На этом канале я нередко обсуждаю стихи классических поэтов и рассказываю истории создания гениальных текстов.
Если ты пишешь стихи или прозу, то обязательно должен знать не просто произведения своих предшественников, но и причины и следствия, по которым они появились.
Для рядового читателя стихотворение – это готовый продукт. Он наслаждается его качеством. Но представьте себе текст в виде огромного механизма, который собирается по частям на заводе, и чтобы он заработал нужно собрать его правильно. Мы не видим той самой сборки, но знаем, что она существует.
Сами писатели нередко высказывались о механизмах и процессах, которые идут в ход при создании произведений. В этой статье рассмотрим некоторые.
«Твои стихи... слишком умны. А поэзия, прости Господи, должна быть глуповата»
Александр Пушкин в письме к другу Вяземскому
Как только не интерпретировали эту фразу, но я считаю, что Пушкин имел ввиду «глупость в поэзии» не как основу для хороших стихов, а как огранку. То есть заумные и непонятные слова в стихах – это всегда препятствия для читателя. Поэзия – это не научный труд или курсовая работа – это сложное изложенное на понятном языке. Тот поэт, кто умеет преподать так свои тексты, чтобы они были просты, понятны, да ещё со смыслом (логика в стихах тоже важна) – уже стоит на ступеньку выше тех, кому не важно, что рифмовать и как – главное, чтобы красиво было.
Я пишу потому, что я больше не в состоянии об этом думать.
Владимир Маяковский
Сюда же можно отнести фразу «Можешь не писать, не пиши». И вот здесь кроется ловушка. Многие авторы принимают её за чистую монету, мол меня распирает от вдохновения, дай-ка сотворю шедевр другой. Но смысл её в другом. Если вам кажется, что текст вторичен, что уже кто-то точно также высказывался до вас или вы разглядели в своей работе повторы самого же себя, то лучше, наверное, не писать. Подождать или поработать над уникальностью и подачей.
А вот если как Маяковский, который сто раз перемылит стихи в уме или как он говорил «прежде чем начнет петься, и тихо барахтается в тине сердца из любвей и соловьев какое-то варево, глупая вобла воображения», то стоит дать стихам волю.
«Поэт может вынести всё, кроме опечатки».
Оскар Уайльд
Щепетильная фраза, касающаяся прежде всего редактуры. Знаки препинания в поэзии не всегда важны – есть же переносы. Ошибки тоже исправляются – есть же корректоры. Но вот опечатки, меняющие смысл всего текста – это настоящая катастрофа. Прежде чем вынести на суд читателя своё произведение нужно сто раз его перепроверить. Хорошо если добрый читатель попадётся и укажет на неточность. А вот если налетят «иные виды» любителей словесности, то будут крыть на чем свет стоит. Для них как для энергетических вампиров увидеть ошибку у автора – это прилив сил. Вот они и рыскают по просторам интернета в поисках наживы 🧛🏻♀️.
Не читайте стихи как прозу. Поэзия — не информация. Информация стихотворения заключена в его мелодии.
Иосиф Бродский
Ещё одна правда. Поэзия не должна вас обучать, например, математике или географии. Хороший поэтический текст — это работа разума и души. В нём непременно должен быть смысл, пусть и трудно уловимый. Хорошая поэзия даже через 100 лет будет читаться как будто написана вчера. А вот плохие стихи работают только в рамках определённого отрезка времени. Про такие ещё говорят «на злобу дня», а в старину таких писателей называли щелкопёры. Эти самые щелкопёры брали какую-нибудь модную тему и кропили свои памфлеты пока за них платят.
Поэзия — это когда чувство находит свою мысль, а мысль находит слова.
Роберт Фрост
Знаете, что губит хорошую поэзию? Конечно же пафосные фразы и многозначительные слова, которые заполнены пустотой. Это когда автора распирает от чувств, и он пишет строк на сто, например, любовное послание, которое можно уложить в одну фразу. Найти нужные слова – это талант. Многие стихи поэтов-любителей буквально наполнены пустотой, в которой где-то в далеке видны небольшие проблески смысла. Там можно смело вычеркивать почти всё, но они этого не делают считая, что каждое их написанное слово важно в рамках текста. Вот поэтому их никто и не читает кроме их самих, потому что только они и понимают, что написали. Другие видят лишь мутную воду.
На этом хочу закончить. Высказываний ещё много, но каждый кто хочет совершенствоваться должен сам для себя найти некоторые.
В завершении я приведу одно стихотворение Давида Самойлова:
В этот час гений садится писать стихи.
В этот час сто талантов садятся писать стихи.
В этот час тыща профессионалов садятся писать стихи.
В этот час сто тыщ графоманов садятся писать стихи.
В этот час миллион одиноких девиц садятся писать стихи.
В этот час десять миллионов влюблённых юнцов садятся писать стихи.
В результате этого грандиозного мероприятия
Рождается одно стихотворение.
Или гений, зачеркнув написанное,
Отправляется в гости.
Поддержите канал лайком и подпиской, если вам нравятся материалы, которые здесь публикуются (это сильно помогает и мотивирует автора на развитие и создание интересных материалов). Спасибо за внимание!