Зачастую в фильмах скрываются неочевидные смыслы и моя задача в том, чтобы дать другой взгляд на привычное. Предлагаю вашему вниманию разбор фильма про ранние нарушения детско-родительских отношений, которые могут привести к расстройствам пищевого поведения.
Итак, что может рассказать о вас ваше отношение к собственному телу? Ответ на этот вопрос может дать короткометражный фильм «Против тела» испанского режиссера Эдуардо Чаперо-Джексона (2005).[youtube]https://youtu.be/ED_LvQFv6-8[/youtube]
Начинается он с того, что девушка снимает замеры собственного тела, записывая все в дневник, фотографируя свои «несовершенные» глаза, переносицу, нос, рот, руки, кисти, ноги, ягодицы, грудь, с указанием желаемых размеров. На стене висят весы из измененным весом 40 кг 10.04.; 43 кг 09.04.; 45 кг 08.09.; 46,5 кг 07.04.; 48,5 кг 06.04.; 50 кг 05.04.; 51 кг 04.04. То есть за 6 дней главная героиня экстремально сбросила 11 кг.
Она заходит в комнату с манекенами и ложится в один из них, разрезанный на две части, который закрывается как гроб. Действительно, психическое и физическое состояние девушки говорит о том, что вернуться в нормальную, обычную жизнь уже нельзя. Есть только одна цель – стать идеальным, неизменным образом.
Комната, в которой находятся манекены, пустая, серая и «холодная» как и ассоциация с болезнью анорексия – безжизненная, похожая на труп, нет жидкости, нет ничего мягкого, тело становится как кости в сухом кожаном мешке.
Героиня оказывается в центре внимания, среди других людей, но на витрине. Ей одевают одежду и парик, что тоже ярко демонстрирует болезнь, ведь на поздних стадиях больные анорексией теряют волосы, а также не способны позаботиться о себе.
Девушка подглядывает из манекена на людей: весь мир суетится, куда-то спешит, а у нее идеальная внешность, но она не участвует в жизни, и большинство так и не обращает на нее никакого внимания. Внутри «самодельного гроба» уже нет ни чувств, ни эмоций.
Перед витриной оказывается девочка лет 10-12 с глянцевым журналом, которая очарованно смотрит на манекен с девушкой внутри. Можно предположить, что примерно в этом возрасте и зародилась идея, что в образе героини что-то не так, что она недостаточно идеальная и ей нужно что-то менять в себе.
В подтверждении, отдельно показывают детско-подростковые фотографии главной героини. На них прослеживается тираническая мать, которая всячески наказывала девочку. Семья жила бедно, в семье было много детей. Режиссер делает акцент в фотографиях на больших семейных застольях. Общение семьи проходило в большей степени за столом, через еду, поэтому эмоциональной близости между членами семьи не было, а это значит, что героиня никому из семьи не могла довериться, никто не мог поддержать ее в вопросах индивидуализации и принятия собственного тела.
Героиня смотрит на себя в зеркало и видит в нем тело матери, хочет разрушить его, избавиться от него. А в дальнейшем в качестве следующего шага она прекращает есть для того, чтобы тело матери исчезло.
Также этот момент может быть связан с натиском сексуальных влечений и «подгонкой» имеющихся в наличии идентификаций. То есть в период между детством и подростковым возрастом происходят изменения идентификаций, обусловленных усилением сексуальных влечений, а также телесными изменениями. Сексуальные влечения вступают в конфликт с детскими идентификациями (зависимость от родительских фигур). С одной стороны, подросток продолжает зависеть от своих родителей, а с другой – с ним происходит что-то, что толкает его в противоположном направлении. Со временем и при нормальных условиях этот конфликт постепенно разрешается. Но у героини фильма, к сожалению, нет. Она постоянно с грустными глазами и лицом на фотографиях, предположительно у нее депрессия.
Весь фильм зрителю подают достаточно сухую информацию, без слов, без особых эмоций, также как и тело самой девушки – без мышц, жира, одни кости. В моем понимании, единственно живое, что осталось у нее – это моча. Всего два раза нам показывают ее в фильме.
Первый раз в больнице собирают в пакет, а второй раз она просачивается из манекена во время выступления скрипача на улице. Момент в больнице я интерпретирую как ограничение в любых действиях со стороны врачей по отношению к девушке.
В тот момент, когда моча «высвобождается», и ее находит сотрудник магазина, девушка (в манекене) автоматически становится ненужной и ее выкидывают на мусорку.
Данный момент подтверждает отношение девушки к себе, что если она будет проявляться, будет принимать себя такой, какая она есть, то другим/обществу она будет не нужна.
Следующий кадр, когда манекен оказывается на помойке, его в шутку используют подростки, показывая действия сексуального характера. Эта сцена усиливает понимание собственной ненужности героини в этом мире для зрителей. Но вот в понимании самой героини остается неизвестным. Может быть, наоборот, эта сцена показывает найденную сексуальность, потому как нам на всем протяжении фильма ни разу не показывали ее как женщину, только как ребенка, страдающего подростка и манекена.
Режиссер и сценарист, как я понимаю, оставляет право выбора за зрителем. Что мы выберем - смерть или жизнь, несмотря на все тяготы и лишения?
Так как фильм идёт без каких-либо слов, режиссёру удалось донести этот глубокий смысл с помощью музыки. Итак, в самом начале фильма звучит музыка, которая настраивает на погружение внутрь, затем музыка прерывается и в тишине. Музыка становится жуткой на моментах замеров и показе весов; приятной и мелодичной на моменте появления и одевания манекена; достаточно страдающей в момент появления маленькой девочки и затихает совсем на последних больничных кадрах. Также, как слова переходят в общение, а общение с другими людьми может помочь решить проблему и вопросы. Также и у героини, если бы родители были более чуткими, создавали эмоциональную близость – болезнь можно было бы избежать еще в подростковом возрасте; если бы героиня шла на контакт в больнице – психотерапия, возможно, помогла бы. Но все происходит в тишине и внутри самой героини, она не может проявить себя и выплеснуть все вовне.
Еще разборы на канале в телеграмм:
https://t.me/unconsciousmeanings
Всем буду рада!
Автор: Александра Деревянко
Психолог, Кандидат психологических наук
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru