Найти тему

ДЛЯ ТЕХ, КОГО ВОЛНУЕТ СВЕРХСМЫСЛ

А таких - я знаю - много. Это люди, которые пытаются разгадать свою предназначенность и понять, каким должно быть их направление жизни, так сказать, «по крупному», широким мазком. Есть версия, что мы не строим свою судьбу. Мы её – распаковываем, выбирая из возможностей, предоставленных чем-то свыше.

Опыт означает всё больше получать навык этой распаковки, а значит, с каждым новым опытом всё легче и быстрее вступать в диалог с миром. Он даёт – мы принимаем и дешифруем, а затем включаемся в принятое. Логотерапия старается дать человеку осознание того, за что конкретно настало время отвечать, во что сейчас нужно включиться.

Давать ответ жизни на ее запросы - основа человеческого бытия. Это ответ на вопрос – что я сейчас должен делать, чтобы моё действие соответствовало некой общей заданности, частью которой я являюсь.

Что же такое ответственность? Она в нас запрограммирована, встроена. Мы её хотим, нам она требуется, а иначе жизнь теряет смысл. Но одновременно ответственность и пугает, поэтому инстинктивно мы пытаемся с неё соскочить. И да – для этого включаются защитные механизмы также встроенные в человека.

В ответственности за выборы, решения, поступки есть что-то пугающее. Страх ошибиться, «не вывезти», навредить, испортить. Страх понимать, что каждую минуту нужно выбирать и что каждый сделанный выбор рождает новое будущее. Страх, что выбранное и сделанное – не отменить и не переиграть, оно сделано как для себя, так и для жизни в целом – насовсем. Что-то в этот момент будет или реализовано, или упущено. Каждый момент – это несколько предоставленных Жизнью вариантов на выбор, а выбрать можно только что-то одно в один момент времени.

Но есть и то, что позволяет справляться с защитами и не спрыгивать. Это осознание того, что решаясь и делая, человек – созидает. Он создаёт что-то новое в мире в этот момент и это новое тоже сохранится насовсем. Оно будет запечатлено в реальности и станет тем, что её сотворяет и, таким образом, осуществляет. Так, что ответственность это не только груз, но и возможность творчества на самом высоком уровне.

К этому предлагаю несколько цитат Виктора Франкла по теме.

«Ответственность – это всегда ответственность перед смыслом. Вопрос о смысле… возникает чаще всего, когда душевнобольной обращается к врачу как борющийся духовно. Не врач поднимает этот вопрос, а пациент в своей духовной нужде донимает этим вопросом врача».

«Вопрос о смысле жизни – сформулированный или подразумеваемый – следовало бы считать главным человеческим вопросом. Сомнения в смысле жизни ни в коем случае не могут быть признаком заболевания, это безусловный признак человеческого в человеке и даже – самого в нем человеческого».

«Ни в коем случае нельзя отметать духовную проблематику как «симптом»: она всегда некое «достижение» (прибегну к антитезе Освальда Шварца). В одних случаях – то достижение, которого пациент добился сам, в других – к которому нам еще предстоит его подвести. Последнее относится к людям, которые утратили душевное равновесие из-за сугубо внешних обстоятельств. К пациентам такого типа следует, например, причислить человека, который, потеряв кого-то близкого и наиболее в своей жизни значимого, кому он всецело посвятил себя, не знает теперь, остался ли какой-то смысл в его собственной жизни».

«Домашнее животное не понимает, в каких целях использует его человек. Откуда же человеку знать «конечную цель» своей жизни, «сверхсмысл» мира как целого?... Вполне можно себе представить аналогичные отношения между царством человеческой свободы и находящимися выше сферами, так что человек вопреки тому, что уготовило ему Провидение, все же обладает свободой воли, как и домашнее животное живет инстинктами, хотя и служит воле человека, который как раз эти инстинкты и использует в своих целях».

«Тот шаг, который вера совершает в сверхчеловеческое измерение, возможен только благодаря любви. Само по себе это давно известно, однако менее известен, кажется, тот факт, что к этому шагу наблюдается еще дочеловеческая подготовка. Случалось ли вам наблюдать, как собака, которой ветеринар («в ее же интересах», рассуждая по-человечески) причиняет боль, с безусловным доверием глядит на своего хозяина? «Понимать» смысл этого страдания животное не может, но имеет «веру», то есть полагается на хозяина, потому что «любит» его».

Лайк, если зашло. Тема сложная, буду рада комментам.