Найти тему
История живописи

Картины о том, как художники изображали самих себя в жизни

Нет, это будут не автопортреты, если вдруг у вас закралась такая мысль. Это будут жанровые картины, где художники изображали самих себя в различных жизненных ситуациях (чаще - за работой), так скажем. Интересно вам будет или нет - этого я предугадать не могу, но вот такой сюжет сегодня пришел мне в голову, поэтому, мне кажется, стоит попробовать.

Начнем с первой половины XIX века, а значит здесь будет академизм с только-только нарождающимся реализмом. Вряд ли вы слышали о Капитоне Алексеевиче Зеленцове (хотя кто знает?), а ведь он был явно незаурядной личностью: помимо собственно живописи, он был еще иллюстратором и гравером, но также он издал азбуку, с собственными иллюстрациями. И это при том, что он еще и на гражданской службе дослужился до надворного советника, а ведь то был чин 7-го класса (из 14-ти возможных).

"Мастерская художника П.В. Басина", К.А. Зеленцов, 1833. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Мастерская художника П.В. Басина", К.А. Зеленцов, 1833. Русский музей, Санкт-Петербург.

На этой картине Зеленцов изобразил мастерскую своего коллеги, к тому времени уже ставшего академиком, Петра Басина. И именно за эту работу, написанную по программе "изобразить внутренность мастерской художника с приличными принадлежностями и несколькими фигурами" Зеленцову присвоили звание академика перспективной живописи.

Далее у нас будет картина тоже малоизвестного художника, но в отличие от предыдущего (бывшего сыном крупного заводчика) из крепостных крестьян. Александр Алексеевич Алексеев изобразил мастерскую своего учителя Венецианова, принявшего самое деятельное участие в судьбе молодого крепостного, взяв его на обучение в столицу.

"Мастерская художника А.Г. Венецианова в Петербурге", А.А. Алексеев, 1827. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Мастерская художника А.Г. Венецианова в Петербурге", А.А. Алексеев, 1827. Русский музей, Санкт-Петербург.

За эту работу он получит два года спустя золотую медаль второго достоинства. В дальнейшем он закончит Академию художеств и будет работать учителем рисования в различных учебных заведениях северных губерний России. Кроме собственно себя (стоящего спиной) он изобразил других учеников Венецианова - Тыранова А.В. (у окна) и Н.С. Крылова.

Далее у нас будет работа того самого Алексея Васильевича Тыранова, изображенного на предыдущей картине. В его судьбе тоже сыграл заметную роль Алексей Венецианов, устроивший его вольнослушателем в Академию художеств, которую Тыранов закончил в итоге с максимальной наградой.

"Мастерская художников братьев Чернецовых", А.В. Тыранов, 1828. Русский музей, СПб.
"Мастерская художников братьев Чернецовых", А.В. Тыранов, 1828. Русский музей, СПб.

Место действия - Васильевский остров Петербурга, изображены художники Григорий Чернецов (с гитарой) и Никанор Чернецов, а в зеркале можно увидеть и самого автора работы.

Следующим у нас будет русский художник из остзейских немцев - Василий Иванович Голике, при рождении (в 1802 году в Ревеле, как тогда называли Таллин) нареченный Вильгельмом Августом. Изначально обучался в петербургской мастерской английского художника Джоржда Доу. Очевидно, тот был весьма доволен своим учеником, так как по завещанию английского мастера, работавшего в Эрмитаже, Голике была назначена пожизненная пенсия.

"В мастерской художника", В.А. Голике, 1832. Третьяковская галерея, Москва.
"В мастерской художника", В.А. Голике, 1832. Третьяковская галерея, Москва.

И закончим сегодня картиной, которую можно охарактеризовать как "вид из глаз художника", потому как, на мой взгляд, автор незримо присутствует в этой работе - иначе на кого смотрит мальчик с гитарой? На мой взгляд, это долгожданный сын художника Ивана Фомича Хруцкого, которого звали Иосиф.

"В комнатах усадьбы художника И.Ф.Хруцкого «Захареничи»", И.Ф. Хруцкий, 1855. Третьяковская галерея, Москва.
"В комнатах усадьбы художника И.Ф.Хруцкого «Захареничи»", И.Ф. Хруцкий, 1855. Третьяковская галерея, Москва.

Так же звали и покровителя художника митрополита Иосифа Семашко, много лет снабжавшего Хруцкого заказами портретов и икон. В дальнейшем художник удалится в свое имение Захарничи, где по его собственному проекту был построен дом и заложен сад. Как вы уже поняли, интерьер именно этого дома у нас перед глазами.

Начиная писать эту статью, я думал, что мы с вами посмотрим на картины второй половины XIX века и последней работой мы максимально приблизились к этому (хотя это все тот же академизм). Однако по ходу написания оказалось, что лучше статью разбить на несколько частей, дабы не утомлять вас, уважаемые читатели. Так что в дальнейшем ожидайте продолжения данного сюжета, надеюсь, небезынтересного для вас (а так это или нет увидим по статистическим показателям статьи).

Спасибо, что были со мной сегодня, если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь. А если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.