Оглавление цикла «ТЭД — труженик электродвигатель»
Северный Урал... Здешняя природа тяжела и тягуча словно мёд — стóит шагнуть в лес, как он обволакивает тебя, в нём повисаешь словно муха в янтаре. Лес поит тебя запахами, сводит с ума комариным воем — это даже не звон... Не у всякого человека хватит сил идти сквозь эту густоту. Но сейчас этот воздух, не разбирая запахов, месили тридцать два поршня дизелей тепловоза.
Горячие газы, уже отработавшие в цилиндрах, но ещё живые, пытались зацепиться за изглоданные лопатки турбокомпрессора и отдать дизелю свою угасающую энергию. Машина попалась очень старая, 2ТЭ116-230, и если задняя секция как-то ещё выдавала полторы тысячи киловатт, то передняя совсем устала.
Ещё на станции машинист понял, что прыти от неё не дождёшься — при каждом трогании секция издавала не обычный натужный вой, а урчание сытого тигра, и вываливала на крышу шар смолистого дыма.
Серов и уходящая на север приобская линия — самая глухая окраина дороги, не чета вроде и более далёкому, но куда более важному для страны Уренгою, который тоже относится к Свердловской дороге. Если в самóм Серове жива металлургия, по идущей в Екатеринбург магистрали бодро снуют ВЛ11 с рудой и сталью, то на север — тишина...
Как пишет про эти места бортмеханик Михаил Селюминов? "Здесь, где мы сейчас идем, а это уже за хребтом Северного Урала, облаков уже нет, а на земле вообще никаких признаков жизни. Ни одного огонька, хотя видимость прекрасная. Только безжизненные звезды холодно мерцают в черном небе. Как будто в космосе висим…"
То же пишет и пилот Шевчук: "Освещённые луной горы будто совсем не приближаются. Луна сейчас слева, чуть сзади. В её холодном свете взору открывается величественная картина.
На освещённой стороне горные склоны голубовато-серые. В распадках и ущельях мрачная темнота. Внизу чернеют леса. В горах ни огонька. Да и кто там может быть, в эту предновогоднюю ночь и такой холод. В голову лезут дурацкие мысли: «Не дай Бог, над горами что-нибудь случится с движками. Садиться здесь негде!» Внутренний голос успокаивающе бубнит: «Крутите баранку, любезный, и не надо вам всех этих неприятностев!»"
Однако у нас, внизу, неприятности стояли на пороге... И горы тоже почти не приближаются — железная дорога до Ивделя идёт почти параллельно хребту. Западнее Ивделя лежит перевал Дятлова, но путь поворачивает на восток, на Югорск, Нягань, Приобье. И если до Ивделя при каждой станции теплится деревенька, то дальше до троицы Пионерский — Югорск — Советский нет почти никакой жизни, ну, пара посёлков — одни домики разъездов среди тайги да болот. Ни сотовой связи, ни людей — кроме тех, что в поездах на «железке» да в машинах на трассе.
Вроде и стоит неподалёку станция с красивым названием Уралзолото — должен быть богатый край? Но нет, местам этим больше подходит название Глухарный, что носил закрытый разъезд чуть дальше Уралзолота... Изредка проползёт «фантомас» с лесом из Пионерского или щебнем из Полуночного, потом пролетит пассажирский ТЭП70 — да и всё.
В Ивделе кончатся посёлки, а в Приобье кончится и сама «железка»: тупик, свинцово-бурые воды Оби, Белоярский, Берёзово — и сотни километров совсем уж безмолвных земель до самой Обской губы, до Салехарда и Надыма.
Потому и тепловозы сюда сползаются самые последние, уже не нужные в других депо дороги, которые на неугомонную сургутскую линию не то что с полновесным грузовым — даже с «хозяйкой» выпускать боязно. Вот и доживают они свой век в Серове словно Левша в Обухвинской больнице... А машинистом с помощниками — решай ребусы, как довезти на этих атавизмах поезда́, которые и не шибко-то легче, чем в том же Сургуте.
Сейчас бригада решала ребус, как взять подъём из долины Сóсьвы. Стрелка амперметра лишь иногда покачивалась, но тепловоз ощутимо вздрагивал и толкался в спину — в основном боксовала более мощная задняя секция. Ситуация патовая: ехать так нельзя — или встанешь из-за боксования, или вообще размотаешь двигатели, сбрасываться тоже нельзя — встанешь. И даже толком не видно, что там конкретно творится — конструкторы поскупились на амперметр задней секции. Это не новый 2ТЭ25КМ, где дисплей покажет даже скорости всех осей — один из немногих плюсов брянской поделки...
— Лёх, выключи на задней четыре цилиндра — распорядился машинист. Если «придержать коней» задней секции, «пляска» должна прекратиться. Никакими инструкциями это не предусмотрено, да и ходить в дизельное под нагрузкой запрещено, но сейчас все средства хороши. Однако помощник не успел.
На днях машина зашла на межпоездной ремонт — бригада по прибытии на станцию нащупала горячий подшипник, диагносты подтвердили, что ему пора в металлолом, колёсно-моторный блок сменили. Да только взамен в нарушение всех инструкций подкатили хоть и исправный, но со сношенными «тапками» — почти до предела сточенными бандажами колёс.
Тепловозу через неделю светило ТО-3, старший мастер поговорил с приёмщиком, предупредили эксплуатацию, не вдаваясь в суть — мол, машина слабая, дайте доходить до ТО, под тяжёлые не выдавайте. Но не всегда получается так, как мы хотим — мощный 1109-й, который планировался под тяжёлый поезд, снёс на переезде в Андриановичах легковушку, да так неудачно, что не выжили оба правых пассажира. Тепловоз минимум на несколько суток попал «под подписку», а под поезд весовой нормы от безысходности выдали 230-й.
И сейчас он завывал чуждым ему колёсно-моторным блоком, который по известному закону оказался именно под здоровой, мощной секцией, не мог зацепиться своими стоптанными бандажами за рельсы и выбивался из оркестра. На остальных осях бандаж был полнее, они тоже подплясывали, но всё ж куда уверенней вгрызались в путь. Машинист, как и положено хорошему дирижёру, слышал фальшь, но о причинах лишь догадывался.
Скорость падает и падает, автоматика электропередачи послушно держит мощность, которую периодически сбавляет машинист, успокаивая боксование. Но с падением скорости растёт ток, ибо до ограничения ещё далеко... Бодрый и свежий двигатель, собранный в блок со стоптанной колёсной парой, с удовольствием поедает этот ток и крутит ось.
Да только не на пользу идут его усилия... Обороты двигателя уже совсем неприличны, и чтобы утихомирить раскрутившуюся колёсную пару — надо сбросить тягу всерьёз и надолго.
Но в кабине ведущей секции, за свистом турбокомпрессоров и воем вентиляторов, разносного боксования задней секции не слышно. И не видно — ток пошедшего вразнос двигателя не скачет... Защита от боксования, которая давно бы уже сбросила нагрузку, просто не работает.
А двигателю того и надо — диагносты на прокрутке дают ему всего 36 вольт, и то раскручивается будь здоров, а тут добрые 360! И нажатия пружин, чтобы в полную силу дотянуться куцыми бандажами до рельсов, не хватает...
Окончание и основная статья с разбором реле перегрузки, боксования, обрыва полюсов и пробоя вентилей — здесь:
Упомянутые рассказы бортмеханика Селюминова и пилота Шевчука: