Найти тему
История живописи

Бельгиец(?), полюбивший северную Русь и изображавший ее на своих картинах

"Вологда зимой", Д.Э. Мартен, 1917. Частное собрание.
"Вологда зимой", Д.Э. Мартен, 1917. Частное собрание.

Биографических сведений о герое сегодняшней публикации не так много, поэтому поведаю то немногое, что удалось "выловить" из различных источников. Сразу же подтверждением этого тезиса является то, что даже неизвестно место рождения Дмитрия Эмильевича Мартена, только год - 1860, а также туманная информация о том, что он из семьи коммерсанта, вероятнее всего, бельгийского подданного. В принципе это вполне согласуется с его фамилией (явно французской по происхождению) и отчеством, но это все косвенные данные, конечно.

"Старый пруд", Д.Э. Мартен, 1890-е. Частное собрание.
"Старый пруд", Д.Э. Мартен, 1890-е. Частное собрание.
"Солнечный день", Д.Э. Мартен, конец XIX в. Частное собрание.
"Солнечный день", Д.Э. Мартен, конец XIX в. Частное собрание.

Обучался Мартен в 1885-1889 годах в Московском училище живописи и ваяния в качестве вольнослушателя в классе В.Д. Поленова, о чем вспоминал другой его ученик, Бялиницкий-Бируля:

С особенной любовью вспоминаю учеников Поленова из младшего поколения, с которыми я вместе учился и работал. Это – А. Чирков, С. Жуковский, В. Соколов и Д. Мартен. Как дороги и близки мне сейчас эти воспоминания о Поленове, какой любовью и заботой окружал он нас, как неоценимо дорого было нам его внимание во время работы, как умел он вовремя направить и ободрить молодых художников.
"Лесной пейзаж", Д.Э. Мартен, 1898. Частное собрание. Кроме года автор подписал и место создания картины - Вологда.
"Лесной пейзаж", Д.Э. Мартен, 1898. Частное собрание. Кроме года автор подписал и место создания картины - Вологда.
"Черный лес", Д.Э. Мартен, 1901. Частное собрание.
"Черный лес", Д.Э. Мартен, 1901. Частное собрание.

И он же упоминал не только о художественных, но и о музыкальных способностях Мартена, называя его "музыкантом-гитаристом", регулярно участвовавшего в любительских домашних концертах Училища живописи, которые, кстати говоря, частенько посещал небезызвестный Василий Суриков.

Еще во время обучения Мартен участвовал в ученических выставках, а далее на выставках Академии художеств, Товарищества передвижников, Московского общества любителей художеств и многих других художественных объединений, перечислять которые я не буду, дабы не утомлять читателя. Обычно именно этими данными заполнены публикации о художнике, очевидно, они были добыты из архивов этих выставок.

"Погост", Д.Э. Мартен, 1901. Музей истории религии, Санкт-Петербург.
"Погост", Д.Э. Мартен, 1901. Музей истории религии, Санкт-Петербург.
"Северный пейзаж", Д.Э. Мартен, вторая половина XIX в. Чайковская художественная галерея.
"Северный пейзаж", Д.Э. Мартен, вторая половина XIX в. Чайковская художественная галерея.

Одно можно сказать точно - художник после обучения долгое время проживал в Москве, регулярно участвовал в художественных выставках, но, что называется, "дома не сидел", а совершал поездки по средней полосе Российской империи и особенно по ее северу - Архангельской и Вологодской губерниям. Поэтому неудивительно, что на его картинах часто можно лицезреть именно суровую красоту Русского Севера.

"Северная деревня", Д.Э. Мартен, 1908. Архангельский музей изобразительных искусств.
"Северная деревня", Д.Э. Мартен, 1908. Архангельский музей изобразительных искусств.
"Северная Двина", Д.Э. Мартен, 1911. Тульское музейное объединение.
"Северная Двина", Д.Э. Мартен, 1911. Тульское музейное объединение.

В итоге в 1916 году Мартен поселится именно на севере, в Вологде, где, правда, судьба долго ему уже не отмерила - спустя два года он скончается от болезни в Вологде, где и будет похоронен. В его творческом наследии останутся пейзажные работы, в том числе с красотами северной Руси с ее интересной и впечатляющей деревянной архитектурой. Причем можно увидеть как религиозные сооружения (церкви, колокольни, часовни), так и жилища простых обывателей, украшенные деревянными резными элементами.

"Северный погост", Д.Э. Мартен, 1913. Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
"Северный погост", Д.Э. Мартен, 1913. Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
"Северный мотив", Д.Э. Мартен, ок. 1918. Вологодская областная картинная галерея.
"Северный мотив", Д.Э. Мартен, ок. 1918. Вологодская областная картинная галерея.

К сожалению, не особо насыщенный рассказ получился сегодня, но что поделаешь - как говорится, что есть, то есть. Радует, что хотя бы картины героя сегодняшней статьи все же можно увидеть в некоторых музеях, а не только в виде репродукций из частных коллекций, как это часто бывает с малоизвестными живописцами.

"Ранняя весна", Д.Э. Мартен, 1915. Химкинская картинная галерея.
"Ранняя весна", Д.Э. Мартен, 1915. Химкинская картинная галерея.

Спасибо за прочтение, подписывайтесь (на ТГ-канал тоже), ставьте лайки и комментируйте. И до новых встреч на канале "История живописи".

"Закат на реке", Д.Э. Мартен, 1917. Частное собрание.
"Закат на реке", Д.Э. Мартен, 1917. Частное собрание.