Найти в Дзене
Странствия поэта

Высказывания поэтов, которые помогут авторам понять как писать хорошие стихи

На этом канале я нередко обсуждаю стихи классических поэтов и рассказываю истории создания гениальных текстов.

Если ты пишешь стихи или прозу, то обязательно должен знать не просто произведения своих предшественников, но и причины и следствия, по которым они появились.

Все иллюстрации к статье выполнены нейросетью MIDJOURNEY
Все иллюстрации к статье выполнены нейросетью MIDJOURNEY

Для рядового читателя стихотворение – это готовый продукт. Он наслаждается его качеством. Но представьте себе текст в виде огромного механизма, который собирается по частям на заводе, и чтобы он заработал нужно собрать его правильно. Мы не видим той самой сборки, но знаем, что она существует.

Сами писатели нередко высказывались о механизмах и процессах, которые идут в ход при создании произведений. В этой статье рассмотрим некоторые.

«Твои стихи... слишком умны. А поэзия, прости Господи, должна быть глуповата»
Александр Пушкин в письме к другу Вяземскому

Как только не интерпретировали эту фразу, но я считаю, что Пушкин имел ввиду «глупость в поэзии» не как основу для хороших стихов, а как огранку. То есть заумные и непонятные слова в стихах – это всегда препятствия для читателя. Поэзия – это не научный труд или курсовая работа – это сложное изложенное на понятном языке. Тот поэт, кто умеет преподать так свои тексты, чтобы они были просты, понятны, да ещё со смыслом (логика в стихах тоже важна) – уже стоит на ступеньку выше тех, кому не важно, что рифмовать и как – главное, чтобы красиво было.

-2
Я пишу потому, что я больше не в состоянии об этом думать.
Владимир Маяковский

Сюда же можно отнести фразу «Можешь не писать, не пиши». И вот здесь кроется ловушка. Многие авторы принимают её за чистую монету, мол меня распирает от вдохновения, дай-ка сотворю шедевр другой. Но смысл её в другом. Если вам кажется, что текст вторичен, что уже кто-то точно также высказывался до вас или вы разглядели в своей работе повторы самого же себя, то лучше, наверное, не писать. Подождать или поработать над уникальностью и подачей.

А вот если как Маяковский, который сто раз перемылит стихи в уме или как он говорил «прежде чем начнет петься, и тихо барахтается в тине сердца из любвей и соловьев какое-то варево, глупая вобла воображения», то стоит дать стихам волю.

-3
«Поэт может вынести всё, кроме опечатки».
Оскар Уайльд

Щепетильная фраза, касающаяся прежде всего редактуры. Знаки препинания в поэзии не всегда важны – есть же переносы. Ошибки тоже исправляются – есть же корректоры. Но вот опечатки, меняющие смысл всего текста – это настоящая катастрофа. Прежде чем вынести на суд читателя своё произведение нужно сто раз его перепроверить. Хорошо если добрый читатель попадётся и укажет на неточность. А вот если налетят «иные виды» любителей словесности, то будут крыть на чем свет стоит. Для них как для энергетических вампиров увидеть ошибку у автора – это прилив сил. Вот они и рыскают по просторам интернета в поисках наживы 🧛🏻‍♀️.

-4
Не читайте стихи как прозу. Поэзия — не информация. Информация стихотворения заключена в его мелодии.
Иосиф Бродский

Ещё одна правда. Поэзия не должна вас обучать, например, математике или географии. Хороший поэтический текст — это работа разума и души. В нём непременно должен быть смысл, пусть и трудно уловимый. Хорошая поэзия даже через 100 лет будет читаться как будто написана вчера. А вот плохие стихи работают только в рамках определённого отрезка времени. Про такие ещё говорят «на злобу дня», а в старину таких писателей называли щелкопёры. Эти самые щелкопёры брали какую-нибудь модную тему и кропили свои памфлеты пока за них платят.

-5
Поэзия — это когда чувство находит свою мысль, а мысль находит слова.
Роберт Фрост

Знаете, что губит хорошую поэзию? Конечно же пафосные фразы и многозначительные слова, которые заполнены пустотой. Это когда автора распирает от чувств, и он пишет строк на сто, например, любовное послание, которое можно уложить в одну фразу. Найти нужные слова – это талант. Многие стихи поэтов-любителей буквально наполнены пустотой, в которой где-то в далеке видны небольшие проблески смысла. Там можно смело вычеркивать почти всё, но они этого не делают считая, что каждое их написанное слово важно в рамках текста. Вот поэтому их никто и не читает кроме их самих, потому что только они и понимают, что написали. Другие видят лишь мутную воду.

На этом хочу закончить. Высказываний ещё много, но каждый кто хочет совершенствоваться должен сам для себя найти некоторые.

Давид Самуилович Самойлов
Давид Самуилович Самойлов

В завершении я приведу одно стихотворение Давида Самойлова:

В этот час гений садится писать стихи.
В этот час сто талантов садятся писать стихи.
В этот час тыща профессионалов садятся писать стихи.
В этот час сто тыщ графоманов садятся писать стихи.
В этот час миллион одиноких девиц садятся писать стихи.
В этот час десять миллионов влюблённых юнцов садятся писать стихи.
В результате этого грандиозного мероприятия
Рождается одно стихотворение.
Или гений, зачеркнув написанное,
Отправляется в гости.

Поддержите канал лайком и подпиской, если вам нравятся материалы, которые здесь публикуются (это сильно помогает и мотивирует автора на развитие и создание интересных материалов). Спасибо за внимание!