Как известно, человек - существо социальное.
Общество нужно человеку для многого: для получения и обмена информацией, для объединения усилий с целью получения выгоды, для получения поддержки и избавления от одиночества.
Терапевтическая группа должна отвечать всем этим потребностям индивида. Каждый ищет себе группу, которая с самого начала даёт возможность развиться его воображению и шансам на успех. Если эта надежда не сбывается - человек уходит из группы.
Групповая терапевтическая работа отличается от индивидуальной.
Эрик Берн считал групповую терапию предпочтительной, так как она позволяет получать больше обратной связи от участников группы и интенсивнее собирать их социальный опыт, а
Накопление социального опыта ведёт к уменьшению тревожного состояния и архаических деформаций, а также к облегчению симптомов, которые врач и пациент могут понимать, предвидеть и контролировать.
При этом даже молчание в группе является не проблемой для разрешения, а предметом для изучения.
Берн считал, что 6 - оптимальное количество участников групповой терапии для часового сеанса, тогда на каждого участника приходится немногим менее 10 минут. Для увеличения этого времени можно проводить полутора часовые сеансы, а вот более 2-х часов заниматься не рекомендуется - накапливается усталость, снижается внимание и эффективность.
Шестеро участников - вполне достаточно для распределения семейных ролей в группе, которые помогут выявить основные игры всех участников.
Интересно, что существуют специфические игры для групповой работы и даже их последовательность, связанная со все большим узнаванием друг друга и раскрепощенностью участников.
По наблюдению Берна:
Группа сначала играет в игру «Ассоциация родителей учеников», потом «Почему же вы не?.. Да, но...», а затем уже переходят к анализу трансакций и игр.
Таким образом, участники группы для начала демонстрируют друг другу наиболее стойкие и независимые части своих личностей - Родителей. Стойкость эта определяется не только сложившимся набором ценностей, но даже и предрассудками.
За Родителями приходит время Детей и их игре в догонялки. Ее напоминает игра «Почему же вы не?.. Да, но...», с той разницей, что водят тут все, а догоняют они одного, по очереди. Догоняют с целью показать его беспомощность и свое превосходство, а догоняемый при этом уворачивается как может.
И только после Родителей и Детей приходит время Взрослых, начинающих анализировать игры и коммуникации всех участников группы.
Каждый участник группы отыгрывает в ней свои игры. Если игры не проходят с успехом, и участнику не удаётся побороть возникающую на этой почве неприязнь - он уходит из группы. И для группы этот уход - потеря, иногда требующая процесса горевания по утрате.
Групповая терапия семейных пар имеет свои особенности. Наиболее оптимально количество участвующих пар - 4.
В отличие от групп индивидов, в супружеских группах наиболее распространенной является игра «Трибунал». В ней супруги играют роли истцов и ответчиков, а терапевт - роль судьи. Берн считал эту игру формой сопротивления терапией и предлагал следующий способ ее прекращения:
Каждый участник может говорить только о себе, или, обращаясь к своему супругу, употреблять второе лицо, но третье лицо использовать запрещается.
То есть можно говорить о себе и использовать местоимение "я", можно обращаться к супругу и говорить ему "ты", но нельзя обращаться к терапевту и говорить ему о супруге "он/она".
Групповую терапию Берн рекомендовал парам, находящимся в следующих ситуациях:
- люди, которые не могут понять друг друга, но не хотят и разводиться (их игры проходят неудовлетворительно, иногда из-за возраста, иногда дают трещину;
- люди, страдающие от толчка в сценарии (например внебрачная импульсивная связь в длительном счастливом браке);
- люди, которые разводятся, но готовы рассмотреть возможность примирения;
- люди, которым нужны доказательства их несчастья для развода «с чистой совестью».
Вариантом решения для первых может быть прояснение отношений друг к другу, взаимных игр, целей и желаний.
Для вторых решением может быть объяснение случайности измены партнера и принятие обязательства о неповторении его в будущем.
Третьим можно помочь договориться об условиях продолжения совместной жизни с учетом их потребностей и желаний.
Четвертым же можно смягчить развод, помочь отгоревать утрату отношений и создать условия для цивилизованного расставания с возможностью сохранения человеческого общения.