающих детей, а обратить внимание на то, почему это происходит, разобраться, что сам ребенок делает не так, возможно, дать ему возможность обсудить проблему со специалистом, который поможет выявить истинные причины сложившейся ситуации. 

• Мой ребенок умнее всех в классе. Так не бывает. Если ребенок силен в чем-то одном, он будет слабее в другом. Если же он действительно «самый умный», нужно проконсультироваться со специалистом, насколько это происходит в рамках нормы. Опережение и неравномерность в развитии часто являются предвестниками будущих психических расстройств.Такие дети могут развиваться ускоренно, а затем остановиться в развитии.

• Учителя должны искать к ребёнку индивидуальный подход. Нет, программы, разработанные для учителей, предусматривают работу с любым среднестатистическим ребенком. Если ваш ребенок не справляется с программой, если он не выдерживает режима школы или у него не складываются отношения с учителями и сверстниками, нужно искать проблему у ребенка, а не обвинять учителей. 

• Ребенок говорит не по годам умными фразами. На это тоже стоит обратить внимание, так как подобным образом могут проявляться специфические нарушения мышления, встречающиеся при психических расстройствах.

• Ребенку с ментальными расстройствами лучшеучиться в обычной общеобразовательной школе. В каждом случае этот вопрос нужно решать индивидуально, но если ребенок не удерживается в режиме школы, не усваивает на должном уровне учебный материал, не может общаться со сверстниками, ему лучше обучаться в специализированном учебном заведении по адаптированной программе, преподаваемой учителями со специальной подготовкой. Ребенок будет находиться в среде, которая ему комфортна, и у него не будет формироваться комплекс неполноценности, он лучше усвоит материал, не будет конфликтов и буллинга со стороны сверстников.

• Ребенок устает, значит в школе слишком сложная программа. Возможно, ребенку требуется больше усилий для освоения материала, а это может происходить по разным причинам – от сложностей с концентрацией внимания и неусидчивости до проблем с интеллектом, памятью и мышлением. Во всех случаях нужна качественная диагностика и поиск путей выхода из ситуации.

• Чем меньше ребёнка воспитываешь, тем лучше – вырастет более самостоятельным. Основной источник получения информации из социума – это родительская семья. Ребенок, возможно, будет более самостоятельным, но он не усвоит необходимых норм поведения, не научится общаться с другими людьми. К тому же, воспитание – это совместный процесс общения родителя с ребенком, во время которого формируются правильные отношения между членами семьи. 

• Ребенок не хочет общаться – родители покупают ему гаджеты. Смартфон или компьютер никогда не заменят здоровому ребенку живого общения. Если ребенок не хочет или не может общаться с другими детьми, скорее всего ему нужна помощь.

• Родители запрещают ребенку пользоваться гаджетами. Современные средства связи – большая часть технического прогресса. Если лишить ее ребенка, он будет формироваться однобоко, не получая всего, что получают его сверстники. Тут необходимо найти разумный компромисс. 

• Родители либо не наказывают, либо не хвалят ребенка. И наказание, и поощрение – основа любого воспитания. Именно с помощью этих сигналов ребенок понимает, что делать можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Если этих сигналов не давать, у него будут проблемы в его будущем общении с окружающими. 

• Ребенок грустный, недовольный – это нормально, он устал. В норме у детей должно быть всегда хорошее настроение. Оно, конечно, может снижаться от внешних неприятных событий, но должно быстро восстанавливаться до нормы. Если этого не происходит, возможно, у ребенка депрессия или какое-либо другое заболевание. 

• Родители ограничивают общение с детьми, которые могут плохо влиять на их ребенка. Ребенок должен уметь общаться с разными детьми. В будущем родители не смогут выбирать для него «правильных», по их мнению, людей в его окружении. Его социальноеокружение будет разным – и комфортным, и негативно настроенным, и даже враждебным. Поэтому в детстве ребенок должен научиться выстраивать отношения со всеми, уметь постоять за себя, если это необходимо, самому выбрать того, с кем ему наиболее интересно. Тогда во взрослой жизни ему будет легче общаться, и уровень его адаптации в социуме будет выше. 

• Родители минимизируют время общения с ребёнком(«не умею играть», «не знаю, о чем говорить с ребенком», «я сама устала»). Такие родители обращаются за помощью, когда ребенок вступил в подростковый возраст, и просят помочь наладить в ним отношения, так как он отдалился и отказывается воспринимать родителей должным образом. Гораздо проще в течение всей жизни ребенка сохранять и поддерживать близкое общение и необходимый уровень доверия. А это достижимо только путем совместного с ним времяпровождения. 

• Родители сравнивают ребенка с другими детьми. Родителю кажется, что таким образом он мотивирует ребенка к улучшению его успехов, но это не так. Любое сравнение неизбежно ведёт к снижению самооценки ребенка и усугублению его проблем. 

• Родители не верят специалистам. Конечно, для каждого родителя его ребенок – самый лучший. Никто не хочет верить, что у его ребенка – серьезные проблемы. Родители часто отрицают их наличие, что является их психологической защитой. Однако нельзя идти на поводу у собственных чувств, так как во многих случаях промедление или отказ от профессиональной помощи может быть критичным для состояния ребенка. Нужно думать прежде всего о нем и его благе, пробовать любым способом ему помочь.

Статья подготовлена Главным врачом, врачом-психиатром Центра ментального здоровья MeMento, Никитенковой Ириной Игоревной