Нет, это будут не автопортреты, если вдруг у вас закралась такая мысль. Это будут жанровые картины, где художники изображали самих себя в различных жизненных ситуациях (чаще - за работой), так скажем. Интересно вам будет или нет - этого я предугадать не могу, но вот такой сюжет сегодня пришел мне в голову, поэтому, мне кажется, стоит попробовать.
Начнем с первой половины XIX века, а значит здесь будет академизм с только-только нарождающимся реализмом. Вряд ли вы слышали о Капитоне Алексеевиче Зеленцове (хотя кто знает?), а ведь он был явно незаурядной личностью: помимо собственно живописи, он был еще иллюстратором и гравером, но также он издал азбуку, с собственными иллюстрациями. И это при том, что он еще и на гражданской службе дослужился до надворного советника, а ведь то был чин 7-го класса (из 14-ти возможных).
На этой картине Зеленцов изобразил мастерскую своего коллеги, к тому времени уже ставшего академиком, Петра Басина. И именно за эту работу, написанную по программе "изобразить внутренность мастерской художника с приличными принадлежностями и несколькими фигурами" Зеленцову присвоили звание академика перспективной живописи.
Далее у нас будет картина тоже малоизвестного художника, но в отличие от предыдущего (бывшего сыном крупного заводчика) из крепостных крестьян. Александр Алексеевич Алексеев изобразил мастерскую своего учителя Венецианова, принявшего самое деятельное участие в судьбе молодого крепостного, взяв его на обучение в столицу.
За эту работу он получит два года спустя золотую медаль второго достоинства. В дальнейшем он закончит Академию художеств и будет работать учителем рисования в различных учебных заведениях северных губерний России. Кроме собственно себя (стоящего спиной) он изобразил других учеников Венецианова - Тыранова А.В. (у окна) и Н.С. Крылова.
Далее у нас будет работа того самого Алексея Васильевича Тыранова, изображенного на предыдущей картине. В его судьбе тоже сыграл заметную роль Алексей Венецианов, устроивший его вольнослушателем в Академию художеств, которую Тыранов закончил в итоге с максимальной наградой.
Место действия - Васильевский остров Петербурга, изображены художники Григорий Чернецов (с гитарой) и Никанор Чернецов, а в зеркале можно увидеть и самого автора работы.
Следующим у нас будет русский художник из остзейских немцев - Василий Иванович Голике, при рождении (в 1802 году в Ревеле, как тогда называли Таллин) нареченный Вильгельмом Августом. Изначально обучался в петербургской мастерской английского художника Джоржда Доу. Очевидно, тот был весьма доволен своим учеником, так как по завещанию английского мастера, работавшего в Эрмитаже, Голике была назначена пожизненная пенсия.
И закончим сегодня картиной, которую можно охарактеризовать как "вид из глаз художника", потому как, на мой взгляд, автор незримо присутствует в этой работе - иначе на кого смотрит мальчик с гитарой? На мой взгляд, это долгожданный сын художника Ивана Фомича Хруцкого, которого звали Иосиф.
Так же звали и покровителя художника митрополита Иосифа Семашко, много лет снабжавшего Хруцкого заказами портретов и икон. В дальнейшем художник удалится в свое имение Захарничи, где по его собственному проекту был построен дом и заложен сад. Как вы уже поняли, интерьер именно этого дома у нас перед глазами.
Начиная писать эту статью, я думал, что мы с вами посмотрим на картины второй половины XIX века и последней работой мы максимально приблизились к этому (хотя это все тот же академизм). Однако по ходу написания оказалось, что лучше статью разбить на несколько частей, дабы не утомлять вас, уважаемые читатели. Так что в дальнейшем ожидайте продолжения данного сюжета, надеюсь, небезынтересного для вас (а так это или нет увидим по статистическим показателям статьи).
Спасибо, что были со мной сегодня, если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь. А если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.