Великий наш святой преподобный Серафим Саровский происходил, как известно, родом из курских купцов.
В своей юности он имел большой опыт погружения в процесс торговой деятельности. Для большинства людей этот опыт становится роковым, так как полностью засасывает воронкой «купи-продай» в безнадежное служение и рабство мамоне.
Но не то святой Серафим. Он не только не подвергнулся сколько-нибудь значительной опасности сребролюбия, он еще и использовал этот опыт для своей духовной жизни.
На основании глубокой истины, выраженной в поговорке «что внизу, то и вверху», он сделал перенос торговой деятельности на деятельность Духа Святого.
Причем, сделал это настолько смело, что дух захватывает, а для многих не очень глубоких христиан, неискушенных в подобных переносах, порой становится источником соблазна.
Как, дескать, можно, такую «низкую» сферу, как торговля, так непосредственно отождествлять с благодатью, которая дается Святым Духом?
И если бы это не сделал сам Святой Серафим, они бы точно возмутились и обвинили кого-то другого в ереси. Но поскольку это сделал сам святой батюшка – тут, что называется, трудно поспорить.
Что ж – давайте присмотримся, а заодно и поучимся.
Поучение на эту тему взято из беседы св. Серафима с его учеником – помещиком Н.А. Мотовиловым. Вот как оно начинается:
«Вот я вам расскажу про себя, убогого Серафима. Родом я из курских купцов. Так, когда не был я еще в монастыре, мы, бывало, торговали товаром, который нам больше барыша дает. Так и вы, батюшка, поступайте, и, как в торговом деле, не в том сила, чтобы больше торговать, а в том, чтобы больше барыша получить, так и в деле жизни христианской не в том сила, чтобы только молиться или другое какое-либо доброе дело делать».
Невероятно смело – не правда ли?
Вряд ли у кого-то другого из святых отцов мы найдем такой смелый перенос торговли на духовную жизнь.
Итак, в деле христианской жизни, как и в миру, тоже должна идти постоянная «торговля»!.. Только как и чем?
И сразу обратим внимание – дело не в торговле как таковой, а в «барыше», который она дает.
Было бы странно, если бы какой-то купец был заинтересован только в количестве совершенных им торговых операций, но совсем не интересовался выгодой, которую они ему принесли. Такая ситуация грозила бы ему скорым разорением.
В христианской жизни – такая странность тоже должна быть устранена. Само количество добрых дел, которые совершает христианин, не является ценностью самой по себе. Нужен «барыш» от них.
Какой – слушаем дальше:
«Если рассудить правильно о заповедях Христовых и апостольских, так дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих к цели нашей христианской жизни только средствами, но в извлечении из них большей выгоды, то есть вящем приобретении обильнейших даров Духа Святого».
Итак, «барыш», получаемый от «торговли» в сфере духовной жизни заключается в приобретении даров Святого Духа.
И опять дух захватывает от такого прямого отождествления. Неужели и впрямь аналогия настолько прямая?
И поражает указание на то, что добрые дела не столь ценны сами по себе. Они только «средство»…
Впрочем, здесь все-таки стоит сделать уточнение. Ведь все познается в сравнении.
Конечно же, добрые дела ценны и сами по себе. Они приносят реальное благо тому, кому были сделаны.
Однако в сравнении со Святым Духом, с тем «барышом», который получает от делания добрых дел сам человек, они обесцениваются всего лишь до «средств».
Ибо что можно сравнить с благодатью Духа Святого – какое земное благо? Ровным счетом – ничего.
Но идем дальше.
Как же все-таки путем духовной «торговли» можно получить этот «барыш» - стяжать благодать Духа Святого?
«Стяжайте благодать Духа Святого и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больший прибыток дают… Примерно: дает вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост, поститесь, более дает милостыня, милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради, рассуждайте».
В какой-то момент батюшка доходит до отождествления духовной «торговли» с отдельными денежными операциями, в частности – отдачей денежного капитала в банк под проценты. И если бы это не говорил батюшка Серафим, большинство из нас, скорее всего, бы пожали плечами или даже покрутили пальцем у виска.
Но у тех, кто не сомневается в духоносности поучений святого Серафима, опять должно захватывать дух от его смелости:
«Собирайте капитал благодатных избытков благодати Божией, кладите их ломбард вечный Божий из процентов невещественных…»
Что ж – подведем итог. Картина более менее прояснилась.
Итак, духовная жизнь – это тоже торговля. Торговля своими добродетелями для стяжания «барыша» благодати Святого Духа.
Как купец для получения максимальной выгоды тщательно должен выбирать самый выгодный товар, так и мы должны в своих добродетелях определить самое «барышное». Это могут быть:
- молитва;
- бдение;
- пост;
- милостыня…
Это только те, что перечислил батюшка Серафим.
Несомненно, что есть и другие «выгодные» добродетели.
Собственно любое доброе дело можно превратить в «барышное», если делать его не просто так, а, по словам батюшки Серафима, «Христа ради».
Даже подметание улиц и то, если ты это делаешь как жертвоприношение Христу, и то может стать для тебя источником благодати Святого Духа.
Предвижу, как многие морщатся и кривятся, дескать, они добры сами по себе и делают добрые дела просто так – «от чистого сердца», не думая ни о каком Христе и «барыше»…
Что ж – не станут ли такие добрые дела мусором, обесцененным собственной гордыней?
Поживем – увидим.